Тьюторское сопровождение как фактор развития физического потенциала детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные педагогические практики

Автор: Баишева Лидия Дмитриевна

Организация: МБДОУ «ЦРР – д/с «Чуораанчык» с.Чурапча им.М.Т.Спиридоновой»

Населенный пункт: Чурапчинский улус, с.Чурапча

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема индивидуализации физического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Представлены результаты исследования эффективности тьюторского сопровождения в развитии двигательных способностей детей 5-7 лет. Разработана и апробирована модель тьюторского сопровождения, включающая диагностику, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и мониторинг достижений. В результате эксперимента выявлено статистически значимое улучшение показателей физической подготовленности и повышение мотивации к двигательной активности у детей экспериментальной группы.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, физическое развитие, индивидуальный образовательный маршрут, старшие дошкольники, двигательная активность, мониторинг достижений.

 

Актуальность. Современная система дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО требует создания условий для индивидуализации образовательного процесса [3]. Особую значимость приобретает проблема развития физического потенциала детей, учитывая рост числа детей с низким уровнем двигательной активности и недостаточно сформированными физическими качествами. В этом контексте тьюторское сопровождение представляет собой эффективный механизм реализации индивидуального подхода к физическому развитию дошкольников, позволяющий учитывать их уникальные особенности и потребности [1, с. 45].

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность модели тьюторского сопровождения физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Разработать модель тьюторского сопровождения физического развития дошкольников.
  2. Выявить исходный уровень физической подготовленности и мотивации к двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Оценить эффективность реализации модели по параметрам физического развития и двигательной активности.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Чуораанчык» им. М.Т. Спиридоновой с. Чурапча в 2024-2025 учебном году. В исследовании участвовали 30 детей 5-6 лет, разделенных на контрольную (n=15) и экспериментальную (n=15) группы.

Методы исследования:

  • тестирование физической подготовленности (бег 30 м, прыжок в длину с места, метание мешочка),
  • наблюдение за двигательной активностью в свободной деятельности,
  • анкетирование родителей “Отношение ребенка к физической активности”,
  • мониторинг достижений детей

Модель тьюторского сопровождения включала:

  1. Диагностический этап: Комплексная оценка физических возможностей, интересов и потребностей каждого ребенка
  2. Проектировочный этап: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с учетом выявленных особенностей
  3. Реализационный этап: Сопровождение ребенка в процессе освоения ИОМ, адаптация заданий, мотивационная поддержка
  4. Рефлексивный этап: Анализ достижений, коррекция маршрута, планирование дальнейшей работы

Занятия проводились 3 раза в неделю по 30 минут в течение 6 месяцев.

Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе у 60% детей выявлен недостаточный уровень развития основных физических качеств, у 45% - низкая мотивация к двигательной активности.

После реализации программы в экспериментальной группе зафиксированы значимые изменения:

  • улучшение показателей бега на 30 м на 25%,
  • увеличение дальности прыжка на 20%,
  • повышение точности метания на 30%,
  • рост мотивации к физической активности на 40%,
  • увеличение продолжительности самостоятельной двигательной деятельности на 35%.

В контрольной группе изменения были незначительными.

Полученные данные подтверждают эффективность индивидуального подхода в физическом развитии [2, с. 78]. Тьюторское сопровождение позволило:

  • учесть индивидуальные особенности моторного развития,
  • создать ситуацию успеха для каждого ребенка,
  • развить познавательный интерес к физической культуре,
  • сформировать навыки саморегуляции и самоконтроля.

Выводы.

  1. Разработанная модель тьюторского сопровождения доказала свою эффективность в развитии физического потенциала детей старшего дошкольного возраста.
  2. Индивидуализация физического развития через тьюторское сопровождение способствует повышению мотивации к двигательной активности и улучшению показателей физической подготовленности.
  3. Внедрение тьюторского сопровождения в систему физического воспитания ДОО является перспективным направлением решения психолого-педагогических проблем современного дошкольного образования.

Практическая значимость: Разработанная модель может быть использована в работе дошкольных образовательных организаций для оптимизации процесса физического развития детей и реализации требований ФГОС ДО к индивидуализации образования.

 

Литература

  1. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. - М.: Просвещение, 2020. - 208 с.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2021. - 368 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).
  4. Чумичева Р.М. Управление качеством дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 192 с.
  5. Яковлева Г.В. Индивидуализация образования в ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2023. - 144 с.
  6. Борисова М.М. Современные проблемы физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2023. - № 4. - С. 23-29.
  7. Глушакова Г.В. Тьюторское сопровождение как ресурс развития ребенка в ДОУ // Современное дошкольное образование. - 2022. - № 5. - С. 34-40.

 

Опубликовано: 04.12.2025
Мы сохраняем «куки» по правилам, чтобы персонализировать сайт. Вы можете запретить это в настройках браузера