Метод проектов в патриотическом воспитании школьников
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Иванова Светлана Эдуардовна
Организация: МОУ «Королевщинская СОШ»
Населенный пункт: Тверская область, п. Новоселки
В настоящее время, когда перед современной школой ставятся задачи, связанные с воспитанием творческого, высоконравственного, компетентного гражданина России, наиболее важным аспектом воспитательного процесса следует считать патриотическое воспитание школьников, которое способствует формированию базовых национальных ценностей.
Главными направлениями патриотического воспитания в рамках преподавания географии является воспитание любви и уважения к родному дому, родной земле, родному селу, народу, его культуре и традициям.
В настоящее время, когда процесс образования и воспитания связан с внедрением новых подходов, развитием творческого мышления, широкое распространение получили практико-ориентированные технологии, и в частности, метод проектов.
Метод проектов способствует формированию навыков самостоятельной работы, созданию ситуации успеха. Любой проект -это всегда творчество детей.
В настоящее время существует разные классификации проектов. Приведем некоторые из них.
- По содержанию: экологические, краеведческие, комплексные и др..
- По уровню интеграции: монопредметные, межпредметные, надпредметные
- По продолжительности выполнения: мини-проекты, средней продолжительности, долгосрочный
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные
- По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские
- По использованию средств обучения: традиционные, компьютерные
- По занимаемому месту в учебном процессе: текущие, итоговые.
Проект разрабатывается по инициативе учащихся, является значимым для ближайшего окружения: одноклассников, родителей, знакомых. Работа по проекту является исследовательской. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, овладевают необходимыми способами мышления и действия. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Результаты проекта обсуждаются и демонстрируются как правило на уроках, внеклассных мероприятиях, конференциях.
В настоящее время существуют различные классификации проектов, которые можно использовать как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности. По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют следующие проекты:
-игровые,
-исследовательские,
- творческие,
-практико-ориентированные,
- познавательные .
Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести решение конкретных проблем своего края, изучение этнических традиций своего региона.
Планируемыми результатами творческих проектов могут быть: создание праздника, выставки рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек.
Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком -то объекте, конструирование процесса и явления.
Практико-ориентированные проекты- это , например, очистка водоемов, создание зон отдыха, создание исторической хроники своего населенного пункта и т.д.
Проектная деятельность осуществляется в несколько этапов.
Этапы работы над проектом
Этапы |
Деятельность учащихся |
Ценностно-ориентированный |
Осознание мотивов деятельности |
Конструктивный |
*Включение в проектную деятельность *составление плана работы *сбор материалов *поиск источников информации *выбор формы реализации |
Оценочно-рефлексивный |
Оформление проекта |
Презентация |
Защита проектов, отстаивание своей точки зрения |
Предлагаем несколько проектов, над которыми работали учащиеся нашей школы:
*Исследовательский проект «Русский народный девичий костюм Тверской области начала 19 века»
*Исследовательский проект «Истоки»
*Исследовательский проект «Спасем нашу Землю»
* Практико-ориентированный проект «Написание истории деревни Королевщина»
* Познавательный проект «Песни наших отцов»
*Познавательный проект «Женщины-матери в годы Великой Отечественной войны»
* Познавательный проект «Они сражались за Родину»
*Проект экскурсии «Детство, опаленное войной»
* Познавательный проект «Первооткрыватели Антарктиды»
*Творческий проект «В гости к Пушкину»
Далее приведем пример организационной деятельности учащихся при работе над проектом «В гости к Пушкину»
I этап. Проектирование.
На этом этапе сообщаем детям предварительную информацию по проекту, вместе формируем исследовательскую проблему по проекту, класс делится на мини –группы, которые выбирают темы индивидуальных проектов.
II этап. Подготовка к исследовательской деятельности. Дети самостоятельно работают с источниками информации, ищут ответы на поставленные вопросы.
III этап. Работа учащихся над проектом.
Дети заслушивают друг друга по подготовленным материалам и приступают к оформлению проекта.
IV этап. Защита проектов.
Проект
« В гости к Пушкину»
Паспорт проекта
Проект адресован учащимся 8 класса в курсе географии при изучении темы «Памятные места Тверской области»
Цели проекта 1. Усвоение материала через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся
2. Развитие творческих способностей
3. Воспитание любви к своему краю
4. Приобретение навыков коллективной творческой деятельности.
Последовательность действий учителя и учащихся.
- Пробуждение интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.
Прочтение стихотворения Пушкина, где он воспевает Волгу устами Стеньки Разина.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила….
Продемонстрировать фотографию памятника Пушкину в Твери.
- Формулировка проблемы:
Каждый из нас любит путешествовать по разным уголкам нашей страны, но у нас нет возможности отправиться в такое путешествие по нашей области и поэтому сегодня мы совершим заочное путешествие.
Прежде, чем отправиться в такое путешествие, к нему надо подготовиться, подобрать соответствующую литературу, прочитать стихи Пушкина, написанные в Тверской области, проанализировать карты, выявить места, где бывал поэт, с какими людьми встречался.
- этап. Самостоятельная работа групп.
- этап. Оформление проектов в выбранной форме (буклет, презентация, альбом)
- Защита проектов
- Грачева Л.М. Оноприенко Т.Н. Организация деятельности учащихся при работе над проектом // География в школе. №6-2002.-с. 44-48
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения СПб: Питер, 2004