Формирование экологической культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Комлева Наталья Михайловна

Организация: МБОУ «Степуринская СОШ»

Населенный пункт: Тверская область, Бабынино

Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.

Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться  в прочные убеждения. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. Воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.

Выделяются следующие  направления работы:

 - Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты) - умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы;

Познавательно-развлекательное направление (устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, праздники);

Познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы);

- Практическое направление.

Функции экологического воспитания младших школьников:

1. Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.

2. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.

3. Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.

Исходя из этого,  своей работе я применяю разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию:

1. Формирование экологической культуры младших школьников во время уроков:

  • Творческие работы (сочинения, рисунки, кроссворды, ребусы);
  • Проектные задачи (см. рис. 1);
  • Краеведческий музей. Экскурсии.

 

2. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности:

  • Праздники («День птиц», «День осени», «День земли»);
  • Акции («Пожар в лесу», «Покормите птиц!», «Сделай планету чище!») (см.рис. 2);
  • Посадка и выращивание растений;
  • Работа  по экологическому воспитанию в летнее время;
  • Проект «Здравствуйте, птицы!»;
  • Сотрудничество с областной станцией юннатов.
  • Конкурс сочинений «Помощь зимующим птицам».

 

 

Проект учащихся 4 класса «Зимующие птицы»

Цель:  привитие  любви  и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой.

Задачи:

  • распространение знаний о природе и её защите;
  • совершенствование знаний о птицах;
  • привлечение внимания учащихся к проблеме зимующих птиц, их выживанию.
  • подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
  • провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы;

повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения

 

Конкурс сочинений «Помощь зимующим птицам»

 

Как я помогаю зимующим птицам

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бегу скорей!
                                                                     Много ласковых, хороших

Прилетит ко мне друзей!

Вот и пришла зима. Выпал первый снег. Особенно тяжело в это время года  птицам. Им почти нечего ест. Поэтому им не обойтись без нашей  помощи. Птиц  нужно подкармливать зимой. Мы с папой в воскресный день  сделали  мне кормушку. Я поместил её в саду, насыпал пшена, повесил  на проволочку свежее сало. Первыми гостями были синицы.  Я долго наблюдал за их поведением.   Потом я вспомнил, что синички в холодное время  едят семена подсолнуха, тыквенные и арбузные семечки. Я  побежал домой и вернулся с новым кормом. Синички  быстро клевали корм друг перед  другом. Потом подлетела стайка воробышков. Я каждый день досыпаю корма в кормушку и наблюдаю за поведением гостей. Их теперь у меня стало больше. А весной птицы будут петь песни и лечить деревья в нашем саду.

                              Суворов Иван, 4 класс

Помощь птицам

Вот и пришла зима. Засыпает природа в ожидании тепла. Лесные жители  готовятся к будущим морозам.

Многие птицы улетают на зиму в теплые края, но они всегда возвращаются в родные места. На своих крыльях они приносят людям тепло весны. Есть птицы, которые никогда не покидают свой родной край. Они стойко переживают зимние холода, прячась в старых дуплах или гнездах. Но особенно тяжело им приходится, когда выпадает   снег. Синички прыгают с ветки на ветку в поисках оставшихся на деревьях ягод.
 Вот тут самое время человека прийти на помощь своим маленьким друзьям. Совсем несложно смастерить кормушку из подручного материала, насыпать в нее зернышек, положить кусочек сала. Сколько замечательных птичек можно спасти от голодной смерти.

Помогайте птицам зимой, а летом они посвятят вам свои самые лучшие песни.

 

Миловидова Эльвира, 4 класс      

Литература:  
1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.//Начальная школа.-2003.-№5.-С.64-75.  
2. Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2005. - №5С.25-33.  
3. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.  
4. https://methodics.wordpress.com/2011/11/05/экологическое-воспитание-младших-шк/.

  • ecovospitanie_df474f8e-4ec.. 44,1 МБ
  • Опубликовано: 17.03.2016