Применение интерактивной компьютерной технологии обучения в коррекции речевых нарушений у младших школьников
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Харламова Ольга Ивановна
Организация: МБОУ СОШ № 2
Населенный пункт: ХМАО-Югра, Тюменская область, Советский
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса»
(В.Г. Белинский)
Стремительно движется научно-технический прогресс, стремительно растут информационные потребности педагогов и учащихся. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-, видеотехники - как современных и эффективных средств обучения. В век информатизации нельзя представить современного специалиста, который не владеет информационными технологиями в своей профессиональной деятельности. Как сделать коррекционный процесс продуктивным, интересным, современным?
За последние годы количество детей с нарушениями речи возрастает. Такие дети, придя в школу, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений. Специфические особенности детей-логопатов: недостаточная способность к запоминанию словесного (вербального) материала, недостаточный уровень развития контрольных действий, самоконтроля, произвольной деятельности. Низкий уровень познавательной активности, работоспособности.
Учащиеся с различными трудностями в обучении имеют особенности приёма и переработки информации. Что приводит к нарушению не только устной и письменной речи. У детей к моменту поступления в школу происходит смена вида деятельности-переход от игры к систематическому организованному учению-процессу, занимающему у разных детей различное время, а у обучающихся с речевыми трудностями этот период значительно удлиняется в силу речевых и психологических особенностей данной категории детей, поэтому на протяжении всего младшего возраста игровая деятельность продолжает оставаться ведущей.Для работы с такими детьми необходимы эффективные средства обучения, нестандартные подходы.
Коррекционные логопедические занятия проходят, как правило, во второй половине дня, после уроков, когда дети уже устали, их работоспособность снижена. У специалиста возникает необходимость стимулировать интерес детей на занятиях, поддерживать познавательную активность.
Использование компьютера -хорошая помощь специалисту. Мультимедийные презентации, электронные игровые упражнения стали привычным явлением на логопедических занятиях и частью коррекционного процесса, который трудно представить без компьютера. Работу на компьютере ребенок-логопат воспринимает как игру, она разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, интерес к занятию, а компьютер несет в себе наиболее образный тип информации, наиболее близкий и понятный современному школьнику, а все это вместе взятое является залогом успеха ученика и учителя-логопеда. Ученик с радостью идет на урок к логопеду, если знает, что его ждет на занятии увлекательная игра.
Одним из вариантов применения компьютерных технологий в коррекционной деятельности стало использование электронных пособий с разнообразными логопедическими тренажерами, интерактивными играми. В настоящее время существует достаточно большой арсенал развивающих и обучающих компьютерных игр,которые помогают активизировать самостоятельную мыслительную деятельность детей, формировать у них фонематические процессы, словарный запас, навыки словообразования, коммуникативные умения. Превратить процесс коррекционного обучения чтению и письму в интересное занятие помогло использование интерактивных игр педагогического портала МЕРСИБО. Диски с уникальными наборами разнообразных игр способствуют предупреждению и сведению до минимума специфических нарушений чтения и письма у младших школьников. Интерактивных игры на логопедическом занятии помогают решить ряд задач:
- анализировать звуковой состав слова;
- соотносить звук и букву;
- запомнить написание букв;
- читать по слогам в удобном темпе;
- составлять слова из букв и слогов;
- найти и исправить ошибки в словах;
- выучить словарные слова;
- подбирать и вставлять пропущенные буквы;
- выделять корни слов;
- совершенствовать словарный запас.
Блок игр «Работа над ошибками» дает возможность ученику почувствовать себя в роли учителя: это он учит Робота писать, исправляет ошибки, помогает запомнить написание букв. В интересной игре поставленная цель достигается быстрее и эффективнее, а в финале ученика ждет награда за труд. Дополнительные печатные задания, предусмотренные авторами игр позволяют учащемуся на практике закрепить полученные знания.
Набор игр «Ума палата» способствует освоить слоговое чтение и расширить знания об окружающем мире, развивает логику и мышление.
Все специалисты понимают, как важен индивидуальный подход к каждому ребенку. К тому же современного ребенка трудно удивить обычными средствами наглядности (картинки, игрушки) так как с раннего детства он включен в видео среду. Большой арсенал изображений предметов, фонов и символов (букв и цифр) в блоке «Конструктор картинок» (МЕРСИБО)удобно расположенных в папках, позволяет создавать вместе с учащимся сюжеты на экране монитора по разнообразным лексическим темам прямо на коррекционном занятии. Данный блок дает возможность значительно пополнить копилку специалиста иллюстративными материалами и пособиями, которые удобны и эффективны в работе. Учитель-логопед за короткий срок подготовит наглядный материал для занятия, в случае необходимости распечатает его, или использует изображения для создания презентаций. Применяя функцию редактирования любой готовый сюжет можно исправить или дополнить, учитывая структуру речевого дефекта и индивидуальные особенности учащегося. С помощью иллюстративного материала блока «Конструктор картинок» мною созданы дидактические пособия по темам:
- «Дифференциация парных согласных»;
- «Закрепляем трудные звуки Р и Рь»;
- «Логопедическое лото».
Интерактивные игры и пособия используются как фрагмент коррекционного занятия или как стимульный материал.
Таким образом, можно сказать, что включение интерактивных игр на коррекционном занятии оказывает положительное воздействие на ребенка-логопата, позволяет сделать занятие ярче, эмоциональней, насыщенней, увлекает и заинтересовывает ребенка, а значит повышает результат обучения. Стремясь к положительному результату, ребенок подчиняет свои действия поставленной цели, развивает волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, произвольность. Преодолевая трудности учащийся учится контролировать свою деятельность и оценивать результаты. Живой интерес в игровой и учебной деятельности лежит в основе развития познавательной мотивации, повышении работоспособности, желании доводить дело до конца. Данное средство обучения применяется как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, что дает возможность учащимся сочетать работу за компьютером и с места, а учителю-логопеду использовать дифференцированный подход к учащимся-логопатам. Ребенок на экране компьютера слышит, видит, читает, слова и манипулирует мышкой-то есть развивает все анализаторы. У учащихся формируется аудио-визуально-тактильная среда.
К деятельности с использованием интерактивных игр на компьютере предъявляются санитарные требования, поэтому обязательно соблюдаются условия сбережения здоровья учащихся. Использование в работе компьютера обязывает заботится о снижении до минимума отрицательного влияния на детей. Работа за компьютером является лишь частью коррекционного занятия. Длительность работы за компьютером зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и не превышает 1/5 от всего времени занятия.
Литература:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007.
2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы//Логопед. - 2008. - №5.