Использование инновационной технологии (палочки Кюизенера) на занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Конференция: Современные педагогические практики
Автор: Низова Н.Е.
Организация: МАДОУ, детский сад №64
Населенный пункт: Саратовская область, г.Балаково
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.
Предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий по развитию элементарных математических представлений у детей - палочки Кюизенера.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- осваивать прямой и обратный счет;
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше -меньше на), пользоваться знаками сравнения <, >;
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;
- научить делить целое на части и измерять объекты;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию;
- познакомить со свойствами геометрических фигур;
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, самоконтроль.
Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10, выраженная цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.
Белая палочка- 1 см (число 1), розовая - 2 см (число 2), голубая - 3 см (число 3), красная - 4 см (число 4), желтая - 5 см (число 5), фиолетовая - 6 см (число 6), черная - 7 см (число 7), бордовая - 8 см (число 8), синяя – 9 см (число 9), оранжевая 10 см (число 10).
Существует и плоскостной вариант палочек. состоящий из цветных полосок плотной бумаги или картона. Полоски картона имеют такой же цвет, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. Они не требуют особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Применение цветных полосок также интересно разнообразно, как и объемный вариант.
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.
Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей.
Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:
- игровые;
- сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей);
- сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры);
- индивидуальная работа (целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствуют как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе);
- совместный со взрослым поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;
- не травмирующая оценка (в младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или 4 узнать; среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей; оценивание осуществляется в индивидуальном общении.)
Знакомить детей с палочками можно уже с 2-3 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д. Когда дети наиграются, можно обратить внимание на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики, низкие.
Разнообразить игры детей с цветными палочками нужно разными приемами, например, для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького Мишутки – узкую голубую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть единицей, а голубую палочку – тройкой и т.д.
Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.
На занятиях по формированию математических знаний и умений старшего дошкольного возраста, я использую цветные палочки Кюизенера при знакомстве детей с составом числа из двух меньших; при сравнении длины предмета (самая длинная, короче, короткая); при расширении пространственных представлений: справа, слева, посредине; палочки Кюизенера помогают детям освоить сложение и вычитание. В результате использования в работе палочек Кюизенера дети моей группы стали более внимательны, инициативны, целеустремлены с хорошо развитым логическим мышлением. Образовательная технология- палочки Кюизенера являются эффективным средством при подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Литература: Е.Н.Панова. Дидактические игры -занятия в ДОУ .
Использование инновационной технологии (палочки Кюизенера) на занятиях по развитию элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.
Предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий по развитию элементарных математических представлений у детей - палочки Кюизенера.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- осваивать прямой и обратный счет;
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше -меньше на), пользоваться знаками сравнения <, >;
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;
- научить делить целое на части и измерять объекты;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию;
- познакомить со свойствами геометрических фигур;
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, самоконтроль.
Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10, выраженная цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.
Белая палочка- 1 см (число 1), розовая - 2 см (число 2), голубая - 3 см (число 3), красная - 4 см (число 4), желтая - 5 см (число 5), фиолетовая - 6 см (число 6), черная - 7 см (число 7), бордовая - 8 см (число 8), синяя – 9 см (число 9), оранжевая 10 см (число 10).
Существует и плоскостной вариант палочек. состоящий из цветных полосок плотной бумаги или картона. Полоски картона имеют такой же цвет, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. Они не требуют особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Применение цветных полосок также интересно разнообразно, как и объемный вариант.
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.
Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей.
Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:
- игровые;
- сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей);
- сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры);
- индивидуальная работа (целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствуют как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе);
- совместный со взрослым поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;
- не травмирующая оценка (в младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или 4 узнать; среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей; оценивание осуществляется в индивидуальном общении.)
Знакомить детей с палочками можно уже с 2-3 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д. Когда дети наиграются, можно обратить внимание на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики, низкие.
Разнообразить игры детей с цветными палочками нужно разными приемами, например, для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького Мишутки – узкую голубую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть единицей, а голубую палочку – тройкой и т.д.
Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.
На занятиях по формированию математических знаний и умений старшего дошкольного возраста, я использую цветные палочки Кюизенера при знакомстве детей с составом числа из двух меньших; при сравнении длины предмета (самая длинная, короче, короткая); при расширении пространственных представлений: справа, слева, посредине; палочки Кюизенера помогают детям освоить сложение и вычитание. В результате использования в работе палочек Кюизенера дети моей группы стали более внимательны, инициативны, целеустремлены с хорошо развитым логическим мышлением. Образовательная технология- палочки Кюизенера являются эффективным средством при подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Литература: Е.Н.Панова. Дидактические игры -занятия в ДОУ .
Использование инновационной технологии (палочки Кюизенера) на занятиях по развитию элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.
Предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий по развитию элементарных математических представлений у детей - палочки Кюизенера.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- осваивать прямой и обратный счет;
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше -меньше на), пользоваться знаками сравнения <, >;
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;
- научить делить целое на части и измерять объекты;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию;
- познакомить со свойствами геометрических фигур;
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, самоконтроль.
Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10, выраженная цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.
Белая палочка- 1 см (число 1), розовая - 2 см (число 2), голубая - 3 см (число 3), красная - 4 см (число 4), желтая - 5 см (число 5), фиолетовая - 6 см (число 6), черная - 7 см (число 7), бордовая - 8 см (число 8), синяя – 9 см (число 9), оранжевая 10 см (число 10).
Существует и плоскостной вариант палочек. состоящий из цветных полосок плотной бумаги или картона. Полоски картона имеют такой же цвет, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. Они не требуют особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Применение цветных полосок также интересно разнообразно, как и объемный вариант.
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.
Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей.
Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:
- игровые;
- сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей);
- сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры);
- индивидуальная работа (целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствуют как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе);
- совместный со взрослым поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;
- не травмирующая оценка (в младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или 4 узнать; среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей; оценивание осуществляется в индивидуальном общении.)
Знакомить детей с палочками можно уже с 2-3 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д. Когда дети наиграются, можно обратить внимание на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики, низкие.
Разнообразить игры детей с цветными палочками нужно разными приемами, например, для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького Мишутки – узкую голубую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть единицей, а голубую палочку – тройкой и т.д.
Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.
На занятиях по формированию математических знаний и умений старшего дошкольного возраста, я использую цветные палочки Кюизенера при знакомстве детей с составом числа из двух меньших; при сравнении длины предмета (самая длинная, короче, короткая); при расширении пространственных представлений: справа, слева, посредине; палочки Кюизенера помогают детям освоить сложение и вычитание. В результате использования в работе палочек Кюизенера дети моей группы стали более внимательны, инициативны, целеустремлены с хорошо развитым логическим мышлением. Образовательная технология- палочки Кюизенера являются эффективным средством при подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Литература: Е.Н.Панова. Дидактические игры -занятия в ДОУ .