Об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Овсянникова Валерия Вадимовна

Организация: МБДОУ детский сад №44 «Золушка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Эстетическое воспитание — это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавать ее.

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). Пронизывая все стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях.

Проблема эстетического воспитания развития личности, формирование её эстетической культуры одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Эта проблема достаточно полно разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как Д.Н. Джон, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

  • развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей;
  • приобщать детей к деятельности в области искусства воспитывая у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения;
  • формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни;
  • развивать художественно-творческие способности детей.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.

Успех работы по эстетическому воспитанию во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка, уровень его общего развития. Слайд 6

Методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные: метод убеждения, побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному; метод проблемных ситуаций.

Средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию. Она является самым интересным видом деятельности дошкольного возраста, она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали и древние греки, произведения искусства, которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойства предметов, которые предстоит передавать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Особенно, хочется, остановится на развитии у детей чувства цвета и ритма.

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве, и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорирует его.

Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.).

Широко распространено мнение, что дети яркие цвета и сами используют их как средство выразительности. Педагогический опыт показывает, что эту особенность можно отнести лишь к отдельным детям. В массе своей младшие дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению изображения и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть карандаш (краски) разного цвета, не вызывает у детей желания применить их. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать у детей восприятие цвета, чувство цвета. Обогащение сенсорного опыта позволяет сформировать представление о цвете предметов как их необходимом, а вместе с тем в ряде случаев меняющемся свойстве.

Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоения воспитанниками цветовых эталонов - спектра, усвоения знаний о цветах, оттенках и способах их получения, обучения передаче цвета предметов в изображении, цветового строя в декоративном творчестве в разных возрастных группах, начиная со второй младшей, были разработаны в результате исследований по сенсорному воспитанию и по декоративному творчеству. Они показали, что детям доступны сведения о последовательности спектральных тонов, о теплой и холодной гаммах спектра. Они овладевают умением высветлять цвета, и получать более светлые и более насыщенные оттенки. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при создании изображений.

У детей дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности (декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи), в которых решение цветовых задач особенно важно для усвоения детьми знаний о цветах и оттенках, способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности.

Цветовое восприятие и представления о цвете, а также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивных могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.

Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети в детском саду, является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. При этом отмечаются две формы его проявления - в процессе рисования, т.е. в ритмичности рисовальных движений и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.

Анализ произведений изобразительного искусства позволил выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «мерок», эталонов:

1) повторяемость - сочетание в рисунке однородных элементов;

2) чередования - сопоставление различных по форме и величине элементов рисунка;

3) симметрия.

Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма; учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечить последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных ритмических структур.

Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии, четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т.п.). Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.

Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, воспитателю важно наполнить слово красивое конкретным содержанием.

Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья и т.д. Необходимо тоже найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит красиво, ребенок начинает сам находить красоту в других и явлениях. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связываются с ознакомлением с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствуют не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию.

Для развития детского изобразительного творчества, решения задач эстетического воспитания важно предоставить детям широкие возможности использования рисования, лепки, аппликации в играх, в оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. Важно, чтобы, входя в помещение детского учреждения, дети и взрослые буквально погружались в атмосферу детского творчества. Применение полученных на занятиях изобразительных умений и навыков в практических общественно полезных целях имеет большое значение не только для повышения эффективности детского художественного творчества, но и для осуществления более широких воспитательных задач. Детские рисунки, аппликационные работы могут быть использованы для оформления детского сада к празднику.

Художественно-оформительная деятельность детей может осуществляться как на общегрупповых занятиях, так и вне их.

Эстетическое воздействие на детей занятием изобразительной деятельностью зависит от того, что отбирается для изображения (это хорошо знакомые детям и красивые предметы, игрушки, явления природы, общественной жизни, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка)

Изобразительная деятельность - художественно-творческая деятельность, направления не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему их радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной, поэтому выражение отношения к изображаемому - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда, когда они создают что-то для других. В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, повышается положительное эмоциональное отношение к деятельности. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.

Таким образом, дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности.

Всесторонне развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Педагог должен использовать методы и приемы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. Чем богаче впечатления детей, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения, рисунки, аппликации и поделки  их будут интересными, разнообразными и выразительными.

 

 

Список литературы

  1. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1985.
  2. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1986.
  3. Григорьева, Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 1981.
  4. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) [Текст] / Т.Н. Доронова [и др.] Книга для воспитателей детского сада. / - М.: 1994.
  5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1986.
  6. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990.
  7. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 03. 08. «Дошкольное воспитание» / Т.С. Комарова [и др.]. - 3-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.
  8. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 1976.
  9. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова [и др.]. Часть 2; 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1989.
  10. Лихачев, Б.Г. Теория эстетического воспитания [Текст] / Б.Г. Лихачев. - М.: 1986.
  11. Флерина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Флерина [и др.]. - 2-е издание. М.: 1985.
Опубликовано: 09.12.2015