Метод проектов в патриотическом воспитании школьников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Иванова Светлана Эдуардовна

Организация: МОУ «Королевщинская СОШ»

Населенный пункт: Тверская область, п. Новоселки

В настоящее время, когда перед современной школой ставятся задачи, связанные с воспитанием творческого, высоконравственного, компетентного гражданина России, наиболее важным аспектом воспитательного процесса следует считать  патриотическое воспитание школьников, которое способствует формированию базовых национальных ценностей.

Главными направлениями  патриотического воспитания в рамках преподавания географии является воспитание любви и уважения к родному дому, родной земле, родному селу, народу, его культуре и традициям.

В настоящее время, когда процесс образования и воспитания связан с внедрением новых подходов, развитием творческого мышления, широкое распространение получили  практико-ориентированные технологии, и в частности, метод проектов.

Метод проектов способствует формированию навыков самостоятельной работы,  созданию ситуации успеха. Любой проект  -это всегда творчество детей.

     В настоящее время существует разные классификации проектов. Приведем некоторые из них.

  • По содержанию: экологические, краеведческие, комплексные и др..
  • По уровню интеграции: монопредметные, межпредметные, надпредметные
  • По продолжительности выполнения: мини-проекты, средней продолжительности, долгосрочный
  • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные
  • По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские
  • По использованию средств обучения: традиционные, компьютерные
  • По занимаемому  месту в учебном процессе: текущие, итоговые.

Проект разрабатывается по инициативе учащихся, является значимым для ближайшего окружения: одноклассников, родителей, знакомых. Работа  по проекту является исследовательской. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, овладевают необходимыми способами мышления и действия. Проект заранее  спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения. Проект ориентирован на  решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Результаты проекта обсуждаются и демонстрируются  как правило на  уроках, внеклассных мероприятиях,  конференциях.

В  настоящее время существуют различные классификации  проектов, которые можно использовать как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности. По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют следующие проекты:

-игровые,

-исследовательские,

- творческие,

-практико-ориентированные,

- познавательные .

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести решение конкретных проблем своего края, изучение этнических традиций своего региона.

Планируемыми результатами творческих проектов могут быть: создание праздника, выставки рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком -то объекте, конструирование процесса и явления.

Практико-ориентированные проекты- это , например, очистка водоемов, создание зон отдыха, создание исторической хроники своего населенного пункта и т.д.

Проектная деятельность осуществляется в несколько этапов.

 

                        Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся

Ценностно-ориентированный

Осознание мотивов деятельности

Конструктивный

*Включение в проектную деятельность

*составление плана работы

*сбор материалов

*поиск источников информации

*выбор формы реализации

Оценочно-рефлексивный

Оформление проекта

Презентация

Защита проектов, отстаивание своей точки зрения

 

Предлагаем несколько проектов, над которыми работали  учащиеся нашей школы:

*Исследовательский  проект  «Русский народный девичий костюм Тверской области начала 19 века»

*Исследовательский проект «Истоки»

*Исследовательский проект  «Спасем нашу Землю»

* Практико-ориентированный проект «Написание истории деревни Королевщина»

* Познавательный проект «Песни наших отцов»

*Познавательный проект «Женщины-матери  в годы Великой Отечественной войны»

* Познавательный проект «Они сражались за Родину»

*Проект экскурсии «Детство, опаленное войной»

* Познавательный проект «Первооткрыватели Антарктиды»

*Творческий проект «В гости к Пушкину»

Далее приведем пример организационной деятельности учащихся при работе над проектом «В гости к Пушкину»

I этап. Проектирование.

На этом этапе сообщаем детям предварительную информацию по проекту, вместе формируем исследовательскую проблему по проекту, класс делится на мини –группы, которые  выбирают темы индивидуальных проектов.

II этап.  Подготовка к исследовательской деятельности. Дети самостоятельно работают с источниками информации, ищут ответы на поставленные вопросы.

III этап. Работа учащихся над проектом.

Дети заслушивают друг друга по подготовленным материалам и приступают к оформлению проекта.

IV этап. Защита проектов.

                                      Проект

                      « В гости к Пушкину»

                             Паспорт проекта

Проект адресован учащимся 8 класса в курсе географии при изучении темы «Памятные места Тверской области»

Цели проекта  1. Усвоение материала через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся

 2. Развитие творческих способностей

3. Воспитание любви к своему краю

4. Приобретение навыков коллективной творческой деятельности.

  Последовательность действий учителя и учащихся.

  1. Пробуждение интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.

Прочтение стихотворения Пушкина, где он воспевает Волгу устами Стеньки Разина.

Как промолвил грозен Стенька Разин:

«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!

С глупых лет меня ты воспоила,

В долгу ночь баюкала, качала,

В волновую погоду выносила,

За меня ли молодца не дремала,

Казаков моих добром наделила….

 

Продемонстрировать фотографию памятника Пушкину в Твери.

  1. Формулировка проблемы:

Каждый из нас любит путешествовать по разным уголкам нашей страны, но у нас нет возможности отправиться в такое путешествие по нашей области и поэтому сегодня мы совершим заочное путешествие.

Прежде, чем отправиться в такое путешествие, к нему надо подготовиться, подобрать соответствующую литературу, прочитать стихи Пушкина, написанные в Тверской области, проанализировать карты, выявить места, где бывал поэт, с какими людьми встречался.

 

  1. этап. Самостоятельная работа групп.
  2. этап. Оформление проектов в выбранной форме (буклет, презентация, альбом)
  3. Защита проектов

 

  1. Грачева Л.М. Оноприенко Т.Н. Организация деятельности учащихся при работе над проектом // География в школе. №6-2002.-с. 44-48
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС
  3. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения СПб: Питер, 2004

 

Опубликовано: 22.10.2015