Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кириллова Наталья Владимировна

Организация: МОБУ СОШ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Чесноковка

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, не живёт.

С.Я. Маршак.

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

Эти мысли В.А. Сухомлинского – яркая иллюстрация значимости внеурочной деятельности младшего школьника в воспитании и развитии познавательного интереса в его жизни и в его социализации.

Что такое внеурочная деятельность? Обратимся к толковому словарю: «Внеурочная деятельность – интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся, осуществляемых в свободное от учёбы время». Опираясь на трёхлетний опыт работы, утверждаю, что внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.

Формы внеурочной деятельности различны и многообразны: экскурсии, кружки, секции, конференции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.  Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Организовывая внеурочной деятельности, предполагаю получить результаты трёх уровне:

  • приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

В нашем учительском коллективе в организации внеурочной деятельности младших школьников участвуют не только учителя начальных классов, но и учителя-предметники: ИЗО, информатика, технология, биология. А также педагоги дополнительного образования.

Остановлюсь на кружках, которые провожу сама на протяжении пяти лет. В первом классе организовала деятельность ребят в кружках: «Умелые руки», «Я – исследователь».

На занятиях кружка «Умелые руки» дети получили возможность проявить себя, творчески раскрыться; познакомились с различными приёмами мастерства в этой области, учились видеть, понимать, анализировать произведения искусства. В конце года оформили выставку работ, которой очень гордились, т.к. её посетили не только ученики соседних классов, но и родители.

На занятиях кружка «Я и исследователь» учились использовать уже имеющиеся знания о животных, растениях, явлениях природы. На занятиях кружка дети посеяли семена сосны, наблюдали за всходами, ухаживали за ними до весны, а затем высадили на пришкольный участок. Ребята были удивлены тем, что всходы очень похожи на укроп. Участие в работе кружка воспитывает в детях чувство ответственности за тех, кого они приручили.

Ученицами Сафиной Юлией, Бикмухаметовой Дильназ и Клыш Ариной были выполнены и защищены исследовательские работы по темам: Сафина Ю. – «Куда девалась лужа?» - 1 место на МАН Муниципального уровня, Бикмухаметова Д. – «Почему снег белый?» , Клыш А. «Вянет уж лист золотой…» - 1 место МАН Муниципального уровня, 3 место во Всероссийском конкурсе исследовательских работ. Сакаев Р. –Победитель Республиканского конкурса творческих работ.

Уже во втором полугодии легче было организовать отдых первоклассников на переменках, т.к. дети стали использовать приобретённый игровой опыт.

Во втором полугодии  организовали работу театрального кружка «Театр и мы», руководитель Шабрина С.Н. и кружка «Народные танцы», руководитель Климина Т.И.  Актуальность программы кружков обусловлена потребностью общества в развитии нравственных и эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. На занятиях обучающиеся знакомились с элементами сценической грамоты, развили творческие способности, приобретали речевые и сценические навыки, учились чувствовать и ценить красоту. Основными формами проведения занятий являлись игры, конкурсы, викторины, беседы, посещение спектаклей, выступление на классных и школьных праздниках, родительские собрания. В конце учебного года поставили спектакль «Путешествие по стране дорожных знаков» для первоклассников, выступили с танцевальной программой перед родителями и учителями нашей школы. Это был особенно актуальный спектакль перед летними каникулами. Ребята показали всё, чему они научились в кружке. Участниками этого спектакля –праздника, своеобразного творческого отчёта, стали нее только члены кружка, но и все первоклассники, , учитель ОБЖ, администрация школы и родители, которые переживали за своих артистов и гордились ими.

Постепенно во внеурочную деятельность стали включаться и другие учителя младших классов, зародилась хорошая традиция: устраивать творческий отчёт кружковой деятельности в конце учебного года. Участники творческого отчёта демонстрируют свои успехи и достижения, даря праздник всей школе.

В третьем и в четвёртом классах была организована работа кружков «Моя Родина – Россия» и «Азбука безопасности».

 Цель кружков:

  • выработка основных этических понятий;
  • усвоение нравственных норм, правил, требований;
  • ознакомление с культурными традициями родного края;
  • формирование культуры нравственного поведения;
  • выработка нравственных основ мировоззрения и навыков самовоспитания.

Занятия проводятся с яркой эмоциональной окраской, используются игровые элементы и ситуации, наглядность, известные детям художественные образы в искусстве и литературе. Через художественное произведение открывается окно во внутренний мир человека, народная мудрость используется как обобщение, выраженное кратко и назидательно, как своеобразная формула нравственной нормы. Важно обеспечить активность учащихся: рисование, сочинение, отгадывание загадок, экскурсии по родному селу и памятным местам Уфы.  В конце года проводили итоговые занятия. На них организовываем выставку творческих работ (сказки, сочинённые детьми, о добре, зле, рисунки), инсценирование сочинённых сказок. На итоговых занятиях присутствуют родители, они помогают украсить помещение, сделать костюмы и атрибуты для инсценировки.

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан РФ привычки ЗОЖ. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».

На занятиях кружка использую беседы, экскурсии: «Дорога в школу», экскурсия в пожарную охрану.  Члены кружка – активные пропагандисты правил поведения школьников в быту, правил дорожной и пожарной безопасности. В течение года были подготовлены встречи с первоклассниками, второклассниками по темам: «Знай  правила дорожного движения, как таблицу умножения», «Осторожно - огонь!», где использовали стихи, загадки, рисунки, конкурсы, викторины. Награждали сладкими призами тех, кто активно отвечал на вопросы викторины.

Экскурсия – средство внеурочной деятельности, реализовывающее ФГОС. Мои ученики в течение 2011-2015гг. были частыми посетителями школьного музея, краеведческого музея, Парка Победы, театров города.

Таким образом, я организую внеурочную деятельность моих воспитанников, с глубоким осознанием того, что в своё время высказал В. Сухомлинский об ученике: «Он должен быть не только школьником, но и прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

 

 

Опубликовано: 28.12.2015