Какой он, будущий первоклассник?
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Павлова Светлана Аркадьевна
Организация: МОУ лицей
Населенный пункт: Московская область, г.о. Электрогорск
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
доктор психологических наук,
Леонид Абрамович Венгер
Портрет выпускника начальной школы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарт у начального общего образования:
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- Любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Каждый ребёнок идёт в первый класс с надеждой, что в школе всё у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятёрки.
Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребёнок психологически подготовлен к школе.
Модель выпускника детского сада
Каким хотят видеть выпускника детского сада родители:
- Здоровый
- Культурный
- Весёлый
- Добрый
- Умный
- Читающий
- Сообразительный
О каком первокласснике «мечтает» учитель?
- Психологическая готовность
- Интеллектуальная готовность
- Мотивационная готовность
- Эмоционально-волевая готовность
- Коммуникативная готовность
- Хорошее состояние здоровья
- Педагогическая готовность
Психологически готовый к школе ребенок
Личностно – социальная готовность
- Готов к общению и взаимодействию – каксо взрослыми, так и со сверстниками
Мотивационная готовность
- Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).
Интеллектуальная готовность
- Имеет широкий кругозор,
- запас конкретных знаний,
- понимает основные закономерности
Эмоционально – волевая готовность
- Умеет контролировать эмоции и поведение
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность -это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:
- в играх,
- в труде,
- в общении со взрослыми и сверстниками,
- в процессе формирования традиционных школьных навыков
(письма, счет, чтения)
Интеллектуальная готовность
- Умение думать, анализировать, делать выводы.
- Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
- Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
- Познавательный интерес, желание узнавать что-то новое.
- Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе
Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Эмоционально - волевая готовностькшколе
Формированию этих качеств поможет игра!!! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Личностно-социальная готовность
- Умеет ли ребенок общаться с детьми.
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
В чём проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Не подготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке
Часто отвлекается
Теряет нить объяснения
Не в состоянии включиться в общий ритм работы класса
Тяготеет к шаблонным действиям
Ждёт пошагового контроля за своими действиями
Сам выстроить план выполнения задания не может
Не стремится добиться результата, как следствия проб и ошибок
Теряется, когда нужно проявить инициативу
Реагирует на красочные детали, а когда они отсутствуют, внимание его падает.