Какой он, будущий первоклассник?

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Павлова Светлана Аркадьевна

Организация: МОУ лицей

Населенный пункт: Московская область, г.о. Электрогорск

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».

        доктор психологических наук,

Леонид Абрамович Венгер 

 

Портрет выпускника начальной школы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарт у начального общего образования:

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Каждый ребёнок идёт в первый класс с надеждой, что в школе всё у него будет хорошо.  Учительница будет красивая и добрая,  одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятёрки.

Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребёнок психологически подготовлен к школе.

Модель выпускника детского сада

Каким хотят видеть выпускника детского сада родители:

  • Здоровый
  • Культурный
  • Весёлый
  • Добрый
  • Умный
  • Читающий
  • Сообразительный

О каком первокласснике «мечтает» учитель?

  • Психологическая готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Мотивационная готовность
  • Эмоционально-волевая готовность
  • Коммуникативная готовность
  • Хорошее состояние здоровья
  • Педагогическая готовность

Психологически готовый к школе ребенок

Личностно – социальная готовность

  • Готов к общению и взаимодействию – каксо взрослыми, так и со сверстниками

Мотивационная готовность

  • Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами  (учебными мотивами).

Интеллектуальная готовность

  1. Имеет широкий кругозор,
  2. запас конкретных знаний,
  3. понимает основные закономерности

Эмоционально – волевая готовность

  • Умеет контролировать эмоции и поведение

Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

Психологическая готовность -это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:

  • в играх,
  • в труде,
  • в общении со взрослыми  и сверстниками,
  •  в процессе формирования  традиционных  школьных навыков

    (письма, счет, чтения)

Интеллектуальная готовность

  • Умение думать, анализировать, делать выводы.
  • Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
  • Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.   

Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.  Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему»,  выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.  

Мотивационная готовность

  • Познавательный интерес, желание узнавать что-то новое.
  • Сформированность  положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе

Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение:  рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность  и упорство: занятия в кружках и секциях.

Эмоционально - волевая готовностькшколе 

Формированию этих качеств поможет игра!!!   Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать  и  поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Личностно-социальная готовность

  • Умеет ли ребенок общаться с детьми.
  • Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
  • Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
  • Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
  • Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

У малыша к моменту поступления в школу должен  быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

В чём проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Не подготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке

Часто отвлекается

Теряет нить объяснения

Не в состоянии включиться в общий ритм работы класса

Тяготеет к шаблонным действиям

Ждёт пошагового контроля за своими действиями

Сам выстроить план выполнения задания не может

Не стремится добиться результата, как следствия проб и ошибок

Теряется, когда нужно проявить инициативу

Реагирует на красочные детали, а когда они отсутствуют, внимание его падает.

Опубликовано: 20.12.2015