В помощь учителю начальной школы: характеристика специфических ошибок письма и рекомендации по их преодолению
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Кшимовская Людмила Петровна
Организация: ГБОУ Школа № 998
Населенный пункт: г. Москва
Современные школьные программы по обучению грамоте, программы по русскому языку и литературному чтению, составленные с учётом новых образовательных стандартов, ориентированы на обучение детей с достаточно сформированными психологическими предпосылками учебной деятельности и нормальным уровнем речевого развития.
Однако реальная школьная практика свидетельствует о том, что учителю приходится работать с очень разноуровневым и разнообразным составом детей в классе, как с точки зрения здоровья, эмоциональных и энергетически возможностей ребёнка, так и уровня его интеллектуального и речевого развития. Данные реалии отражены и во ФГОС: «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Именно для удовлетворения этих особых образовательных потребностей, для предупреждения и преодоления неуспешности в учении достаточного большого количества детей направлена коррекционная деятельность школьных логопедов и психологов. Но, как показывает практика, наблюдается стойкая тенденция к сокращению количества таких специалистов в массовой школе…
Поэтому в создающихся условиях школьному учителю часто приходится брать на себя решение учебных проблем детей с ОВЗ. Для этого, естественно, нужно вооружиться некоторыми специальными знаниями, овладеть специальными методами и приёмами, направленными, в частности, на коррекцию нарушений письма и чтения.
По разным данным, от 25% до 35% детей в начальной школе неблагополучны по письму и чтению, по данным же признанного авторитета в логопедии Л.Г. Парамоновой количество младших школьников с дисграфией достигает 30%. В таких условиях современный учитель просто обязан знать некоторые базовые логопедические понятия, как то: «Дисграфия - это это стойкие, повторяющиеся специфические ошибки письма, не обусловленные недостаточным знанием грамматических правил». Причины таких ошибок разнообразны и неоднозначны, они связаны и с наличием нарушений определённых компонентов в речевой системе ребёнка, и с недостаточностью уровня сформированности зрительно-пространственных функций, и с проблемами познавательной сферы. Имея представление о таких понятиях, учитель не будет списывать «глупые», «нелогичные» ошибки ребёнка на его невнимательность или недостаточное усердие и решительно снижать оценки за письменные работы, тем самым наказывая ребёнка за то, в чём он не виноват…Помогать такому ребёнку прежде всего должен логопед, но для реализации принципа индивидуального и дифференцированного подхода к учащимсяcОВЗ, учитель должен взять на вооружение элементарные знания о характере специфических нарушений письма и способах работы с ними.
Характеристика специфических ошибок письма
1. Ошибки, обусловленные несформированностью действий языкового анализа и синтеза на уровне звука, слова, предложения.• Искажение звуко-слоговой структуры слов:
- пропуски, вставки лишних букв, перестановка букв:
«лто» вместо «лето», «стлол» вместо « стол», «вебра» вместо «верба»;
- пропуски слогов в словах, вставка лишних слогов, перестановки слогов:
«гова» или «гололова» вместо «голова», «мотолок» вместо «молоток»;
- разделение одного слова на части, смещение границ слов: «у тюг»,
«о кно» «на ступил», «кдому», «по дстолом», «моякошка».
• Слияние нескольких слов в одно слово в предложении, отсутствие обозначений границпредложения: «детиигралиналугу»; «начался дождик ребята побежали домой»
• Персеверация - застревание на одной букве или одном слоге):
«магазим», «стутупали», «у Деда Модоза»
• Антиципации - предвосхищение последующих букв и слогов:
«на девевьях», «с родмыми местами»
2. Ошибки фонематического восприятия(смешения по акустико-артикуляционному сходству):
• Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков:
- замена звонких согласных парными глухими и наоборот по причине сходства как звучания, так и артикуляции этих звуков: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ж-ш; ребёнок может писать «торога» вместо «дорога», «дубло» вместо «дупло»; «кокда» вместо «когда»;
- замена мягких согласных соответствующими твёрдыми согласными и наоборот: «ден» вместо «день», «малчик» вместо «мальчик», «клон» вместо «клён» и т.д.
- разнообразные замены в группах свистящих( с, з ) и шипящих( ш, ж, ч, щ) звуков: «сапка» вместо «шапка», «прузына» вместо «пружина», «сенок» вместо «щенок»;
- замены аффрикат ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-с: «чепки» вместо «щепки», «черчит» вместо «чертит», «пцицы», «куриса»;
- буквенные замены в группе сонорных согласных (р, рь, л, ль) и й: «глачи» вместо «грачи», «чалька» вместо «чайка» и др.
- замены лабиализованных(губных) гласных о-у, ё-ю: «голоби», «укуни», «тюплый».
Если же подобные замены и смешения происходят и в устной речи ребёнка, то ему безусловно необходима логопедическая помощь.
3. Аграмматизмы на письме, т.е. написание как бы вопреки правилам грамматики:
- ошибки в согласовании: «красноя яблоко», «белые медведь»;
- ошибки в управлении: «два дерево», «лечить дети»;
- неправильное употребление предлогов: «выпал с(из) гнезда», «идёт на(по) дороге»:
- ошибки в формообразовании и словообразовании: «окны», «утёнки», «грибовый суп», «ветерный день», и др.
Если у ребёнка встречаются аграмматизмы на письме, то они заметны и в устной речи ребёнка, и в таких случаях обращение к логопеду обязательно.
4. Замена букв по принципу оптического и кинетического сходства и искажённое их написание:
В - д, у – д – з, и – п, с – е, г – р, п – р, З – Е – оптически сходные рукописные буквы. Ошибки в их написании обусловлены прежде всего несформированностью навыка зрительно-пространственного ориентирования, трудностями оптико-пространственного анализа, неточностью зрительного восприятия.
Кинетически сходные рукописные буквы – буквы: о – а, п – т, л – м, и – ш, ц – щ, П – Т, б – д, и – у, х – ж, ш – щ, У – Ч, Г – Р - сходные по движениям руки при написании их элементов, но отличающиеся количеством этих элементов или их расположением.
Также характерные ошибки при написании букв:
- недописание элементов букв;
- добавление лишних элементов;
- написание вместо нужного элемента сходного с ним;
- неправильное расположение букв в пространстве по отношению друг к другу;
- «зеркальное» письмо.
В письменных работах детей могут встречаться специфические ошибки как одного вида, например, только смешениебукв по оптико-кинетическому сходству, так комбинации специфических ошибок.
При организации работы с ребёнком, имеющим специфические нарушения письма, учителю следует помнить, что на первыхэтапах работа с ребёнком должна преимущественно проходить в устном плане: упражнения на развитие слухового, фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звуковой анализ слов.
Также важно понимать, что подход «больше писать» - списывать или писать диктанты, успеха не принесёт. В больших текстах неизбежно будут ошибки, что в очередной раз зафиксируется в сознании ребёнка как неуспех. Оптимальные формы работы – вставить, дописать, подчеркнуть, выделить, найти и т.д. Игровые упражнения и задания также способствуют достижению положительных результатов в работе, так как помогают создать необходимый режим благоприятствования для ребёнка.
Рекомендации по предупреждению и преодолению ошибок письма, обусловленныхнесформированностью действий звукового анализа
Наиболее распространёнными специфическими ошибками письма являются пропуски букв в словах. Пропуски в словах гласных и согласных, недописания последних букв, перестановки букв в словах свидетельствуют о неумении ребёнка установить последовательность звуков в слове, определить место звука в слове. Ребёнок не слышит и не выделяет те или иные звуки в речевом потоке, соответственно не соотносит их с буквами и не пишет эти буквы.
Причинами пропусков букв являются также слабая концентрация внимания, несформированность приёмов самоконтроля.
Для устранения ошибок подобного рода необходимо формирование полноценных навыков звуко-буквенного анализа. Также следует практиковать письмо с проговариванием, когда произнесение звука и написание его буквы происходит одновременно, синхронно.
1. Упражнения на развитие концентрации внимания:
1) выполнение (повторение) узора по образцу;
2) распутывание перепутанных линий;
3) переписывание без ошибок строчек произвольно подобранных букв;
4) игры с описанием предмета по памяти: внимательно рассмотри в течение 1-2 минут предмет на картинке или в жизни (вазу, чашку, портфель и др.) , затем опиши по памяти(величина, форма, цвет, материал и т.д.)
2. Устные упражнения на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза:
1) определить количество звуков или букв в слове с помощью цифрового ряда на звуковой линейке: звуки или буквы (не путать!) слова называются последовательно, по цифровому ряду определяются их место и количество (показать чертой, точкой ); слова не записываются;
|
с а х а р - 5 букв
2) показать на звуковой линейке место гласных или согласных в слове с помощью красных (гласные), синих (твёрдые согласные), зелёных (мягкие согласные) фишек:
р а б о т а
|
3) придумать слова, где заданный звук (буква) был бы на указанном месте: звук «У» второй в слове: сумка, луна, музыка, путь и др.;
4) подобрать или показать на картинке, «найти» на кухне, среди игрушек, на улице слова с определённым количеством звуков;
5) игра «Цепочка слов»: последний звук (или последний слог) одного слова является первым звуком(слогом) другого слова:
боль – лес – спорт – танец и т.д.; гу-ба – ба-ран – ран-ка – ка-пи-тан – тан-ки и т.д.
В игре можно перекидываться мячом.
3. Письменные упражнения на развитие звуко-буквенного анализа:
1) запись под диктовку слов или предложений только гласными буквами или только согласными буквами, на месте других букв ставить прочерк:
дом - о -, читаю - и – аю, клюква - - ю - - а
слон сл – н, карман к – рм – н
Юля любит мороженое. – л - - ю – и - - о – о – е – о
2) составление словарных лесенок с постепенным увеличением количества букв в слове , основание лесенки – исходное слово
оон
ссон
ллицо
и искра
к картон
3) образование из букв данного слова возможно большего количества новых слов: крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка)
4) «ремонт» слов – вставить в слова пропущенные гласные буквы(указать какие):
А, О, У: з – б – р , кл – б - к , кр – п -; схркрпккшк
5) собрать из рассыпавшихся букв слово: а к ш а (каша) с о в о л (слово)
4. Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза слов:
1) определить количество слогов в слове и их последовательность: сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог слог первый , третий?
2) придумать слово, состоящее из определённого количества слогов;
3) составить слова из слогов, которые «потеряли» своё место:ро, го, док – городок
4) образовать новое слово путём добавления слога:
Кар, кар-та, кар-лик, кар-ман, кар-тош-ка, кар-ти-на
5) из односложного слова образовать двусложное, трёхсложное, четырёхсложное:
тигр, тиг-ры, тиг-рё-нок
6) получить новое слово, переставив слоги местами:бан-ка – ка-бан пи-ла – ли-па
7) составляем «цепочку» слов: последний слог одного слова является первым слогом другого:нора – работа – тапочки – кино и т.д.
8) распределить картинки в соответствии с количеством слогов;
9) дописывать в слове недостающий слог;
10) выписывать из слов только ударные слоги, составить из них слова, из слов предложения.
Список литературы
1. Барсукова Л.А., Румега Н.А.,. Земская Н.Е. Логопедия для учителей, родителей, психологов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010
2. Костромина С.Н.. Учиться на пятёрки по русскому языку. Как? М:, «Еврознак», 2008
3. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. М: «Эксмо», 2004
4. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М: «Парадигма», 2012
5. Хотылёва Т.Ю., Галактионова О.Г., АхутинаТ.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе.М: В. Секачев, 2014