Работа с природным материалом как средство художественного развития учащихся

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кутикова Ольга Владимировна

Организация: МБУДО Городская Станция юных техников

Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил

Современная система образования во всех звеньях ориентирована на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в различных видах деятельности.

По своей многомерности, упрощённости образов, их яркости и нарядности воплощений, декоративно-прикладное творчество близко детям, вызывает у них сенсорную пытливость познавательную активность, эстетическое переживание.

Как показывает практика, художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным творчеством проходит более успешно, если  осуществляется взаимосвязь между видами изобразительной деятельности, ориентация творческой деятельности детей на эстетическую и практическую  значимость  результата, использование комплекса приёмов и  методов, направленных на формирование умений и навыков, включение в содержание работы  соответствующего материала регионального характера, использование разнообразных  творческих заданий освоение традиций декоративно-прикладного творчества детей в самостоятельной художественной деятельности. Чем  более разнообразны условия, в которых проводится работа с детьми по декоративно- прикладному творчеству, тем разнообразнее содержание, формы, методы и приёмы её проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребёнка.

Ребёнок может развиваться, если  его педагог  будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и  использование  инноваций в учебно–воспитательном и методическом процессах.

Творческая деятельность с использованием природных материалов – один из путей  приобщения детей к природе - путь, на котором дети  учатся видеть природу через скрытые возможности, через  скрытую  красоту этих материалов. В руках умельца с  душой  художника все это и многое  другое, взятое из хранилищ природы, материал для  создания  великолепных  произведений искусства, доставляющих радость встречи с прекрасным.  Природа – огромная богатая мастерская для творчества. И именно, детские объединения по работе с  природным материалом,  предоставляют детям  уникальную  возможность получить элементарные  знания  о его применении в  доступной и увлекательной  форме.

Традиционно в детских объединениях, где дети работают с природными материалами, основное  внимание  на  начальных этапах обучения уделяется формированию технологических умений и навыков. Однако детей  привлекает  красота  и разнообразие  природных объектов,  особенности цвета, формы… Они  хотят не  только видеть эту красоту, но и сохранить её, создав  красивую композицию своими руками. Поэтому, для детей  предусмотрен ряд творческих заданий, где они могут проявить свою фантазию, находчивость.

Выполняя такие задания, ребёнок в полной мере раскрывает свои способности. Ему также  предоставляется  возможность  не только создать свою композицию, но и принять участие в выставках. Такие выставки не проходят даром. Дети учатся оценивать свою работу и работу других, где особую роль играет именно художественное оформление работы: цветовое решение, подбор необходимого материала, оригинальное творческое решение. Участвуя в выставках и проявляя художественное творчество в своих работах, дети показывают хорошие результаты, у них появляется стремление участвовать в выставках уже более высокого уровня. Доказательство  тому возрастающее   количество работ, отмеченных   дипломами разного уровня, в том числе и международного. Поэтому на начальном этапе обучения в работе с младшими школьниками особенно важно  уделять внимание формированию  художественных умений и навыков и содержание  занятий строить с ориентиром на художественную сторону деятельности.

Разработанная мной образовательная программа «Природа и фантазия» для детей младшего школьного возраста, включает в себя 9 основных разделов. Все они определяются  конкретным  содержанием  занятий, степенью сложности выполняемых заданий  и видами материала,  который  обрабатывается детьми.

Данная программа составлена  с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта. В основе образовательной программы лежит системно-деятельный подход,  который предполагает:

- Воспитание и развитие качеств личности.

- Учёт индивидуальных возрастных, психологических, физических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для воспитания и путей их достижения;

- Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Данная образовательная программа направлена на:

- Создание основы для самостоятельной реализации  учебной деятельности, обеспечив социальную успешность.

- Развитие творческих способностей, саморазвитие  и самосовершенствование.

Каждый из разделов решает свои образовательные задачи, а все  вместе они  способствуют формированию художественных умений  и навыков через  освоение опыта  прикладной практической  деятельности.

К каждому разделу программы разработаны итоговые задания, которые позволяют выявить, на каком уровне ребенок усвоил данный раздел программы. Предусмотрены также экскурсии и выставки разного уровня, где дети изучают творчество известных художников и мастеров, в том числе и своего региона. Суммарные художественные знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы на занятиях, распределены таким образом, что они пронизывают  весь процесс обучения. Таким образом, наиболее важными художественными умениями, которые должны быть усвоены детьми на занятиях, являются:

- умение видеть форму природных объектов;

- умение находить и использовать удачное цветовое решение;

- умение  закомпоновать  изображение,  выполненное из набора засушенных растений в заданном  формате;

- умение выразительно использовать форму  природных материала;

- умение найти общее оригинальное решение.

В качестве диагностического материала, направленного на выявление  эффективности формирования художественных умений  и навыков у детей в процессе работы с  природными материалами, разработан ряд тестовых заданий.

Педагогический контроль  включает  в себя все основы знаний, умений по предмету; разнообразные виды  творческих заданий  и лабораторных работ, программированных опросов, которые проводятся в процессе обучения.

Ниже в таблице представлены формы  контроля, а также формы представления результатов контроля.

Таблица 1.

Педагогический контроль

Форма проведения контроля

Сроки контроля

Объект контроля

Форма предъявления результатов контроля

Первый год обучения

Тест «Загадочный образ»

Сентябрь

Начальные представления об истории развития народных промыслов.

Фиксирование правильных ответов детей.

Тест «Краски осени»

Октябрь - ноябрь

Умение определить форму природных объектов, умение грамотно находить цветовое решение.

Определение уровня выполнения задания.

Тест «Незатейливый букет»

Февраль - март

Умение расположить изображение, выполненное из набора засушенных растений в заданном формате.

Определение уровня выполнения задания.

Тест «Композиция»

Апрель - май

Умение грамотно совмещать на одном формате фактуру природного материала. Умение найти общее оригинальное решение.

Определение уровня выполнения задания.

Второй год обучения

Опросник .

Исследовательская работа

Сентябрь

Знание истории развития народных промыслов

Фиксирование правильных ответов.

Защита исследовательских работ

Тест «Незатейливый букет».

Октябрь -ноябрь

Применение нужных форм природных объектов, использование удачного цветового решения:

а) гармоничное сочетание цвета;

б) использование неярких, приглушенных, более сложных цветовых сочетаний;

в) умение сочетать цвета фона и цвет природного материала.

Определение уровня выполнения задания

Тест «Композиция».

Февраль

Умение расположить изображение в заданном формате:

а) ритмичность;

б) удачный формат.

Определение уровня выполнения задания.

Выполнение творческих работ по заданной и произвольной теме

Март –  май

Умение использовать фактуру природного материала, находить оригинальное решение на основе творческого воображения.

Участие в выставках (результативность).

Творческие проекты

Март - май

 

Защита творческих проектов

Наиболее удачные результаты  свидетельствуют  о  достаточном  уровне  развития цветоразличительных  способностей младших школьников, способности  интуитивно  чувствовать возможность обогатить  составляемую композицию за счет  подбора растений с разной  фактурой, формой; умении находить интересные композиционные приёмы, смело фантазировать.

В итоге анализ результатов  проведённого исследования показал, что младшие школьники способны видеть художественные качества природных форм  и сознательно использовать их при  выполнении творческих заданий.

В связи с этим можно  сделать вывод  о том, что  заданная направленность  обучения  с  ориентиром на усвоение художественных умений  и навыков  может  быть  достигнута  с  достаточной  степенью эффективности.

Список используемой литературы

  1. Кошмина.И.В. «Межпредметные связи в начальной школе» М. «Владос» 2003
  2. Начальная школа №24 2003 г. «С любовью к России» Т. Бойко.
  3. Янбухтина А. Г. Декоративное искусство. Уфа:Китап,2006
  4. Возвращение  к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно методическое пособие \  Под.   ред.Т.Я.Шпикаловой-М.,2000
Опубликовано: 16.06.2015