Особенности обучения детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности в музыкальной школе

Конференция: Современные педагогические практики

Автор: Штоппель Оксана Николаевна

Организация: МБУДО ДМШ №12

Населенный пункт: г.Саратов

Проблема гиперактивных детей, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в настоящий период приобретает все большую актуальность. Количество детей с СДВГ стремительно увеличивается. Происходит это по разным причинам:

- стремительно ухудшающаяся экологическая ситуация бесспорно влияет на внутриутробное развитие плода и влечет за собой неминуемые патологические изменения в структурах головного мозга;

- по ряду патологий во время беременности - болезни матери, курение, алкоголь, наркотические воздействия и др.

- осложнения во время родов;

- сложная социальная ситуация в семье ребенка играет не последнюю роль в усугублении первоначальных признаков СДВГ, стрессы.

Гиперактивность в виде поведенческих и эмоциональных расстройств обычно начинается в очень раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных задач. Такой ребенок отличается повышенной неконтролируемой двигательной активностью, импульсивностью, слишком много говорит, ёрзает на стуле, покидает свое место в ситуациях, когда это неуместно, отвечает до того, как вопрос завершен, при игре или в общении не может дождаться своей очереди, часто перебивает других и тому подобное. Согласно статистике, СДВГ является одним из наиболее распространенных психоневрологических расстройств в детском возрасте и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек 3:1[4, с 54-62.]. Основной особенностью, которой характеризуется СДВГ является цикличность. Продуктивная работа может выполняться учеником в течении 5-15 минут, затем ребенок уходит в стадию «отдыха» на 3-7 минут, во время которой он не реагирует на замечания взрослого. По истечении необходимого для восстановления активности времени, мозг снова способен включится в новый рабочий цикл на 5-15 минут, после чего произвольный контроль над интеллектуальными действиями вновь нарушается. [2,39-44 с].

В России есть большое количество исследовательской литературы по данному вопросу. Однако нет соответствия между теоретической освещенностью проблемы и разработанной стратегией помощи ребенку и родителям. Диагноз СДВГ относится к категории медицинских. Во многих странах СДВГ является достаточным основанием для специализированной учебной помощи, но в России никто толком не знает, как с этим работать. Педагоги, воспитатели и психологи могут лишь предположить его наличие и порекомендовать родителям обследование у невропатолога, психоневролога. Нередко учителя, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на переводе в другую школу. В том числе и педагоги музыкальных школ, видя трудность в обучении таких детей, стараются как можно быстрее избавиться от неудобных учеников. Эти меры проблему не решают, но лишают ребенка музыкально-эстетического развития и воспитания.

Важно знать всем, кто сталкивается с нарушением поведения ребенка, что он ведет себя так: - не потому, что он «не воспитан», «ленив»; не потому, что «хочет рассердить», «довести», «сделать назло»; не потому, что «не знает и не понимает, как нужно себя вести» (в кавычках приведены фразы, которые часто можно услышать от родителей и педагогов). Напротив, ребенок с СДВГ не в силах сам справиться со своим расстройством – причиной нарушения поведения. Его беда в том, что он не может вести себя соответственно школьным правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем и недостаточно зрелых функций лобной части полушарий коры головного мозга. [5, с.48-53]. Ребенок нуждается, прежде всего, в понимании и помощи. В этой связи хотелось бы здесь привести слова детского психотерапевта Е.К. Осина о том, что СДВГ – расстройство, нарушающее способность к исполнению сложных, длительных, отложенных во времени задач. Учеба и выполнение каких-либо заданий – именно такие задачи. Поэтому дети с СДВГ нуждаются в помощи в обучении так же, как люди с нарушениями движения нуждаются в колясках. Это легкая форма проявления мозговой дисфункции, но, к счастью, обратимая и нормализуемая.

Теперь обратимся к основному вопросу нашей статьи, а именно – особенностям работы с гиперактивными детьми в рамках дополнительного образования в ДМШ и ДШИ. Надо заметить, что дети с СДВГ часто имеют ярко выраженную одаренность в разных сферах искусств, обладают нестандартным мышлением, своеобразным видением мира.

Столкнувшись со специфическим поведением ребенка, многие родители отметают даже саму мысль об учебе в музыкальной школе, оправдывая это тем, что ребенок не может просидеть и пяти минут за партой, а музыкальные занятия предполагают долгое многочасовое сидение за инструментом. Хотя, спустя некоторое время, после начала обучения в ДМШ родители подчеркивают важную роль музыкальных дисциплин в коррекции СДВГ, отмечают улучшение внимания и поведения. Занятия в ДМШ при правильной организации могут оказать чрезвычайно благотворное влияние на ребенка с диагнозом СДВГ. Музыкальная жизнь, полная концертов, конкурсов, поездок, способна отвлечь от разрушительного влияния компьютерных игр, телевизора, а выплеск эмоций в творчестве – снизить нервное напряжение и тревожность.

Неслучайно арт-терапия становится все более популярной в детской психологии, куда мы несомненно отнесем и музыкотерапию. О роли музыкотерапии написано много книг. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Классическая музыка (Бах, Моцарт, Бетховен) оказывает удивительное антистрессовое воздействие [7]. В одном из своих интервью проректор РАМ им. Гнесиных, доктор психологии, искусствовед Дина Кирнарская отмечает, что «музыкальные занятия меняют структуру головного мозга, связь между правым и левым полушариями улучшается на 25% всего через год занятий» [6].

Дети, учась в музыкальной школе, занимаются теми видами деятельности, которые включает в себя музыкотерапия: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, собственное исполнение произведений, ритмические движения под музыку. Обучение в музыкальной школе для детей с СДВГ имеет свои преимущества перед общеобразовательной школой. Небольшие по количеству учащихся классы позволяют педагогам уделять больше внимания каждому ребенку и использовать индивидуальный подход в обучении. Уроки ритмики, на которых дети двигаются под музыку, хлопая в ладоши и топая ногами, изучая ее характер и пульсацию, дают дополнительную возможность для контролируемой двигательной разрядки. Во время сольфеджио дети активно интонируют, развивая музыкальный слух и применяют полученные знания в строго систематизированной последовательности, что прививает учащимся с СДВГ навыки упорядочивания и контроля. Уроки слушания музыки создают положительную атмосферу для эмоциональной разгрузки. Пение в хоре включают в себя элементы вокал терапии: распевание, вокализация разнообразных гласных и слоговых сочетаний. Хоровое пение не только способствует социализации ребенка, но и стимулирует его умственную деятельность путем интенсивной вентиляции легких и усиленному снабжению головного мозга кислородом. Игра на музыкальном инструменте создает отличные условия для детальной отработки мелкой моторики, что ведет к большому прогрессу как в общем интеллектуальном развитии, так и в развитии компенсаторных функций организма. На индивидуальных уроках обучения игре на инструменте также проводится работа по раскрытию творческого потенциала ученика, поскольку педагог подбирает репертуар, опираясь на особенности развития ребенка.

Наибольшие сложности в обучении появляются на начальном этапе овладения инструментом. Неусидчивые, находящиеся в постоянном бесцельном движении ученики с СДВГ с трудом подчиняются общепринятым правилам. Важно понимание необходимости короткой двигательной и эмоциональной разрядки на каждом занятии, порой и неоднократной. Ребенку надо встать со стула, походить, подвигать руками, повертеть головой. Для того, чтобы сделать вынужденные паузы более эффективными, можно предложить ученику несколько упражнений на расслабление, которые используются в донотном периоде обучения на фортепиано, например, в сборниках А. Д. Артоболевской, в которых задействована крупная моторика – «шалтай-болтай» и др. [1,11с.] Также эффективны разнообразные упражнения пальчиковой гимнастики, которые кроме двигательной разрядки оказывают развивающее действие на мелкую моторику. Двигательные упражнения для крупной и мелкой моторики должны присутствовать на каждом уроке с ребенком с СДВГ. После подобной разрядки ученик способен продолжить образовательный процесс более эффективно, нежели он будет принуждать себя воспринимать информацию, не дав организму ослабить накопившееся двигательное напряжение.

Своеобразной «палочкой-выручалочкой» для преподавателя является интегрированный урок.[3] Можно использовать методы интеграции ритмики, фортепиано и сольфеджио: пропеть мелодию пьески, сопровождая это хлопками или дирижированием. Чтобы сбросить двигательную активность, скопившуюся за время сидения на стуле прекрасным способом разгрузки будут самые разные ритмические задачи и импровизации, которые можно прохлопать в ладоши или топать ногами, ритмические комбинации рук и ног, «рисование» линии мелодии рукой и. т.д.

При работе в классе педагогу необходимо следить за удобством посадки за инструментом, достаточной освещенностью класса, качеством печатного материала, чтобы ничто не могло мешать гиперактивному ребенку сосредоточиться. Желательно избегать присутствия посторонних. Сложную часть задания планировать на первую половину урока. На определенный отрезок времени стоит давать лишь одно задание, либо предлагать в виде последовательных частей, если оно большое. Не предъявлять сразу много требований. Указания необходимо давать, не теряя визуального контакта с учеником. Отработка технически сложных моментов, необходимость многократного повторения отдельных кусочков крайне утомительна для обычного ученика, а для ребенка с СДВГ порой становится непосильным барьером. Он начинает нервничать, сердиться, иногда чересчур проявлять свои негативные эмоции. В таких случаях педагогу надо максимально творчески подойти к процессу отработки технических сложностей, прибегнув к контрастным ритмическим фигурам, полярной динамике, наполнить образностью самый неинтересный пассаж.

И, конечно же, урок должен начинаться с позитивного настроя и психологического комфорта. Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки. Требуется исключить давление, прямой контроль заменить косвенным, не провоцировать на протестные реакции. При подготовке ребенка к публичному выступлению стоит оградить его от излишнего шума и общения с другими детьми. Эмоциональное выгорание приведет к невозможности сосредоточиться на сцене. И, конечно, самые большие помощники для ребенка с СДВГ – это его родители. Без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких - мамы и папы.

Музыкальное воспитание развивает и корректирует любого ребенка. Занятия в ДМШ играют немаловажную роль для ребенка с СДВГ: способствуют развитию общих и музыкальных способностей, формируют его поведение, повышают усидчивость и самооценку. Учеба заставляет маленького человека стать внимательнее и ответственнее, самостоятельно решать задачи, учиться организовывать свой день. Необходимо помнить, что гиперактивность – это состояние, которое поддается коррекции. Но проблему невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гибкость учителя, его готовность и желание находить соответствующий педагогический подход и стиль преподавания, эффективное сотрудничество между специалистами по СДВГ (врач, психолог, педагог) и родителями – факторы, способствующие успешному обучению ребенка. Специалисты рекомендуют совместные походы на концерты, спектакли, внутри классные концерты с последующим обсуждением услышанного. Главное в занятиях с детьми – огромное терпение и юмор, который поможет разрядить обстановку. Работая с таким ребенком, мы сами учимся любви к детям в ее безусловном смысле, когда не ждешь достижений и побед, а просто открываешь мир маленькому человеку.

 

 

 

Список источников:

1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Москва, Изд. «Советский композитор», 1985, 104 с.

2.Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или всё о гиперактивных детях. -Москва, Изд. Института психиатрии, 2008.-208 с.

3.Желяскова С.И. Интегрированный урок музыки как способ коррекции СДВГ у детей младшего школьного возраста/ С.И.Желяскова-Текст непосредственный// Педагогика: традиции и инновации; материалы XI Международной научной конференции (г. Казань, сентябрь 2019г.) – Казань, Молодой ученый, 2019.

4.Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения// «Вопросы практической педиатрии» 2012, т.7- 256с.

5.Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: современные принципы диагностики и лечения // «Вопросы практической педиатрии» 2014, т.13-256с.

6.Кирнарская Дина. – Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу. [Электронный ресурс]. URL:http//ik-music.net/miscellaneous/ezotericahin/lekzcii// 10-prichin-otdat-rebenka-v-muz-shkolu.html (дата обращения 29.10.2024)

7.Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – Москва, 1998 г. – 153с.

 

 

 

 

 

Опубликовано: 18.11.2024