Организация динамических пауз, физкультминуток, минут релаксации на уроках немецкого языка
Конференция: Современные педагогические практики
Автор: Родина Надежда Владимировна
Организация: Филиал МОУ СОШ с. Бакуры в с. Воронцовка
Населенный пункт: Саратовская область, с.Воронцовка
(2 слайд)Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в V—VI классах неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.
(3 слайд)Чтобы достигнуть высокой эффективности урока следует учитывать физиологические и психологические особенности детей. Необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3—5 минут.
Релаксация — это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
(4 слайд)Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить перед обучающимися цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
(5 слайд)Приведу некоторые виды разрядки, которые я применяю на уроках немецкого языка.
(6 слайд)
- Физкультминутки
Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся. Ее можно проводить с первых уроков изучения немецкого языка, когда по команде учителя „Steht auf! Jetzt turnen wir!“ ученики встают и выполняют простые движения (поднимают руки вперед, вверх, вперед, вниз). Постепенно движения усложняются: это могут быть ходьба, бег, прыжки. Первое время учитель сам проводит зарядку. Затем это могут делать ученики.
(7 слайд)При выборе видов разрядки следует останавливаться на таких упражнениях, которые не приведут к нарушению дисциплины в классе, нужно также следить за тем, чтобы движения выполнялись четко, красиво.
(8-9 слайды)
1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle boxen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle springen wir!
1, 2, 3, 4 – alle, alle sitzen wir!
Hände nach oben!
Hände nach unten!
Hände nach links!
Hände nach rechts!
Hände abwärts!
(10-11 слайды)
- Выполнение команд
Самые простые команды „Steht auf!“, „Setzt euch!“ учитель может давать, заметив, что ученики устали, несколько раз на протяжении урока. Эти команды можно усложнить и выполнить сидя: „Nehmt die Bücher! Zeigt mir eure Bücher (Hefte, Kulis, Bleistifte, Filzstifte)! Legt eure Hefte auf die Schulbank rechts! Legt eure Kulis auf die Schulbank links. Nehmt die Bücher! Öffnet die Bücher, Seite 15! Macht die Bücher zu!“
(12 слайд)Учитель может предложить обучающимся изобразить в рисунке то, что они от него слышат.
Например, рисуя человечка и комментируя, легко можно запомнить слова по теме «Внешность человека», которую мы изучаем в 5 классе. Выполнить это можно при помощи следующей рифмовки:
Punkt, Punkt,
Komma, Strich,
fertig ist das Mondgesicht.
Die Punkte sind die Augen,
das Komma ist die Nase,
der Strich ist der Mund,
das Gesicht ist aber rund.
Делая рисунки, ученики не только отдыхают, но и усваивают непроизвольно лексический и грамматический материал.
(13 слайд)
- Игры
Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Игра используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.
(14-16 слайды)Некоторые примеры игр, которые я проводила в 5-х классах.
Игра «Знаете ли вы алфавит?»
Ученики выполняют следующие задания:
- Выберите карточку с буквой и станьте в алфавитном порядке. Затем по очереди назовите свои буквы.
- Выберите карточку с буквой, но не показывайте ее. Назовите, какая буква стоит до и после выбранной вами. Остальные ученики называют загаданную букву.
- Выберите карточку с буквой. Не называя букву, изобразите ее с помощью вашего тела.
(17 слайд)Игра «Кто быстрее?», направленна на отработку грамматического материала, а именно личных местоимений. Ученики делятся на три команды. Каждая команда получает карточки с буквами, из которых они должны образовать личные местоимения и прочитать их.
(18 слайд)Игра «Телефонный номер». Она позволяет систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Числительные». Учитель быстро называет телефонный номер, который обучающийся записывает на доске.
(19 слайд)
- При формировании лексических и грамматических навыков можно использовать кроссворды, загадки, викторины.
Примеры загадок, которые я использовала на уроках.
Sie hat Hände, kann aber nicht reisen.
Sie hat Zähne, kann aber nicht beisen.
Sie hat Füße, kann aber nicht gehen.
Sie hat Augen, kann aber nicht sehen. (die Puppe)
(20-21слайды)
- Песни
Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Разновидностью музыкальной разрядки является исполнение учащимися только припева песни. Солирует учитель, либо кто-нибудь из учеников.
Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные.
(22-23 слайд)
- Новизна и нетрадиционность учебного материала
Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Так, их интерес может вызвать знакомство с новыми немецкими иллюстрированными журналами и газетами, рассказ о каком-нибудь немецком городе, сообщение о какой-либо интересной встрече с представителями страны, новая информация о немецких праздниках и обычаях и т. д. Естественно может возникнуть вопрос, чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования. При проведении аудирования учитель учит школьников воспринимать речь на слух, предлагает специальные упражнения, ставит предварительные задачи, проверяет понимание прослушанного. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости напряжения, создания расслабленной обстановки не носит учебного характера, так как за ним не следует проверки понимания с последующей оценкой. Поэтому рассказ строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи, встречающиеся в тексте, переводятся учителем. Такое сообщение обычно рассчитывается на 2—3 минуты.
(24 слайд)
Таким образом, особая роль релаксации на уроке в изучении немецкого языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться учащимся с одного вида речевой деятельности на другой. И в заключение хочу заметить, что для снятия напряжения во время занятий недостаточно проводить специальную релаксацию, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.