Новые тенденции в организации внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС Организация и проведение недели иностранных языков в школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Левина Мария Алексеевна

Организация: АНО СОШ "Виктория - 2000"

Населенный пункт: г. Москва

Понятие внеурочной деятельности не ново. Внеклассные мероприятия проводятся во всех школах уже давно. И польза их очевидна. Внеурочные мероприятия не только развлекают, но и повышают мотивацию, стимулируют, учат и развивают. Они помогают учащимся увидеть красоту иностранного языка, а не только проблемы, связанные с его овладением. Однако, как и любая область, организация внеурочной деятельности, и в частности, недели иностранных языков, подвергается изменениям.      Внеурочная деятельность по иностранному языку является инновационной составляющей ФГОС. В условиях введения  ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал иностранного языка, как предмета. Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.

Согласно ФГОС воспитание рассматривается, как миссия образования, как    ценностно-ориентированный процесс. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника

Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьника, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

С переходом на новые ФГОС ученик становится «центром» учебно-воспитательного процесса,  «добывая» знания, применяя их на практике в учебной деятельности и в повседневной жизни. Проблемы формирования устойчивой мотивации у современного школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока или внеклассного мероприятия.

Заинтересовать учащихся и сделать процесс обучения простым, доступным и интересным поможет такая форма работы, как проведение различных конкурсов, викторин, утренников на иностранных языках, недель иностранных языков.

 В данной работе мы предлагаем рассмотреть новые тенденции в организации внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС.

Организация и проведение недели иностранных языков в школе.

В нашей школе изучается  5 иностранных языков (по выбору учащихся и их родителей)- английский, немецкий, французский, испанский и китайский. В школе традиционно ежегодно проводятся недели иностранных языков. Недели проходят в конце февраля. Как и любое мероприятие, недели иностранных языков требуют тщательной подготовки. Посмотрим на это с управленческой точки зрения.

Любая деятельность должна быть тщательно спланирована. Для начала вспомним, какие бывают функции управления. Это: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая, а также функция регулирования и коррекции. Что касается технологии управления, необходимо выделить следующие этапы:

  1. Сбор информации
  2. Оценка ситуации с возможными рисками
  3. Поиск решений и вариантов
  4. Утверждение управленческого решения, понятного всем
  5. Выдача задания для каждого исполнителя
  6. Реализация решения
  7. Контроль и коррекция
  8. Итоги и выводы.

Также не надо забывать, что планирование – это действие, в результате которого определяют, какие результаты будут получены в будущем и какие средства для этого необходимы. Это последовательность действий и ответ на вопросы: как выполнять, кто, во взаимодействии с кем и т.д.

     Элементами планирования являются:

- цели                    

- определенная политика (т.е. способ действия)

- ресурсы (люди, время, материалы)
- внедрение (осуществление)

- контроль (выявление расхождения между тем, что запланировали и тем, что получили)

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что грамотное планирование становится неотъемлемой частью современной управленческой системы и является показателем эффективности и профессионализма.

При планировании проведения недели иностранных языков мы стараемся учитывать все эти составляющие.

На августовском педсовете перед учителями иностранных языков ставится задача проведения недели иностранных языков. Далее в течение почти полугода идет подготовка. Исходя из общей концепции нашей школы, что каждый ребенок обучаем, но у каждого своя траектория развития, педагогический коллектив старается вовлечь в участие в неделе иностранных языков всех учащихся.

Это – выставка творческих работ учащихся (работы готовятся учащимися с сентября месяца, в течение всего процесса обучения). Это может быть страноведческий материал, литературные переводы, творческие работы по различным темам, изучаемым на уроках иностранного языка («моя комната», « мои домашние животные», « мой город» и т.д.)

Также в программе недели иностранных языков – викторины, конкурсы, утренник для младших школьников, интеллектуальный марафон, посещение музеев по тематике страноведения (используется совместная работа с музеем «Огни Москвы», сотрудники которого проводят экскурсии для разновозрастных групп учащихся на английском языке). Стало традиционным и проведение уроков иностранных языков самими учащимися (например, учащиеся 9-10 классов проводят уроки иностранного языка в начальной школе). Заключительным этапом недели является большой праздничный концерт на иностранных языках, в котором принимают участие все ученики школы, приглашаются родители. Там же подводятся итоги недели и награждаются наиболее активные участники.

В октябре месяце начинается тщательное планирование недели иностранных языков. На методобъединении учителей иностранных языков определяется тема недели (например: «разнообразие языков-многообразие культур»)

Дальше планируется поэтапная работа каждого, определяются ответственные, сроки, контроль, корректировка (например, один учитель отвечает за заказ экскурсий, другой-за сбор материала со всех к выставке творческих работ и т.д.) На следующем заседании методобъединения происходит корректировка. Отдельно (в январе) определяются ответственные за проведение общешкольного праздника (объявление о месте и времени проведения, украшение зала, подготовка призов, грамот, корректировка сценария, график репетиций, уборка зала и т.д.) После проведения недели иностранных языков подводятся итоги, анализируется работа и делаются выводы (что надо учесть при проведении подобного мероприятия на следующий год).

Приводим пример одной из недель иностранных языков в нашей школе.

За неделю до начала «Недели иностранных языков» вешается объявление с подробным планом проведения всех мероприятий.

Каждый день недели – день 1 иностранного языка (например, понедельник – день немецкого языка, вторник  - день французского языка, и т.д.) Ежедневно учащиеся средней и старшей школы проводят небольшие 10 минутные  лекции по страноведению для учащихся начальной школы (в начале 1-ого урока) Малышам рассказывают о странах изучаемых языков, традициях, обычаях, культуре. Также эта информация вывешивается в холле, для того, чтобы с ней мог познакомиться каждый желающий. Также существует рубрика : «Знаете ли вы, что…?»,содержащая интересные и необычные факты из истории и жизни разных стран. Эта рубрика готовится учителями и учащимися (в процессе подготовки недели иностранных языков. В дальнейшем вся эта информация используется при проведении конкурсов и викторин. Например, при проведении викторины для начальной школы, детям задаются вопросы по страноведению (по материалам тех лекций, которые они прослушали в течение недели).

Например: понедельник – день немецкого языка. Утром при входе в школу всех встречают ученики, изучающие немецкий язык, они здороваются со всеми по-немецки, желают хорошего дня. Далее на 1 уроке для учеников начальной школе проводится 10-минутная лекция о Германии, немецком языке. В течение всего дня на переменах в школе звучат песни на немецком языке. В конце дня проводится небольшая викторина для младших школьников: что вы узнали сегодня? (о Германии). И так – ежедневно в течение всей недели.

Также вывешивается график проведения уроков иностранных языков учениками старших классов (день недели, число, класс, урок и кто его проводит). Все уроки также тщательно готовятся совместно с учителями.

В конце недели подводятся итоги, награждаются наиболее активные участники. После проведения недели на следующий день (в понедельник) на школьном стенде вывешивается информация по итогам проведения недели, победители в различных конкурсах, а также благодарность всем ученикам и учителям, готовившим и проводившим это мероприятие.

Далее на очередном методобъединении учителей иностранных языков подводятся итоги и анализируется вся работа по проведению недели иностранных языков. Обсуждается, что получилось, какие были допущены ошибки, что надо учесть при проведении подобного мероприятия на следующий год.

Надо отметить, что все учащиеся всегда с нетерпением ждут неделю иностранных языков и с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях. Вся эта работа, безусловно, способствует повышению мотивации и увеличению интереса к изучению иностранных языков у школьников.

 

Используемая литература:

  1.    www.standart.ru;
  2.  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  3. Материалы из портфолио и личных методических копилок учителей иностранных языков школы.
Опубликовано: 18.03.2015