Личностно значимый проект на уроках в начальной школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Арипова Ольга Николаевна

Организация: МОУ СШ №43

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Проективное образование (ПО) – новая образовательная парадигма, в основе которой лежит личностно значимый проект, замысел, реализуемый средствами образования. Целью ПО является выработка и реализация личностного проекта, имеющего жизненный смысл для обучаемого. Условия реализации ПО: учщиесяся становится субъектом образования, самостоятельно ставит смысложизненные цели, проектирует свою жизнедеятельность, проявляет готовность к диалогическому общению, занимается самопознанием, владеет самодиагностикой. Педагог, в свою очередь, готов к роли партера, сотрудника, координатора.

Отличия ПО от традиционного образования:

1) Утрата ведущей роли преподавателя: учащийся становится субъектом процесса образования и сам ставит цели, отбирает информацию, определяя ее необходимость, исходя из замысла своего проекта (учитель-диспетчер).

2) Целью обучения вместо передачи знаний становится реализация личностно значимого проекта: жизненно важной проблемной ситуации, поиск личностного смысла в процессе обмена информацией, смыслами, переживаниями.

3) «Единицей» учебного процесса вместо урока становится учебный диалог, в ходе которого полученная информация отбирается, систематизируется, сравнивается и становится личностно-значимой.

4) Авторитарный стиль общения сменяют сотрудничество, сотворчество ребенка и взрослого, совместная разработка концепции, обобщающей факты, придающей информации смысл, вырабатывающей специфический «эталон меры» информации (верное соотнесение информации).

5) Осуществляется применение активных методов обучения: дискуссия, игры, задачный подход, контекстное обучение, «сократический диалог», имитационное моделирование.

6) Происходит отказ от традиционного количественного оценивания результатов учебного процесса. Введение качественного оценивания в процессе создания проекта, его реабилитации и экспертизы.

Задачи социально-пед. проектирования: прогнозирование развития личности; создание целостной ситуации развития личности; обеспечение условий для востребования личностных функций; актуализация внутренних сил саморазвития человека, его самоопределения и становления; обоснование конкретных направлений самосовершенствования личности; координация пед. целесообразной деятельности в процессе самоопределения человека.

Цель социально-пед. проектирования : организация процесса, который актуализирует саморазвитие человека и дает начало изменениям в социальной среде.

Существуют разные «логики» проектирования пед. процессов:

Сериков В.В.

Для проектирования и достижения результата необходимо представление о пед. процессе как о целостности. Спроектировать какой-либо процесс воспитания – значит построить модель той жизненной ситуации, в которой воспитанник будет принимать и реализовывать определенную структуру ценностей и поведения, прогнозируемого целью воспитания. Проектирование воспитательной ситуации включает элементы: -представление пед. цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников;

-выявление системы личностных состояний и процессов (мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых); -разработка предметного содержания деятельности воспитанников, обеспечивающей соответствующие психические механизмы развития (объекты, проблемные ситуации, ориентировочная основа, деловые и межличностные коммуникации); -построение системы орг.-пед. действий воспитания; -выявление вариантов развертывания ситуации и системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации.

Е.С. Заир-Бек: определение замысла; эскиз проекта; разработка моделей действий (стратегия); планирование реальных стратегий на уровне задач и условий их реализации; организация обратной связи; оценка процессов; оценка и анализ результатов; оформление документации: защита, доклад, сообщение, публикация. Процесс целее полагания: Информация о проблеме, условия, ситуации, ее анализ; Формулировка проблемы и замыслов ее решения; Список желаемых целей (прояснение целей); Цели проекта как общественные ценности образования; Цели проекта как конкретно измеряемые результаты; Цели проектирования как достижения в создании условий для развития образовательных процессов.

Опубликовано: 28.09.2016