Музыкотерапия как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Мажуренко Наталья Николаевна
Организация: ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга
В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.
История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между психологом и ребенком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самоактуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки — игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья полезность музыкотерапии очевидна, т.к.
-помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
-помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
-музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
-косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии.
В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);
2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).
Катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.
Например с целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии:
-коммуникативный,
-реактивный
-регулирующий
На коммуникативном уровне усилия педагога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, педагог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.
На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».
На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.
Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:
-рецептивной;
-активной;
-интегративной.
Рецептивная музыкотерапия Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.
Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.
После прослушивания в беседе с «пациентом» психолог выясняет, что он «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние человека.
В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.
Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус.
Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?
По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.
В таблице вы видите перечень произведений, которые способны воздействовать на эмоциональное состояние как ребенка так и взрослого. Я использую эти произведения как и на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности.
Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние
Способ воздействия |
Название произведения |
Автор |
Время |
Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении) |
«Утро», «Полонез» |
Э. Григ, Огинский |
2-3 мин. 3-4 мин. |
При угнетённом, меланхолическом настроении |
«К радости», «Аве Мария» |
Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт |
4 мин. 4-5 мин. |
При выраженной раздражительности, гневности |
«Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» |
Р. Вагнер, П. Чайковский |
2-4 мин. 3-4 мин. |
При снижении сосредоточенности, внимания |
«Времена года», «Лунный свет», «Грёзы» |
П. Чайковский, К. Дебюсси, Р. Дебюсси |
2-3 мин. 2-3 мин. 3 мин. |
Расслабляющее воздействие |
«Баркарола», «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3), «Лебедь», «Сентиментальный вальс» романс из кинофильма «Овод», «История Любви», «Вечер», «Элегия», «Прелюдия №1», «Прелюдия №3», Хор, «Прелюдия №4», «Прелюдия №13», «Прелюдия №15», «Мелодия», «Прелюдия №17» |
П. Чайковский, Бизе, Лекана, Сен-Санс, П. Чайковский, Д. Шостакович, Ф. Лей, Д. Леннон, Форе, И. С. Бах, И. С. Бах, И. С. Бах, Ф. Шопен, Ф. Шопен, Ф. Шопен, К. Глюк, Ф. Шопен |
2-3 мин. 3 мин. 3-4 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. 3-4 мин. 4 мин. 3-4 мин. 3-4 мин. 2 мин. 4 мин. 3 мин. 2 мин. 4 мин. 1-2 мин. 4 мин. 2-3 мин. |
Тонизирующее действие |
«Чардаш», «Кумпарсита», «Аделита», «Шербургские зонтики» |
Монти, Родригес, Пурсело, Леграна |
2-3 мин. 3 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. |
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) можно и нужно использовать множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Это различные методы. Мне бы хотелось рассказать о тех методах, которые я использую постоянно в своей работе.
Большой отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. У каждого героя сказки своя собственная мелодия, причем она может менятся в зависимости от настроения ребенка.
Также я очень активно использую метод вокалотерапии В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или в сопровождении аккомпанемента. Я заметила, что дети которые поют, становятся эмоционально отзывчивей, раскрепощенней в незнакомой для них обстановке, Также снимаются мышечные зажимы, артикуляционно ребенок становится более пластичным, что тоже благотворно влияет на общее эмоциональное состояние, как правило ребята после занятий вокалом прибывают в позитивном настроении. Ну и конечно хотелось бы сказать о приеме музицирования на детских шумовых инструментах. Вот уже несколько лет в нашей школе существует ансамбль ложкарей. Для меня было неожиданностью, то с каким огромным желанием дети начали заниматься на ложках, преодолевая боль в пальцах, жертвуя переменой. В ансамбле есть дети неуровновешенные, часто агрессивно реагирующие даже на самые безобидные замечания. Так вот и я, и педагогический коллектив заметили, что с началом обучения игры на ложках, дети стали более адекватно и спокойно реагировать на замечания в свой адрес. Ансамбль стали приглашать на различные фестивали и концерты. Сколько гордости, радости было в детских глазах. Потому как наша школа в основном участвует в мероприятиях среди коррекционных учреждений. Подводя итог, могу сказать, что игра на ложках повысила самооценку детей. Ведь это достаточно трудное занятие и подвластно далеко не каждому. И вот это осознание ребенком того что «я могу» возвышает его в собственных глазах и придает уверенности в своих силах в повседневной жизни.
Таким образом, музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:
-созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
-продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
-подобраны специальные музыкальные произведения;
-задействованы все органы чувств у детей;
-установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.
Список литературы:
1) Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета.
2)Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам. - 1990. - № 3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.
3) Союз художников, 2004. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003.
4) http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/muzykalnaya-terapiya.
5) http://darmuz.ucoz.ru/.