Применение методик и технологий инклюзивного образования в ДШИ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Матвеева Анжела Евгеньевна

Организация: МКУ ДО «Новомайнская ДШИ»

Населенный пункт: Ульяновская область, рп.Новая Майна

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, с разными нарушениями развития: зрения, речи, слуха,  опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта,  с задержкой  психики. Индивидуальный подход, с учетом психики и здоровья каждого ребенка сегодня является приоритетным в работе с такими детьми. Они нуждаются в постоянной заботе, внимании и поддержке, как никто они испытывают дефицит живого человеческого общения, ласкового слова. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Такие дети испытывают эмоциональные  проблемы: тревожность, зажатость, депрессивное состояние, закомплексованность. Самые обычные вещи выводят их из равновесия, жизнь пугает, ставит  барьер  в развитии и дальнейшей социализации ребенка. Погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Большие возможности для такой деятельности предоставляют на занятиях  в детской школе искусств. Такая работа  дает реальную возможность выбора ребенку своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором  он может развиваться как личность, обеспечивает ему «ситуацию успеха».

 В 2012 г. в МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» р.п. Новая Майна  создано объединение «Доверие»,  на занятиях в котором дети с ограниченными возможностями здоровья изучают основы различных видов  творчества в соответствии со своими возможностями.  Форма работы – индивидуальные, групповые  занятия на дому и в классе. Такие занятия частично выполняют функцию социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, приобщают к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.

В процессе обучения одним из самых важных условий для  меня, как преподавателя,  является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Каждый ребенок – личность, обладающая индивидуальными задатками, а возможно и талантами.

Ведущая идея программы объединения «Доверие» - создание комфортной творческой среды содружества и соавторства между воспитанниками и преподавателем, предоставление возможности проявить каждому ребенку свой творческий потенциал, самореализовать себя как личность. Важной задачей является воспитание у них эмоционально-положительного отношения к собственному труду, формирование навыков работы с различными материалами, музыкальными инструментами.  Занятия разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей.

В программу включены различные виды творчества: хореография, изобразительное искусство, театральное искусство, хоровое и академическое пение, игра на музыкальном инструменте. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к  прикладному творчеству, и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. А работа  с новыми материалами снимает страх неудачи, формирует уверенность в себе, смелость, самоуважение. Без таких нужных и важных качеств  невозможно создать  интересные творческие  шедевры.

Творчество - это условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. У детей с ограниченными возможностями здоровья ограничена социальная активность и жизненное пространство, им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Моя цель не только привить детям навыки и приемы работы, но и раскрепостить их, придать им уверенность, смелость  в своих силах, развить фантазию и воображение. На занятиях использую разные формы и методы для развития творчества,  так как дети с разными формами психического развития и физического развития.

 Индивидуальная работа позволяет  находить «золотой ключик» к каждому воспитаннику. Например, Светлана Ф. (13  лет) по своей натуре меланхолична и задумчива, сомневается в своих возможностях, развитие заторможено, поэтому часто приходится поощрять, хвалить, помогать, а так как она очень медленно работает, то приходится давать ей дополнительное время на завершение начатой работы.

Марина Ф. (10 лет) делает всё быстро, небрежно, внимание рассеяно, для успешного завершения работы ей необходимы перерывы, отдых, тематические игровые моменты. Девочке уделяется много внимания, часто приходится напоминать об аккуратности, чтобы она  не торопилась, а иногда даже сама помогаю завершить работу.

Более сильным детям предлагается больше различных идей, их творческий потенциал высок и они способны выполнить более сложные изделия, а менее способных  детей нужно морально поддержать  и предложить им интересную работу по их индивидуальным способностям. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Каждый ребенок должен обязательно достичь запланированного  конечного  итога, им  очень важно видеть результаты своей деятельности, получить устную оценку и одобрение преподавателя.

Методы обучения различны – это может быть фантастический  рассказ, сказка,  просто  беседа, объяснение, рассматривание и обсуждение, слайд-шоу репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. С целью социализации можно применить различные дидактические игры. Перечисленные техники вариативны и могут по необходимости видоизменяться и совершенствоваться.

При построении занятий необходимо использовать игровые формы, которые расширяют кругозор ребенка, заставляют его мыслить и фантазировать, развивают речь, мелкую моторику пальцев. Необходимо вносить в жизнь ребенка, позитивные,  положительные эмоции, строить свою работу так, чтобы действию сопутствовали приятные переживания. К таковым относится улыбка  и спокойный доброжелательный голос преподавателя, и устная похвала, и ласковое слово, и поглаживание по голове,  и поощрение. Следует использовать на занятиях не только вербальный подход, но и наглядные средства, вовлекать детей в практическую деятельность, развивать творческий подход к своим работам. Все задания на уроке должны обучающимся  быть понятны, интересны, доступны, но каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего небольшим увеличением сложности.

В работе я использую следующие приемы работы:

  • Все задания разъясняются и выполняются поэтапно.
  •  Близость к ребенку во время объяснения задания.
  • Обучающийся  повторяет  инструкции к выполнению задания.
  • Занятия обеспечиваются  современными техническими средствами обучения.
  • Работа чередуется с физкультминутками.
  • На занятиях  используются  карточки заданий, которые не отнимают много времени от занятия.
  • Выделяется дополнительное время на коррекцию задания, с которым не справился обучающийся.

Жизнь динамична. С недавних пор обучение детей с ОВЗ практикуется в режиме он-лайн, через веб-камеру. Теоретически это здорово, но я считаю, что только живое  полноценное общение с «особенным» ребенком может дать полную социализацию личности.

Важным условием создания «ситуации успеха» является участие в конкурсах и выставках различного уровня. За время существования объединения «Доверие» обучающиеся приняли участие и заняли много призовых мест в различных конкурсах высокого статуса: международного, межрегионального, всероссийского, регионального, городского и.т.д. Также обучающиеся принимали активное участие в концертно-просветительской жизни ДШИ и поселка.

За годы работы отмечено, что в  процессе занятий у детей развиваются память, обогащается словарный запас, мышление, восприятие, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), координация, внимание.

Занятия различными видами творчества вырабатывают  в ребенке  трудовые навыки, возможно, с последующим профессиональным самоопределением в жизни, а это так важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Существует мнение, что  творческая деятельность - удел только одаренных детей, но это не так. Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья безграничны, они способны и хотят быть первыми во всем, это неутомимые  труженики, способные сделать невозможное возможным, недоступное доступным.

«То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно…»

 

 

Опубликовано: 29.06.2016