Духовно-нравственное воспитание дошкольников в логопедической практике
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Зайцева Любовь Михайловна
Организация: МКДОУ Мосальский детский сад комбинированного вида «Радуга»
Населенный пункт: Калужская область, г. Мосальск
Дорогие коллеги, друзья!
Мы сегодня все понимаем,
Что без нравственности и духовности
Кого мы сейчас воспитаем?
Нельзя сегодня организовать воспитание поколения
Без идейного объединения и вдохновения.
Какие же ценности нам за основу взять?
В чём актуальность темы рассказать?
В Крещении сила Святой Руси.
В созданной веками письменности.
В духовности, которую закладывали деды и отцы.
В милосердии, доброте и скромности.
Сейчас опасность в обществе нависла:
Не экономика разваливается – нет.
Агрессия, жестокость в молодёжь проникла –
И справедливости, великодушью места нет.
Чтоб жизнь улучшилась в стране –
Нам надо нравственность поднять
И возродить духовные основы.
А, значит, христианские традиции вернуть опять,
И ценности культурные взять за основу.
Итак, с чего же нам начать?
Какой мы целью зададимся?
Во-первых, прекратим роптать.
А, во-вторых, мы знаниями вооружимся
Ведь наработан опыт, написаны программы
О православном воспитании детей.
Мы создадим условия для этого развития.,
Сплотив вокруг себя людей.
Мы во главу угла поставим несколько задач:
- Любовь, привязанность к семье, к стране
поможем воспитать.
- О православных праздниках, традициях народных
представленья будем расширять.
- Отзывчивости искру, доброты в сердцах
мы попытаемся зажечь.
- И обязательно в образовательную деятельность
Родителей, общественность вовлечь.
Мы в группе уголок оформили сначала,
Где книги православные, раскраски – для начала.
Культуры православной элементы,
Колокола, иконы, консультативные моменты.
Создали игр словесных картотеку,
Загадок, ребусов, пословиц, фонотеку.
А чтоб был стимул у детей добра удел,
Помощницей мне стала «Радуга добрых дел».
Сюда мы помещаем поступки и дела,
Что дети совершили в течение их дня.
Творить добро, переживать, поступкам дать оценку –
Уменье это важное берём мы на заметку.
Чтоб деятельность с детьми организовать,
Должна я принципы в работе взять:
Наглядность и активность,
Мера и доступность.
Научность и сознательность.
Последовательность, индивидуальность.
Связать теорию я с практикой должна.
И чтоб особенность детей учла.
Чтоб воспитание – в процессе обученья.
И отработать варианты все – моё уменье.
Какие ж направления в моей работе?
1. Духовно-образовательное в беседах, поученьях
вы найдёте.
2. Воспитывать детей, оздоровляя.
Здесь праздники, движения детей, играя.
3. Культурно-познавательное направленье (экскурсии, концерты,
встреч мгновенья).
4. Чтоб нравственную личность получить,
Детей трудиться надо научить: себя обслуживать, уборку делать,
Подарки к праздникам готовить, а не только бегать.
Ну, вот, и можно нам процесс начать.
Но обязательно родителей позвать.
Ведь главным институтом воспитанья семья является.
А в ней духовные обычаи и ценности закладываются.
Проработав логопедом много лет,
Я поняла:
Без воспитания души ребёнка –
Мы – никуда!
Две Азбуки я создала:
Мосальскую и ЛОГО.
Они в развитьи связной речи –
Огромная подмога.
По ЛОГО азбуке мы буквы изучаем.
Согласные от гласных отличаем.
Слова запоминаем, делим их на слоги,
В рисунках открываем им дороги.
По Азбуке Мосальской мы шагаем-
Лексический запас, патриотические чувства развиваем.
Но, выполняя по коррекции задачи в процессе обученья,
Пришла я к выводу: забота о духовности детей-
Вот моё решенье.
Я, много книг перечитав, делала заметки –
Мои созрели мысли, как яблоки на ветке.
Потом все на бумагу потекли,
И место в Православной Азбуке нашли.
Не за морями, не за лесами
Живёт целый мир Православия с нами.
Ключ к загадке тайн Вселенной
В этой Азбуке нетленной.
Надо многое узнать.
Начинаем мы листать.
Мой опыт представить хочу в виде буквиц:
Азъ, Буки, Глаголь для умников и умниц.
Я знания даю, и здесь сама учусь.
И тут же действую и результатами делюсь.
Итак, Азъ это я, Зайцева Любовь Михайловна.
Я - учитель, я –логопед.
Спасаю от речевых нарушений и бед.
В моём роду традиции Православия чтят.
И этому я учу родителей и ребят.
Азъ – ещё Ангел. Чтоб смог нас сберечь
От неприятных жизненных встреч.
Чтоб дети выросли самостоятельными и мыслящими личностями,
Нужно, чтоб духовность и нравственность стали их потребностями.
Следующая буква –Буки- буквы. А буквы- это знания.
Мой девиз: от торжества знаний к торжеству духа,
Чтоб не настала в стране разруха.
Веду детей по этому пути,
Чтоб каждый Гражданином смог по нему пройти.
Листаю дальше Азбуку свою.
Здесь буквицу В-веди узнаю.
Она поведает о том,
Как с группой мы ходили в Божий дом.
Где батюшка рассказывал всем нам
Про наш Никольский Святой храм.
В музее побывали, в картинной галерее,
Фильм о Соровском в библиотеке посмотрели.
Читаем, смотрим «Шишкин лес».
Духовный пробуждаем интерес.
Проводим в ДОУ праздники:
Покров и Рождество,
Крещение и Троицу
И Пасхи торжество.
Родителей задействуем.
Всем здорово у нас.
Заканчивает год нам Яблочный весёлый Спас.
Азъ, Буки изВедав, Глаголю,
Что есть на свете добро.
В доме, достоянии оно.
В добродетели и в дедах,
В исторических победах.
В Азбуке из Священной истории тексты,
Стихи, загадки, пословицы в контексте. Раскраски, иллюстрации,
Поделки для демонстрации.
Использую я в Азбуке различные задания:
- составь рассказ,
- придумай к иллюстрации название,
- стихотворенье выучи,
- реши кроссворд,
- загадку отгадай, чтоб мыслей был круговорот.
Любить и сострадать, понимать и помогать
Вот этим ценностям должны мы обучать.
Курс ОПК – новый для всех,
Создала методический банк, чтоб получить успех.
Сюда вошли различные разработки,
Презентации тем, других воспитателей наработки.
Поделки к православным праздникам,
Библиотечка детская, а главная находка –
Это Азбука моя светская.
ОПК – это жизнь активная,
Интересная, продуктивная.
И как результат:
Открыта душа у ребёнка к добру,
Усвоены добродетели.
Оптимистическое отношение ко всему.
И хочется этому быть свидетелем.