Открытые задачи как средство развития креативности учащихся средней школы

Конференция: Современные педагогические практики

Автор: Дармаева Галина Намсалмаевна

Организация: МОУ «ЧСОШ»

Населенный пункт: Забайкальский край, с. Челутай

Аннотация

В статье рассматривается потенциал открытых задач как инструмента развития креативного мышления учащихся средней школы. Обосновывается актуальность формирования креативности как ключевой компетенции XXI века, приводится классификация открытых задач и методика их внедрения в учебный процесс. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведённого в пятых и шестых классах, и сделаны выводы о значительном повышении показателей оригинальности, гибкости и беглости мышления у школьников. Работа может быть полезна учителям, методистам и исследователям в области педагогики и психологии обучения.

 

Ключевые слова: креативность, открытые задачи, средняя школа, математическое образование, творческое мышление, педагогический эксперимент

 

Введение

Современное образование переживает трансформацию, связанную с необходимостью подготовки учеников к жизни в условиях быстро меняющегося информационного общества. Важнейшей задачей школы становится не столько передача знаний, сколько формирование универсальных компетенций, одной из которых является креативность — способность генерировать новые, оригинальные идеи и нестандартно решать проблемы [1].

Развитие креативного мышления особенно актуально на этапе среднего школьного образования, когда закладываются основные интеллектуальные привычки. Однако традиционная система преподавания, особенно в точных науках, ориентирована преимущественно на репродуктивную деятельность. В этой связи необходимо искать новые дидактические подходы, и одним из перспективных направлений является использование открытых задач, которые предполагают множество способов решения и отсутствие единственно правильного ответа [2].

Теоретические основы

Открытая задача в педагогике — это задание, решение которого не задано однозначно или может быть получено различными способами. Она допускает вариативность подходов, побуждает к исследовательской активности и направлена на развитие критического и творческого мышления. Такие задачи отличаются высокой степенью неопределённости и требуют не просто знания алгоритма, а способности к интерпретации, выдвижению гипотез и аргументации собственных решений [3, 4].

В рамках теории Дж. Гилфорда креативность рассматривается как совокупность когнитивных характеристик, каждая из которых может быть развита и измерена в педагогическом процессе [5]. В исследовании были использованы следующие ключевые параметры:

  • Беглость мышления — способность порождать большое количество идей, ассоциаций, решений или гипотез за ограниченное время. Например, при задании «Сколько способов вы знаете, чтобы использовать кирпич?» ученик с высокой беглостью предложит 10–15 вариантов, тогда как с низкой — 2–3.
  • Гибкость мышления — умение переключаться между различными стратегиями или категориями мышления. Это проявляется в разнообразии типов ответов. Например, если ученик предлагает и практические, и художественные, и юмористические способы использования объекта — это говорит о высокой гибкости.
  • Оригинальность — редкость или необычность идей. Она оценивается по степени отклонения от стереотипных решений. Например, если большинство учащихся решают задачу одинаково, а кто-то предлагает нестандартный подход, — такой ответ считается оригинальным.

Эти характеристики были выбраны, потому что они имеют прямую операционализируемую форму и могут быть надёжно измерены в школьной практике с помощью методик типа Torrance Tests of Creative Thinking (TTCT).

Методика и организация эксперимента

Цель исследования — оценить эффективность использования открытых математических задач в развитии креативного мышления учащихся пятых и шестых классов.

В исследовании приняли участие 18 учащихся (9 из 5-го и 9 из 6-го классов) ЧСОШ. Группа была разделена на контрольную (9 человек) и экспериментальную (9 человек).

Этапы эксперимента:

  1. Диагностика уровня креативности с помощью адаптированной методики Торренса.
  2. Педагогическое воздействие — в течение 12 недель учащиеся экспериментальной группы решали открытые задачи один раз в неделю на уроках математики.
  3. Контрольная диагностика — повторное тестирование с анализом динамики развития креативности.

Примеры использованных задач:

  • Сколько разных способов можно придумать, чтобы представить число 12 как сумму трёх натуральных чисел?
  • Нарисуй фигуру, которую можно разрезать на равные части не менее чем двумя способами. Сколько таких фигур ты можешь придумать?
  • Придумай математическую задачу, в которой нет однозначного ответа, но все ответы обоснованы.

Результаты и их анализ

Анализ результатов показал, что:

  • Беглость мышления в экспериментальной группе повысилась в среднем на 22% по сравнению с 5% в контрольной;
  • Гибкость увеличилась на 18% против 6%;
  • Оригинальность идей — на 26% против 8% в контрольной группе.

Учащиеся стали активнее предлагать нестандартные подходы, проявляли интерес к альтернативным решениям задач и с большей готовностью участвовали в обсуждениях. Некоторые учащиеся, ранее не проявлявшие активности, начали демонстрировать высокие результаты, что может свидетельствовать о пробуждении «спящей» креативности.

Обсуждение

Результаты подтверждают данные других исследователей, указывающих на высокий потенциал открытых задач как средства формирования метапредметных умений. В частности, Позднякова Е.В. отмечает, что такие задачи способствуют развитию мышления более высокого порядка и формированию исследовательской культуры у школьников [1].

Однако выявлены и определённые трудности:

  • Не все учащиеся сразу готовы к восприятию «негарантированного» результата;
  • Необходима постоянная поддержка со стороны учителя в виде поощрения идей и рефлексии;
  • Требуется дополнительное методическое обеспечение — банк открытых задач и критерии их оценки.

Заключение

Использование открытых задач в образовательном процессе средней школы позволяет эффективно развивать креативное мышление учащихся, активизировать их познавательную деятельность и повысить мотивацию к обучению. Методика показала высокую результативность и может быть рекомендована для внедрения в практику преподавания математики и других предметов.

 

Список литературы

  1. Позднякова Е.В., Фомина А.В. Открытые задачи как средство развития «soft skills» на уроках математики // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Том 7. № 2. С. 29–45.
  2. Будикина А.Е., Макарова С.М. «Открытые задачи» на уроках математики в 5-6 классах (на примере текстовых задач на движение) // Аммосов-2021: сборник материалов научно-практической конференции студентов СВФУ. 2021. С. 263–266.
  3. Калмазова И.А., Статникова М.Ю. Формирование дивергентного мышления как условие развития потенциала личности школьника // Целостное развитие личности в системе образования. Материалы международной очно-заочной научно-практической конференции. 2017. С. 64–68.
  4. Солдаева М.В., Степанова Е.М. «Открытые» задачи как средство развития креативности на уроках математики // Математическая подготовка в школе и вузе: содержание и технологии: материалы 43-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. 2024. С. 359–364.
  5. Петренко Н.А., Филимонов С.П. Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2023. Том 9 (75). № 2. С. 75–83.
Опубликовано: 09.05.2025