Опытно-экспериментальная деятельность в области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Лобода Наталья Константиновна

Организация: МБДОУ детский сад № 10 «Теремок»

Населенный пункт: Ставропольский край, г-к. Кисловодск

Важность развития познавательной активности у детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Этот аспект играет ключевую роль в стимулировании успехов в исследовательской сфере как на ранних этапах детства, так и при переходе на следующий уровень обучения в школе. Важно отметить, что участие детей в экспериментах и опытах несет в себе элемент творчества. В ходе изучения окружающего мира дети приходят к множеству идей относительно создания значимых и увлекательных материальных и духовных объектов.

Применение опытно-экспериментальной деятельности в сфере физического развития представляет собой актуальное решение в дошкольном образовании. Это позволяет успешно интегрировать пять ключевых образовательных областей в дошкольной среде: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социокоммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие. В результате дети приобретают стойкий интерес к занятиям спортом, расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, активно развивают речь и успешно осваивают навыки исследовательской деятельности.

Применение данной методики в образовательной системе обеспечивает качественный подход, вовлекая всех участников образовательного процесса. Это является важным условием для эффективной работы педагога в соответствии с задачами ФГОС дошкольного образования.

Основной целью данной инициативы является повышение уровня физического развития путем обучения двигательным навыкам и стимулирования познавательно-исследовательской активности у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи этой деятельности охватывают следующее:
1. Изучение различных источников информации на данную тему.
2. Поддержание интереса старших дошкольников к физическим упражнениям и удовлетворение их любознательности в процессе образовательной работы.
3. Развитие умения контролировать и управлять своими движениями.
4. Стимулирование способности к волевым усилиям.
5. Обучение детей распознавать и оценивать различные свойства оборудования и игрового материала в спортивном зале.
6. Помощь детям в применении полученных навыков в повседневной жизни.
7. Развитие речи и мыслительных способностей, таких как анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение.
8. Стимулирование познавательных процессов в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
9. Воспитание у детей творческого мышления, инициативности и самостоятельности.
10. Обучение детей устанавливать причинно-следственные связи.

Способ реализации:

  1. Подготовительный этап.

Изучение методической литературы по данному вопросу.

  1. Основной этап. Опытно- экспериментальный:

    1. непосредственно эксперименты.

Тем для экспериментирования огромное множество: изучение работы органов человека, качества спортивного оборудования, влияние внешних факторов на физическое развитие и т.п.

Можно воспользоваться картотекой экспериментов в НОД «Физическая культура»

(https://infourok.ru/eksperimentirovanie-v-oo-fizicheskoe-razvitie-5442587.html)

(Экспериментирование в ОО “Физическое развитие”)

- исследования развития физических качеств детей (сила, выносливость, ловкость)

«моё тело», «оловянный солдатик», «моё сердце», «удержи равновесие», «зачем человеку руки», « что лучше ноги или руки?»,

-исследование дыхательной системы.

Или придумать свои эксперименты на волнующую тематику.

  1. использование инновационных технологий:

- чирлидинг.

Ситуационная игра «Построй пирамиду».

Показ видео ролика с красочным выступлением команды по чирлидингу и рассказ об этом виде спорта.

https://dzen.ru/video/watch/618c484c8935f4435bb84ccf?f=d2d

Детям демонстрируется детская пирамидка в собранном виде ,с акцентом внимания на геометрию постройки. ( широкое большое основание ,площадь опоры, маленькая и лёгкая макушка). После этого пирамидку разбирают , показывая ,что состоит она из множества элементов. Также показывается карточка с элементарной фигурой акробатической пирамиды. Ставится задача построить такую пирамиду из 4-5 человек.

Задание выполняют на гимнастических матах. Педагог осуществляет страховку. Дети, экспериментируя и обсуждая, учатся правильно расставлять ярусы из участников по росту, весу и комплекции. Находить баланс. Использовать силу опоры на скелет, а не за счёт мышечных усилий и т. д. После выполненной задачи показывается следующая карточка и приглашаются новые участники.

- Фрироуп — современный свободный вид спорта в России, иногда его называют человеческим триалом. Это соревнования по преодолению препятствий, созданных искусственно с использованием деревьев, стоек, досок, колесных покрышек, верёвок. Главное правило: при передвижении не коснуться земли любой частью тела.

Квест-игра « Джунгли зовут!».

Для проведения игры специально готовиться зал. Раскладываются массажные полусферы, кочки, гимнастические скамейки, гимнастические бревна, лесенка-качалка, подвесной канат, скейт-каталка, на шведской стенке натягивается горизонтально канат на высоте 110-150 см ,внизу дорожка из гимнастических матов и т.д.

По количеству игроков в различных местах, на разной высоте и степени доступности раскладывают игрушечные фрукты. Дети-обезьянки должны принести один фрукт в общую корзину ни разу не коснувшись поверхности пола. Одновременно на дистанции находятся не более по 3-4 человек. Дети выигрывают, если все фрукты собраны без нарушения правил.

Экспериментируя различные непривычные способы передвижения, дети включают смекалку и сообразительность, особенно когда нужно доставить фрукт, что имеет прикладное значение в обычной жизни.

 

Экспериментальная деятельность разнообразила и обогатила предмет обучения «Физическое развитие», способствовала воспитанию самостоятельности, инициативы и творчества, привила любовь к спорту и физической культуре, повысила интеллектуальный уровень развития воспитанников, познавательноисследовательскую мотивацию и активность в образовательном процессе.

Опубликовано: 14.03.2024