Система оценки предметных результатов освоения учебных программ по искусству
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Феоктистова Карлыгаш Анатольевна
Организация: МОУ-СОШ с. Подлесное Марксовского района
Населенный пункт: Саратовская область, с. Подлесное
В современном подходе к содержанию качества образования основным критерием выступает степень удовлетворения потребностей личности и общества, соответствия запросам личности, обществу.При дальнейшем разговоре об уровнях усвоения учебного материала, мы будем опираться на классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в которой выделены следующие этапы усвоения знаний:
- информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации.
- репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера.
- базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма.
- повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы у условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.
- творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.
По функциональному описанию выделяют следующие уровни усвоения учебной деятельности:
- Репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание);
- Продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение);
- Творческий (применение знаний в новой ситуации).
Качественными характеристиками уровня усвоения следует считать особенности усвоения знаний, т.е. здесь необходима уконкретизация требований, которая возникает в процессе подготовки контрольного материала. При этом описание качественных характеристик усвоенных знаний сводится к выделению следующих уровней:
- Предметно-содержательный (полнота и системность сформированных знаний);
- Содержательно-деятельностный (прочность и действенность знаний учащихся);
- Содержательно-личностный (самостоятельность и оперативность при применении).
Уровень усвоения различных тем, согласно стандарту, не одинаков (не всегда репродуктивный), т.е. «где-то это уровень представлений, где-то это знание фактов, а где-то знание теории и умение применить знания при решении задач и т.д.». Поэтому проверка обученности должна идти с ориентацией на уровень усвоения, заданный в требованиях, например, когда описание идет на репродуктивном уровне, а качественная характеристика – полнота.
В последнее время произошло смещение акцентов в сторону выявления уровня владения интеллектуальными умениями в комплексе с практическими, составляющими основу компетентности специалиста. Оценить эти умения достаточно проблематично, поэтому создаются современные многомерные модели оценки качества обучения с использованием тестового инструментария для измерения. Известна трехмерная модель: «содержание + техника измерения + планируемый уровень деятельности». Здесь содержание – это соответствие образовательному стандарту соответствующего уровня образования.
Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Критерии оценивания основываются на трех уровнях успешности:
- Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
- Программный повышенный уровень (дополнительный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний
- Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.
Оценочная деятельность осуществляется на основе критериального подхода по алгоритму: каждое успешно выполненное задание (действие) оценивается в определенное количество баллов, общее количество баллов за все выполненные задания составляет 100% . Соотношение набранных баллов и максимально возможных фиксируется в виде дроби (в числителе - набранное количество, в знаменателе - возможное (максимальное) количество баллов) с последующим переводом в процентное соотношение и отметку в утвержденных документах (в дневник и рабочий журнал учителя - процентное соотношение и отметку, в официальный журнал-отметку; в Таблицу результатов достижений учащихся – процент или отметку). Задания повышенного и максимального уровней оцениваются при условии правильного выполнения учеником не менее 30% необходимого уровня.
Задания повышенного и максимального уровней оцениваются по отдельным шкалам, начиная с 50% выполнения заданий (выполнение заданий менее 50% не оценивается). В оценивании результатов учебной работы участвуют учитель и ученик, которые по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка и самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку. Родители, совместно с учителем и учащимся периодически анализируют результаты учебной деятельности ученика, через таблицы требований.
Оценивание учебных достижений обучающихся по предметам ИЗО и музыка осуществляется с учетом особенностей данных предметов, на основе осознанного действия начиная с начальной школы.
Отметки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста каждого ученика по отметочной шкале:
3 – средний уровень
4 – высокий (достаточный) уровень
5 – очень высокий достаточный
Предметные результаты освоения изобразительного искусства должны отражать:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Метапредметные результаты УУД.
Регулятивные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения, составлять план и последовательность действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно использовать речь для регуляции своего действия, преобразовывать практическую задачу в познавательную, концентрировать волю, предвидеть возможности получения конкретного результата, вносить необходимые дополнения и изменения в действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок, вносить необходимые коррективы после завершения работы.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям, использовать общие приемы решения задач, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, создавать модели для решения задач, сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни, рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, вести устный диалог, проявлять активность для решения познавательных задач. формулировать свои затруднения, слушать собеседника, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, соблюдать правила общения, строить понятные для партнера высказывания, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формировать собственное мнение, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Личностные результаты:
Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость .
Ценностное отношение к природному миру.
Понимание чувства других людей и сопереживание им.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов .
Эмоционально-нравственная отзывчивостью.
Эмоционально-нравственная отзывчивость .
Самооценка работы
Проанализируем два любых УМК по «Изобразительному искусству» на наличие проверочных заданий и творческих работ разного уровня, а также критерии их оценки.
Линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы |
Линия УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5-8 классы |
В каждом учебнике – система развивающих творческих заданий, которые помогут овладеть образным языком изобразительного искусства, самыми разными художественными материалами и техниками. |
В учебнике есть рубрика «Обсудим вместе». Предложены Творческие задания |
Мой выбор - Линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы.
Основные особенности линии:
учебные издания этой линии не только дают знания, умения и навыки работы в искусстве, но и помогают раскрыть творческую личность в каждом ребёнке, формируют разностороннюю художественную культуру, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве. Учебники посвящены более глубокому изучению отдельных видов искусства(декоративно-прикладного, станкового искусства, дизайна и архитектуры, изобразительного искусства в театре, кино, на телевидении).
Обучение происходит в единстве восприятия красоты мира и произведений искусства, а также практической художественно-творческой деятельности детей.