Использование инновационной технологии (палочки Кюизенера) на занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Конференция: Современные педагогические практики

Автор: Низова Н.Е.

Организация: МАДОУ, детский сад №64

Населенный пункт: Саратовская область, г.Балаково

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.

Предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий по развитию элементарных математических представлений у детей - палочки Кюизенера.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно.

Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности.

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

- осваивать прямой и обратный счет;

- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше -меньше на), пользоваться знаками сравнения <, >;

- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;

- научить делить целое на части и измерять объекты;

- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию;

- познакомить со свойствами геометрических фигур;

- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, самоконтроль.

Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10, выраженная цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.

Белая палочка- 1 см (число 1), розовая - 2 см (число 2), голубая - 3 см (число 3), красная - 4 см (число 4), желтая - 5 см (число 5), фиолетовая - 6 см (число 6), черная - 7 см (число 7), бордовая - 8 см (число 8), синяя – 9 см (число 9), оранжевая 10 см (число 10).

Существует и плоскостной вариант палочек. состоящий из цветных полосок плотной бумаги или картона. Полоски картона имеют такой же цвет, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. Они не требуют особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Применение цветных полосок также интересно разнообразно, как и объемный вариант.

Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.

Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей.

Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:

- игровые;

- сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей);

- сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры);

- индивидуальная работа (целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствуют как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе);

- совместный со взрослым поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;

- не травмирующая оценка (в младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или 4 узнать; среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей; оценивание осуществляется в индивидуальном общении.)

Знакомить детей с палочками можно уже с 2-3 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д. Когда дети наиграются, можно обратить внимание на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики, низкие.

Разнообразить игры детей с цветными палочками нужно разными приемами, например, для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького Мишутки – узкую голубую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть единицей, а голубую палочку – тройкой и т.д.

Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.

На занятиях по формированию математических знаний и умений старшего дошкольного возраста, я использую цветные палочки Кюизенера при знакомстве детей с составом числа из двух меньших; при сравнении длины предмета (самая длинная, короче, короткая); при расширении пространственных представлений: справа, слева, посредине; палочки Кюизенера помогают детям освоить сложение и вычитание. В результате использования в работе палочек Кюизенера дети моей группы стали более внимательны, инициативны, целеустремлены с хорошо развитым логическим мышлением. Образовательная технология- палочки Кюизенера являются эффективным средством при подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

 

Литература: Е.Н.Панова. Дидактические игры -занятия в ДОУ .

Использование инновационной технологии (палочки Кюизенера) на занятиях по развитию элементарных математических представлений                          

у детей дошкольного возраста 

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.

Предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий по развитию элементарных математических представлений у детей - палочки Кюизенера. 

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. 

Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности. 

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

- осваивать прямой и обратный счет;

- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше -меньше на), пользоваться знаками сравнения <, >;

- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления; 

- научить делить целое на части и измерять объекты; 

- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию; 

- познакомить со свойствами геометрических фигур; 

- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); 

- развивать логическое мышление, внимание, память; 

- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, самоконтроль.

Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10, выраженная цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. 

Белая палочка- 1 см (число 1), розовая - 2 см (число 2), голубая - 3 см (число 3), красная - 4 см (число 4), желтая - 5 см (число 5), фиолетовая - 6 см (число 6), черная - 7 см (число 7), бордовая - 8 см (число 8), синяя – 9 см (число 9), оранжевая 10 см (число 10).

Существует и плоскостной вариант палочек. состоящий из цветных полосок плотной бумаги или картона. Полоски картона имеют такой же цвет, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. Они не требуют особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Применение цветных полосок также интересно разнообразно, как и объемный вариант. 

Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. 

Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей. 

Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:  

- игровые; 

- сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей); 

- сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры); 

- индивидуальная работа (целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствуют как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе); 

- совместный со взрослым поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;

- не травмирующая оценка (в младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или 4 узнать; среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей; оценивание осуществляется в индивидуальном общении.)

Знакомить детей с палочками можно уже с 2-3 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д. Когда дети наиграются, можно обратить внимание на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики, низкие.

Разнообразить игры детей с цветными палочками нужно разными приемами, например, для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького Мишутки – узкую голубую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть единицей, а голубую палочку – тройкой и т.д. 

Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.

На занятиях по формированию математических знаний и умений старшего дошкольного возраста, я использую цветные палочки Кюизенера при знакомстве детей с составом числа из двух меньших; при сравнении длины предмета (самая длинная, короче, короткая); при расширении пространственных представлений: справа, слева, посредине; палочки Кюизенера помогают детям освоить сложение и вычитание. В результате использования в работе палочек Кюизенера  дети моей группы стали более внимательны, инициативны, целеустремлены с хорошо развитым логическим мышлением. Образовательная технология- палочки Кюизенера являются эффективным средством при подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

 

Литература: Е.Н.Панова. Дидактические игры -занятия в ДОУ .

Использование инновационной технологии (палочки Кюизенера) на занятиях по развитию элементарных математических представлений                          

у детей дошкольного возраста 

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.

Предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий по развитию элементарных математических представлений у детей - палочки Кюизенера. 

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. 

Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности. 

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

- осваивать прямой и обратный счет;

- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше -меньше на), пользоваться знаками сравнения <, >;

- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления; 

- научить делить целое на части и измерять объекты; 

- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию; 

- познакомить со свойствами геометрических фигур; 

- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); 

- развивать логическое мышление, внимание, память; 

- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, самоконтроль.

Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10, выраженная цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. 

Белая палочка- 1 см (число 1), розовая - 2 см (число 2), голубая - 3 см (число 3), красная - 4 см (число 4), желтая - 5 см (число 5), фиолетовая - 6 см (число 6), черная - 7 см (число 7), бордовая - 8 см (число 8), синяя – 9 см (число 9), оранжевая 10 см (число 10).

Существует и плоскостной вариант палочек. состоящий из цветных полосок плотной бумаги или картона. Полоски картона имеют такой же цвет, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. Они не требуют особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Применение цветных полосок также интересно разнообразно, как и объемный вариант. 

Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. 

Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей. 

Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий:  

- игровые; 

- сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей); 

- сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры); 

- индивидуальная работа (целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и способствуют как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе); 

- совместный со взрослым поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество;

- не травмирующая оценка (в младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или 4 узнать; среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей; оценивание осуществляется в индивидуальном общении.)

Знакомить детей с палочками можно уже с 2-3 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д. Когда дети наиграются, можно обратить внимание на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики, низкие.

Разнообразить игры детей с цветными палочками нужно разными приемами, например, для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького Мишутки – узкую голубую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть единицей, а голубую палочку – тройкой и т.д. 

Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.

На занятиях по формированию математических знаний и умений старшего дошкольного возраста, я использую цветные палочки Кюизенера при знакомстве детей с составом числа из двух меньших; при сравнении длины предмета (самая длинная, короче, короткая); при расширении пространственных представлений: справа, слева, посредине; палочки Кюизенера помогают детям освоить сложение и вычитание. В результате использования в работе палочек Кюизенера  дети моей группы стали более внимательны, инициативны, целеустремлены с хорошо развитым логическим мышлением. Образовательная технология- палочки Кюизенера являются эффективным средством при подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

 

Литература: Е.Н.Панова. Дидактические игры -занятия в ДОУ .

 

Опубликовано: 26.01.2025