Игровые обучающие ситуации – нетрадиционна форма речевой работы с дошкольниками

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Казанкова Лариса Викторовна

Организация: МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Петровск

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности. Если справедлива пословица «По одёжке встречают, по уму провожают», то она, в первую очередь приемлема к человеческому общению, где слова - «одёжки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы неверным судить о человеке только по его словам, но в тоже время не возможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древних времён, ещё Сократ говорил: «Заговори, что бы я тебя увидел».

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

Педагогическая технология О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на  развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы  детьми.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

  1. развиваем умение сотрудничать;
  2. развиваем умение активно слушать;
  3. развиваем умение высказываться;
  4. развиваем умение правильно перерабатывать информацию.

К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми   относятся:

  1. ситуации общения;
  2. игровые обучающие ситуации;
  3. творческие мастерские;
  4. интегрированные занятия с элементами кооперации.

 

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Игровые обучающие ситуации могут быть четырёх видов:

  1. ситуации – иллюстрации;
  2. ситуации – упражнения;
  3. ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)
  4. ситуации – оценки.

В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе.

Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового действия.

Участие детей в ситуациях партнёрского взаимодействия способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.

В старшей группе начинают использовать ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.

Конспект НОД в средней группе «Лесенка доброты» с использованием сценария активизирующего общения (по О.М.Ельцовой)

Примерная основная образовательная программа  

Примерная основная общеобразовательная программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Возрастная группа   средняя группа

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

«В гостях у сказки»

Тема НОД  «Лесенка доброты»

Цель: Создание игровых обучающих ситуаций для развития коммуникативных способностей детей.

Задачи:

Формировать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.

Сформировать и расширить  представление детей о доброте, как о ценном качестве человека.

Продолжать учить детей сравнивать предметы по размеру и обозначать результаты сравнения словами: верхний – нижний.

Совершенствовать умение аккуратно пользоваться клеем, прикладывать стороной намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.  

Развивать коммуникативные навыки устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

В совместных играх развивать умение выполнять правила игры, а так же элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Воспитывать интерес к устной речи, настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Виды деятельности:    игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная

Формы организации:   фронтальная, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности:   решение проблемной ситуации,  игра, практическая работа, беседа

Оборудование: колокольчик, мяч,  картины «Лесенка доброты» со злой Бабой-Ягой и «Лесенка доброты» с доброй Бабой-Ягой,  предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; флеш-проигрыватель, аудиозапись песни «Если добрый ты» слова Пляцковского М., музыка Савельева Б. По количеству детей: заколдованные и расколдованные картинки (грязные ботинки, неубранная постель, мама несет тяжелую сумку, мальчик плачет, дети ссорятся, сидит мальчик, а рядом стоит бабушка, т.п.; чистые ботинки, застеленная постель, мальчик помогает нести сумку маме, мальчик смеется, бабушка сидит и улыбается, а рядом стоит мальчик, т.п.); ватман, заготовки для цветов, клей-карандаш, салфетки.

Предварительная работа:

Беседа о доброте, конкурс на самый добрый вопрос.

Чтение сказок и рассматривание иллюстраций.

Сценки-этюды «Поможем Пяточку», «Как помочь зайке и мишке», «Добрый мальчик», «Приветливые люди», «Доброе превращение», «Школа вежливости».

Дидактические  игры и упражнения  «Лесенка доброты», «Вежливо – невежливо», «Темные и светлые слова».

Дети играют, воспитатель берет колокольчик и, звеня им, читает стихотворение.

Мой колокольчик звенит, заливается,

И ребята вокруг собираются.

Мой колокольчик звенит и звенит,

Всем ребятам собираться велит.

Мой колокольчик звенит, заливается

И звоночек его всем нам нравятся.

- Ребята, посмотрите в окошко и скажите какое сегодня утро? (ответы детей). Да, утро доброе, ласковое, ясное. И солнышко нам улыбается и протягивает свои лучики, приветствует всех нас.

- Протяните к солнышку руки, улыбнитесь ему, а теперь повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку. Ребята, я тоже вас всех приветствую, посылаю вам всем свою улыбку.  

- Посмотрите, что за стрелки на полу, куда они ведут?

(Дети подходят к картине «Лесенка доброты», садятся на стульчики)

Беседа по картинке «Лесенка доброты»

- Каких героев сказок вы видите? Кто расположен на нижней (верхней) ступеньке? Как вы думаете, почему они изображены на разных ступеньках лестницы? Какие из героев добрые, а какие - нет? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

- Баба-Яга больше не хочет быть злой, а хочет стать хорошей, доброй. Поможем ей в этом? (Ответы детей).

- Расскажите ей, что такое доброта? (Ответы детей)

- А теперь все вместе скажем и внимательно вслушаемся в это слово - доброта (Слово «доброта» педагог произносит мягко, нежно).

- Всегда, и в давние времена, как рассказывают книги, и сейчас это слово произносят мягко - доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно!

- Что делает человека добрым: дела или слова? (Ответы детей).

- Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать? (Ответы детей: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении...).

Дети вместе с педагогом подходят к столу, где лежат разнообразные предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер.

- Посмотрите, как много здесь разных предметов. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (Ответы детей: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку).

- Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них. Если вы добрые, то у  вас много друзей.

- Расскажите про своего доброго друга.

Игра «Добрый друг»

Дети под музыку шагают по кругу, а когда она заканчивается, педагог вручает мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках.

Я знаю, что…(Ответы детей: Саша всегда убирает игрушки…).

А затем все дети хором произносят:

Станьте, дети! Станьте в круг!

Станьте в круг! Станьте в круг!

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, верный друг!

      

- Ласковое, доброе слово душу согревает. Давайте  изменим имя Бабы-Яги, назовем ее ласково нежно.

Игра « Ласковое слово»

(Бабушка-Яга, Бабушка-Ягуля, Бабуленька-Ягуленька…)

Игра «Добрые превращения»

- Помогите расколдовать заколдованные Бабой-Ягой картинки и тогда ее злые чары исчезнут.

Дети проходят, садятся за столы. Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка по одной карточке - заколдованные картинки. Педагог показывает с противоположным действием картинку (расколдованную).

Надо накрыть соответствующую заколдованную картинку - расколдованной. И рассказать, почему именно эта картинка расколдованная.

В конце игры педагог накрывает картинку злой Бабы-Яги – доброй Бабуленькой-Ягуленькой.

- Посмотрите, случилось волшебство,  Бабуля-Ягуля стала доброй, нежной.

Рассматриваем картинку «Лесенка доброты», где Баба-Яга – добрая, веселая, а злая исчезла.

Все считают, что Яга хитрая и злая,

А мне кажется, она вовсе не такая.

Если ей прическу сделать,

Макияж ей нанести,

Зубы вставить побелее

И букет преподнести.

Станет доброй и красивой,

Вас не будет обижать.

Хочет быть Яга любимой,

Это надо понимать!

 

- А чтобы бабушка не забыла, что такое доброта и больше никого не обижала, подарим ей букет цветов.

Коллективная аппликация «Букет цветов»

Во время работы детей звучит песня «Если добрый ты» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.

- Я думаю, что и вас смело можно назвать всех без исключений добрыми детьми! Ведь вы помогли Бабе-Яге стать доброй! Хочется вам пожелать: 

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли.

Чтобы добрыми словами,

Говорили вы с друзьями        .

 

Использованные материалы и Интернет – ресурсы

1. Ельцова О. М., Терехова А.Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru
2. Смирнова И. «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» [Электронный ресурс] URL:  http://pedagogie.ru/
3. Ельцова О. М.,  Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», Детство-пресс, 2008
Опубликовано: 30.05.2015