Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Конференция: Современные педагогические практики
Автор: Таскина Марина Валерьевна
Организация: МБОУ СОШ пос.Литовко Амурского муниципального района
Населенный пункт: Хабаровский край, пос.Литовко
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами важной педагогической задачей является воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
Выделяются целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования духовно-нравственного воспитания:
- уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
- сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
- умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
- владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
- сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Среди предметов в начальной школе особое место занимает курс «Литературное чтение». Именно он, в большей степени, предназначен для формирования базовых ценностей, воспитания духовности и нравственности в растущем гражданине.
Через изучение классических и современных произведений дети учатся не только понимать текст, но и осмыслять жизненные ценности, такие как дружба, честность, сострадание и стремление к добру. Обсуждения прочитанного, анализ действий героев, сопереживание их судьбам развивают у детей критическое мышление и эмоциональную отзывчивость. Важно, чтобы на уроках уделять внимание не только литературному анализу, но и практике выразительного чтения, что позволяет аккумулировать и выражать свои чувства.
Важным аспектом духовно-нравственного воспитания является использование различных форм работы с текстом, таких как ролевые игры, театрализация и проектные занятия. Эти методы не только активизируют интерес детей к литературе, но и помогают им лучше понять внутренний мир героев, их мотивацию и моральные дилеммы. Через подобные активности учащиеся учатся принимать решения, основываясь на этических принципах, что формирует их собственную систему ценностей. Кроме того, в процессе чтения классических произведений, таких как сказки, басни и рассказы, каждый ребенок имеет возможность выявить актуальные для себя моральные уроки. Обсуждение прочитанного в кругу сверстников способствует развитию навыков общения и умения отстаивать свою точку зрения. Такие беседы могут вдохновить детей на глубокие размышления о человеческих отношениях и справедливости.
Не менее важно, когда дети вместе с родителями могут обсуждать книги, проводить совместные чтения и обмениваться мнениями. Это создает устойчивую связь между домом и школой, укрепляя моральные основы, заложенные в сердце каждого ребёнка и формируя единое образовательное пространство, где духовное воспитание становится неотъемлемой частью жизни.
Кроме того, необходимо развивать у детей навыки самостоятельного чтения. Чтение не только способствует расширению кругозора, но и формирует личное мнение, которое основано на понимании прочитанного. Регулярные занятия по выбору книг, обсуждение их содержания и персонажей помогают детям осознать важность литературных произведений и их роль в жизни.
Таким образом, разнообразие методов и активное вовлечение всех участников образовательного процесса создают полноценную среду для развития детей, где литература становится неотъемлемой частью их жизни и воспитания.
Одним из ключевых аспектов успешного овладения навыками чтения является создание комфортной и вдохновляющей атмосферы для занятий литературой. Родители и учителя могут играть важную роль в этом процессе, предоставляя детям доступ к разнообразным источникам литературы, включая классические произведения, современные бестселлеры и различные жанры. Это позволит каждому ребенку найти что-то близкое и интересное, пробуждая его любовь к чтению.
Следует подчеркнуть, что чтение должно быть радостью, а не обязанностью. Поддерживайте интерес детей в процессе, обязательно хвалите за успехи и обсуждайте их достижения. Создание позитивного отношения к чтению на ранних этапах жизненного пути будет иметь долгосрочные последствия, формируя не только будущих читателей, но и искателей знаний в целом.
Таким образом, мы можем констатировать, что все перечисленное позволяет сделать процесс духовно-нравственного становления личности школьников более эффективным, усиливает влияние на формирование самосознания обучающегося, на развитие традиционных для народов РФ духовно-нравственных качеств младшего школьника.