Влияние медиакультуры на самореализацию подростков

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Гусева Ирина Игоревна

Организация: МсСВУ

Населенный пункт: г. Москва

Мы живем в интересную эпоху, которую современные исследователи называют по-разному. Для одних это период развития "постиндустриального общества", для других - "информационная эпоха", кто-то определяет ее как "постмодернистскую ситуацию", период "постмодернизационной революции" или "глобализации".

Ясно одно: мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного взрыва" (по определению канадского социолога Маршалла Маклюэна), основными характеристиками которого являются хаотичность, беспредельность и избыточность. В этой связи усложняются наши социальные связи и модели постсовременной идентичности, заставляя еще раз обратиться к "пониманию медиа" (understandingmedia), их роли в обществе и предыстории.

Медиакультура (mediaculture) – это термин XX века – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. Средства массовой информации (СМИ) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Рассматривая СМИ как фактор влияния, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации – читателей одной газеты,

слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех, или иных компьютерных сетей.

Одной из наиболее эффективных моделей для описания непосредственного воздействия массовой коммуникации на индивидуальных потребителей можно считать психологическую модель Комстока [7]. Сотрудник Сиракузцкого университета и его научный коллектив использовали данную модель для описания определенных ментальных процессов, имеющих место при просмотре телепередач. Модель показывает, что поведение персонажей телепередач может оказывать воздействие на поведение зрителя. Индивид обучается поведению, которое он видит на экране, и может перенимать его. Использование нового поведения обуславливается его значимостью для индивида, а также степенью волнения или мотивацией индивида, достигаемого в результате использования такого поведения. Важной переменной, определяющей интенсивность медиавоздействия, выступает воспринимаемая реальность изображенного поведения, то есть, чем реалистичнее медиаобраз, тем выраженнее психологическое воздействие на зрителя и тем сильнее потенциальное воздействие на его поведение.

Еще одна модель, демонстрирующая индивидуальное психологическое воздействие массовой коммуникации, – модель когнитивной обработки Торсона [7]. Когда речь идет о когнитивном измерении, соответствующие модели иногда представляются излишне сложными; однако такая сложность необходима для точной репрезентации многочисленных факторов и этапов, включенных в процесс обработки медиаинформации. В фокусе внимания автора модели – действия, обеспечивающие обработку информации телевизионных рекламных роликов. Модель учитывает заинтересованность и внимание индивидуального зрителя по отношению к рекламному сообщению, особенности его памяти и даже языковые способности как факторы, определяющие потенциальное воздействие сообщений. Например, иностранному студенту, не вполне освоившему английский язык, будет

труднее обрабатывать и запоминать информацию, содержащуюся в рекламных роликах, чем носителю языка.

М. Л. Де Флер и С. Болл-Рокеш разработали модель медиазависимости [7].Предметом данной модели являются отношения между масс-медиа и обществом. Модель предполагает, что в современном обществе зависимость индивидов от СМИ как источника новостей и информации непрерывно возрастает. Уровень зависимости индивидов от СМИ и интенсивность медиавоздействия тесно связаны со стабильностью или нестабильностью общества и степенью социальной важности, которая придается масс-медиа как источнику информации. Модель представляет взаимоотношения и взаимодействие между СМИ, обществом и аудиторией, а также медиавоздействие. Примером проявления медиазависимости выступает потребление новостей в периоды кризиса.

Отсюда вытекает необходимость в медиаобразовании и медиаграмотности подростков. В материалах ЮНЕСКО есть такое определение медиаобразования: "Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география" [47]. "Медиаграмотность" помогает учащимся общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием его значимости в обществе. Медиаграмотный учащийся, студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к "поп-культуре" и сопротивляться манипуляциям.

О психологическом воздействии СМИ начали говорить еще с момента появления в 1450 году первого печатного станка. Иногда исторические свидетельства использовались для того, чтобы вести хронику явно

выраженных изменений общественного мнения или коллективного поведения вследствие массированного воздействия массовой информации на аудиторию. В других случаях это воздействие было не столь явным, но озабоченность противников СМИ по поводу медиавоздействия на других людей побуждала их к различным акциям протеста. Стремление защитить не себя, но неких абстрактных "других" людей от воздействия масс-медиа обычно объяснялось эффектом третьего лица. При этом индивид считает, что другие потребители массовой информации более восприимчивы к внушению и негативному воздействию сцен насилия и порнографии.[7]

В современных условиях психологическое воздействие СМИ проявляется с еще большей силой. Так, А.В. Федоров, анализируя степень негативного влияния средств массовой коммуникации на психику подрастающего поколения, констатирует, в первую очередь, рост насилия среди подростков. Он отмечает, что насилие, демонстрируемое с экранов ТВ, связано с коммерциализацией телевидения и отменой государственной цензуры. Сценами насилия иной раз заменяют слабый сюжет той или иной картины. В итоге происходит еще большая деградация общества через деградацию подрастающего поколения, у представителей которых нарушаются способности адекватно воспринимать реальность. Такой человек начинает жить в своем вымышленном мире. Причем телевидение и кино формируют в психике подростка определенные устойчивые механизмы, в соответствии с которыми на ту или иную жизненную ситуацию он уже будет реагировать в соответствии с теми установками, которые оказались у него сформированы посредством просмотра телепередач и кинофильмов [13].

Причем мы на первый план выносим именно телевидение и кино, потому как, в отличие от печатных или электронных СМИ, в данных видах воздействия на психику, наибольший манипулятивный эффект достигается еще и от сочетания музыки, картинки изображения, голоса диктора или героев фильма. Все это значительно усиливает смысловую нагрузку, которую заложили манипуляторы массовым сознанием от создателей кинофильма. В

этой связи важный вывод делает К.А. Тарасов: "….коммерческое кино сознательно и методично, с дьявольской изощренностью устраивает для зрителя ловушки на экране" [36].

К.А. Тарасов приводит пять типов последствий восприятия экранного насилия и четыре концепции, объясняющие их.

Первый тип – катарсис. В его основе лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальном поведении.

Второй тип последствий – формирование готовности к агрессивным действиям. Имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой – представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под влиянием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.

Третий тип и связанная с ним теория – научение посредством наблюдения. Имеется в виду, что в процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения.

Четвертый тип последствий – закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения.

Пятый тип – это не столько насильственное поведение, сколько эмоции – страхи, беспокойство, отчужденность. В основе этой теории лежит идея, что масс-медиа, прежде всего ТВ, создают некую символическую среду, куда люди погружаются с детства. Среда формирует представления о реальной действительности, культивирует определенную картину мира. Она же имеет одну особенность. Как показал контент-анализ, символический мир ТВ "неприветлив", насилие присутствует в нем повсеместно. Зрителям в той или иной степени кажется, что реальный мир таков же, как на телеэкране.

Наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика. Связано подобное с тем, что такая структура психики, как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступающей из внешнего мира, у детей еще до конца не сформирована. А потому почти любая информация из внешнего мира, из социума, попадает в психику индивида, сдобренная к тому же "дипломатическим паспортом неприкосновенности". Можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего различные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенных раннее в его подсознание. Такой негатив становится заметен или после, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ, или же заметен в результате последующего анализа (психологического анализа в т. ч.), когда явно вычерчивается та негативная информация, которая закладывается в бессознательное индивида.

Современные СМИ в силу своей распространенности стали практически идеальным средством влияния. Причём объектом этого влияния может оказаться как отдельный человек, так и группа людей, и даже общество. Цели этого влияния могут варьироваться в достаточно широком диапазоне: от побуждения до террора. Если учесть, что СМИ представляют собой достаточно сложную систему, интенсивно развивающуюся и совершенствующую свои инструменты, то влияние этой системы тоже вполне может возрасти. Процесс совершенствования очень хаотичен и, на данный момент, практически не контролируется, что может привести к непредсказуемым последствиям.

Важным фактором влияния является Интернет. Феномен Интернета открывает новый горизонт культуры – ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад каждого. Действительно, инновационные технологии в сфере информации и коммуникации оказали невиданное ранее влияние буквально на все стороны общественной жизни,

изменив сознание и социально-психологическое поведение людей. Виртуальная реальность порождает новые культурные идентичности и, возможно, новые проблемы. В частности речь идёт о создании виртуальной "личности" и определении грани между ней и реальным "Я". Интернет интересует подростка, прежде всего, как коммуникативное пространство. Общение в интернете привлекает анонимностью – человек волен быть кем угодно, создавать новый образ, наделённый желаемыми чертами. Добровольность и желательность контактов подразумевает, что подросток имеет возможность по своему усмотрению завязывать контакты или уходить от них. До сих пор отношение к интернету неоднозначно. Для одних он – универсальный источник разнообразной информации, принципиально новое средство организации всей жизнедеятельности на более высоком уровне. Для других – "мировая паутина", опутывающая и губящая души молодых людей.

"Виртуальный" мир дает дополнительную свободу действий и выражения мыслей, эмоций, чувств, ограничиваемую в реальной жизни. Закомплексованный человек, имеющий серьезные проблемы в ежедневном общении с окружающими его людьми, в сетевом общении получает возможность полностью раскрепоститься. Однако при этом он может легко оказаться втянутым в общение маргинальных групп, способных навязать ему негативные социальные установки. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении некорректных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые там взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.

По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью), стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.

Большой проблемой в современном обществе является проблема интернет-зависимости. Данная зависимость проявляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение. Для подростков,

получающих доступ к Интернету, виртуальная среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться в некую бестелесную "идеальную личность" открывает для них новые ощущения, которые им хочется испытывать постоянно или очень часто. Кроме того, длительное времяпрепровождение за компьютером сказывается и на физическом состоянии ребенка: он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, отдыху, подрывает свое здоровье.

Любой детский психолог скажет, что для переходного возраста психологическая интимность и защищенность – необычайно актуальный вопрос. Между тем, формирующаяся в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических установок у подростков. Безусловно, в современных условиях невозможно (да и неправильно) изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должна играть семья. Заинтересованное участие взрослых, дающих объективную оценку поступающей информации и осуществляющих ее фильтрацию, позволит правильно сориентировать молодого человека в информационных потоках.

Опубликовано: 22.09.2015