Неделя русской культуры в старшем дошкольном возрасте
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Лучинкина Юлия Владимировна
Организация: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 42»
Населенный пункт: Республика Татарстан Город Нижнекамск
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1неделя.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность темы: одной из главных задач, стоящих перед современным обществом - духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества. Сохранение культуры каждого народа и ее развитие - проблема для многонациональной России. Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.
Цель проекта: создать условия для познавательно-творческой деятельности детей по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством, народными играми, фольклором. Познакомить с русской избой, предметами быта, одеждой.
Задачи проекта:
Воспитывать желание с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа; любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям и к народным промыслам; любознательность.
Развивать познавательную активность детей; чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи декоративно-прикладного искусства.
Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Сформировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством: дымковская игрушка, городецкая роспись. Сформировать навыки рисования элементов дымковской и городецкой росписи.
Продолжать учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, городецкой, хохломской и гжельской росписи; оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей; ориентироваться в различных видах росписи; использовать растительные элементы; наблюдать за живой природой. Продолжать учить понимать образный смысл загадок.
Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни; сочетать движения и речь.
Сформировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Материально-техническое обеспечение: оригиналы предметов декоративно-прикладного искусства, иллюстрированные альбомы по теме, имеющие художественную ценность, художественный материал, раскраски по теме; бумага, гуашевые краски, кисти разной толщины, поролоновые кисти, непроливайки, подставки для кисточек, образцы, музыкальное сопровождение.
Научно-методическое обеспечение:
- «От рождения до школы» программа воспитания и обучения в детском саду. Автор: Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Васильева М.А.
- Ю.Г. Дорожин «Городецкая роспись» альбом для детского творчества
- Ю.Г. Дорожин «Сказочная гжель» альбом для детского творчества
- Л. Куцакова «Чудесная гжель» альбом для детского творчества
- Л. В. Орлова «Хохломская роспись» альбом для детского творчества
- Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина «Дымковская игрушка» альбом для детского творчества
Ожидаемый результат проекта:
В группе созданы необходимые условия для изучения культуры своего народа, с предметами декоративно-прикладного искусства.
Дети проявляют интерес и любознательность к культурному наследию своего народа, различают разные виды декоративно-прикладного творчества, умеют выделить цвет, композиционное решение, узоры, сформированы навыки рисования элементов дымковской, городецкой росписи. Экспериментируют с цветом.
Имеют представление об облике русской избы, домашней увари и предметах одежды.
Достаточно хорошо исполняют танцевальные движения под музыкальное сопровождение.
Понимают и отгадывают загадки.
С удовольствием и интересом играют в народные игры, используют необходимые атрибуты.
Взаимодействие педагогов: воспитатели, музыкальный руководитель.
Этапы проекта:
- Подготовительный – выделить проблему. Наметить цели и задачи проекта. Разработать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями. Подготовить необходимый материал: методическую литературу, художественную литературу, дидактические игры, иллюстрации, музыкальное сопровождение, атрибуты к русским народным играм.
- основной этап – реализация проекта.
- заключительный этап – творческая выставка детских работ для родителей «Мы народные умельцы!». Мастер-класс совместной работы родителей и детей по созданию узоров городецкой росписи «Мы рисуем Городец».
Формы организации проекта:
- Оформление выставок предметов декоративно-прикладного творчества народных умельцев.
- Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве России.
- Рассматривание иллюстраций по теме «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись душу нам веселит», «Золотая Хохлома», «Сказочная гжель».
- Изготовление плоскостных силуэтов для росписи под «Дымку» и «Городец».
- Рисование основных элементов дымковской и городецкой росписи в порядке усложнения.
- Организованная образовательная деятельность.
- Ежедневные прогулки, наблюдения за природой.
- Сюжетно – ролевые и дидактические игры, русские народные игры.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Чтение стихов о дымковской игрушке, городецкой росписи, хохломской и гжельской росписи.
- Загадывание и отгадывание загадок.
- Прослушивание русских народных песен «Барыня», «Как у наших у ворот», «Березка».
- Разучивание русского танца
- Творческая выставка детских работ для родителей «Мы народные умельцы!».
- Мастер-класс совместной работы родителей и детей по созданию узоров городецкой росписи «Мы рисуем Городец». Приёмы рисования основных элементов городецкой росписи.
- Консультация для родителей «Влияние народных промыслов («Дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.