«Первые школьные отметки» — рекомендации для родителей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Огнева Ольга Викторовна

Организация: МБОУ «Гимназия №2»

Населенный пункт: Тверская область, г. Осташков

«Где не хватает терпения, надо бы постараться понять,
где не понимаю – постараться вытерпеть,
и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».
С. Соловейчик

Цель собрания:

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий  по отношению к своему ребёнку со стороны родителей;

Задачи:

  • познакомить родителей с причинами затруднений в учебном процессе младших школьников;
  • повысить педагогическую культуру родителей;
  • пополнить арсенал знаний у родителей по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

Участники собрания:

Классный руководитель, родители

Форма проведения собрания:

Родительский ринг.

Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему. В ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса её на конкретных учащихся.

Такая форма работы играет огромную роль в просвещении родителей, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя 

– Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен в учебной деятельности, но, к сожалению, ни все могут быть успешными, и в нашем классе есть дети, знания которых, не соответствуют государственным стандартам, требованиям учителей и ожиданиям родителей.

Некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей. Сотрудничество школы и семьи является базовой основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.

2. Фронтальная работа с родителями  

Родители вместе с классным руководителем пытаются выяснить причины «школьной неуспешности». Выслушав мнение родителей, учитель просит обратить внимание на русскую матрёшку:

– Матрёшка состоит из форм разного размера, вложенных друг в друга. Нам с вами видна только верхняя «барышня». Однако под ней прячется одна, а в ней – ещё одна. Открывая формы, мы, в конце концов, добираемся до самой маленькой, последней.

Причины школьной не успешности по своей структуре напоминают матрёшку, где верхняя, видимая оболочка – это нарушение внимания и памяти, трудности понимания задания, неусидчивость, и многие другие проблемы. Однако верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения, а под ней прячутся ещё три – четыре слоя. Каждый слой – специфическая группа причин школьной не успешности. У каждого ребёнка – свой «дизайн» матрёшки. У кого-то она сделана в прошлом году, а у кого-то сложилась ещё в младенчестве и с каждым годом она усложняется и растёт.

Основными причинами неуспешности являются:

  • нарушение ЦНС (самая маленькая «куколка» скрыта от наших глаз, но именно с неё как правило всё и начинается);

  • бедная развивающая среда (очень важно, чтобы развитие ребёнка было неравнодушным его близкому окружению);

  • личные и эмоциональные особенности ребёнка (особенно важны для успешного освоения знаний нормальный уровень тревожности, учебная мотивация, принятие ребёнком ответственности за учебный процесс);

  • ожидания родителей (содержание и качество детско-родительких отношений, система реагирования родителей на проблемы в школе);

  • отношения внутри школы.

Таким образом, мы с вами видим, что такая, казалось бы, однозначная проблема под названием «школьная неуспешность» вмещает в себя множество разнородных факторов и причин.
Хотелось бы обратить особое внимание на последние три проблемы, они связаны с эмоциональным состоянием ребёнка. В младшем школьном возрасте ребёнку важно положительно отношение близких ему людей. Если ребёнок не успешен в учёбе, родители часто срываются, не понимая причины, проблемы.

3. Работа в группах

Родителям предлагается в группах обсудить проблемную ситуации и найти её решение. Как нужно вести себя родителю, чтобы помочь, а не навредить ребёнку, если:

  1. Ребёнок, придя домой, отказывается показывать вам дневник или рабочую тетрадь.
  2. На выполнение домашнего задания ребёнок тратит очень много времени.
  3. При выполнении домашнего задания ребёнок не понимает, что от него требуется.
  4. Ребёнок отказывается делать домашнее задание.
  5. Посмотрев дневник ребёнка, вы обнаружили там двойку.

4. В конце собрания каждому родителю выдаётся памятка:

  1. Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.
  2. Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.
  3. Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.
  4. «Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
  5. Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.
  6. Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.
  7. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  8. Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

Литература:

  1. Бескоровайная Л.С. настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  2. Данилова Елена, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, г. Москва, статья в ИНТЕРНЕТЕ.
  3. Фопель К. Создание команды. М.:  Генезис, 2002.
  4. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск, 1997.

 

Опубликовано: 16.01.2017