Современные педагогические технологии в воспитании

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Макеева Наталья Петровна

Организация: БУЗ ВО «Павловский санаторий для детей с родителями им. И.Г. Менжулина»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Павловск

Технология образования развивается с середины XX в. Как научное направление, занимающееся проектированием конкретных процессов обучения и воспитания на основе теории систем, программированного обучения.

Под педагогической технологией современными учеными понимается «компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования  для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

В практике воспитания выделяют  два уровня овладения педагогической технологией:

  • Элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий);
  • Профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой технологий).

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства).

Но существует ряд сложностей в реализации технологии воспитания:

  • Воспитание действует неоднозначно в каждом конкретном случае.
  • Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.
  • Воспитание- процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свои коррективы.
  • Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции.

Поэтому, изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств.

1. Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.

2. С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности.

3. В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Следовательно, рассмотренные теоретические положения технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Поэтому, должны быть алгоритмизированы, т.е. выполнены в строгом порядке.

 

Литература:

  1. Педагогика / Под ред.Л.П. Крившенко.М.,1996. с 430.
  2. Педагогика / Под ред.П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2008.- 576с.
  3. Щуркова Н.Е. Краткий справочник по педагогической технологии. М., 1997. с 56-57.
Опубликовано: 05.01.2016