Технологии диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и консультативной деятельности в работе учителя-логопеда

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Крючкова Светлана Александровна

Организация: МБОУ «СШ д.Охона»

Населенный пункт: Новгородская область, г.Пестово

Целью логопедической работы в школе считаю - своевременное выявление речевых нарушений у школьников, их диагностика, организация коррекции нарушений различных проявлений устной и письменной речи, профилактика возникновения вторичных проявлений речевой патологии при освоении учеником общеобразовательных дисциплин и предупреждение школьной неуспеваемости; пропаганда психолого-педагогических и логопедических знаний среди педагогов и родителей. Для этого в логопедической деятельности существуют различные технологии и методики деятельности. От правильного их выбора и использования зависит эффективность коррекционной работы.

Технология диагностической деятельности. Огромную роль в организации коррекционного процесса играет качественная своевременная диагностика нарушений речи. Согласно «Технологии организации логопедического обследования» О.Е. Грибовой) работу начинается с ориентировочного этапа, целью которого является сбор анамнестических данных, изучение документации, изучение работ ребёнка, беседы с родителями. Обращается внимание на заключение невролога, логопеда и психиатра детских поликлиник.

Затем на диагностическом этапе обследования выясняется: какие языковые средства сформированы, какие не сформированы к моменту обследования, какие факторы влияют на проявления дефекта. Этот этап включает обследование связной речи младшего школьника, словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, слоговой структуры, строения и функций артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, блок заданий, направленных на изучение письменной речи младших школьников.

Для этого используются методики обследования Г.В Чиркиной, Л.Ф. Ахутиной Т.В.,Спировой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корневой, О. Б. Иншаковой, Т.А. Фотиковой

На третьем этапе (аналитическом) идёт интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты (Приложение 9).

Четвёртый этап - прогностический: выясняются основные направления коррекционной работы, решаются вопросы об индивидуальном образовательном маршруте. Планомерное последовательное диагностирование даёт яркую картину маршрута (направление, в котором необходимо работать)

В заключении проводится информирование учителей, родителей через выступление на педсовете, беседы , индивидуальные и групповые консультирования.

Такая система даёт возможность не только обследовать ученика, но и дать прогнозированный результат, на который я работаю.

К технологиям корекционно-развивающей деятельности относится Технология коррекции звукопроизношения. Через эту технологию происходит формирование и совершенствование у детей умений и навыков правильного употребления звуков в процессе коммуникации. Подробные методики работы разработаны у Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Фомичевой М.Ф. и др.

Технологий формирования речевого дыхания включает в себя развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата, голосовые, дыхательные и темопоритмические упражнения, направленные на совершенствование дыхания, на развитие силы и высоты голоса, темпа и ритма речи. Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова в своём учебном пособии описывают ряд логопедических технологий по формированию речевого дыхания при заикании через содержание конкретных приемов и упражнений. Широко известна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Она представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой.

При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяются различные приёмы логопедического массажа. Логопедический массаж можно проводить по авторской методике Е.А.Дьяковой.

Технология развития лексико-грамматической стороны предполагает работу по следующим направлениям: - развитие объёма словаря; - формирование структуры значения слова; - развитие лексической системности и семантических полей; - развитие словообразования, - уточнение грамматического значении я слова. Для этого в работе используются методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко. В работе по развитию связной речи используются практические упражнения, которые подводят к пониманию связи слов в предложении и учат правильно отражать их в речи. Такие приёмы работы можно найти в рекомендациях Л.Н.Ефименковой, системе работы Глуховой, Т.А. Ткаченко.

В настоящее время существует много методик обучения детей с нарушениями письменной речи (Ястребовой А.В., Садовниковой И.Н., Ефименковой Л.Н., Иваненко С.Ф., Мазановой Е.В., Кобзарева П.Г. и др.). Но все они сходятся в том, что для обеспечения достаточно эффективного коррекционного воздействия на учащихся необходимо: возможно раньше выявить таких детей и организовать их коррекционное обучение; предусмотреть такое содержание и такую направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи; использовать комплексные методики. Суть комплексного метода состоит в создании такой методики, которая была бы фиксирована на решении задач развития речи и психофизических функций детей с речевыми нарушениями.

Совместно со специальными логопедическими технологиями в специальной коррекционной школе используются общие образовательные технологии .

  • развивающего обучения , которая предполагает ориентацию познавательной деятельности на потенциальные возможности ребёнка, помогает добиться развития всех компонентов языковой системы. Берутся во внимание данные изучения ребёнка, опираюсь на зону ближайшего развития (Л.С. Выготского). В каждом конкретном случае определяется основа для компенсации, выявляю на какие сохранные анализаторы и качества ребёнка можно опереться.

Использование Технологию дифференцированного обучения, создаёт оптимальные условия для выявления и коррекции речевых растройств. В результате добиваюсь: чистого произношения, активизации словарного запаса, грамматически правильных построенных предложений и высказываний.

Широко используя Здоровьесберегающие технологии, я применяю:

дыхательную гимнастику, зрительную гимнастику, мимическую гимнастику, пальчиковую гимнастику, динамические и релаксационные паузы в сочетании с речевым материалом, психогимнастику

сказкотерапию при выполнении артикуляционной гимнастики,

биоэнергопластику, самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры

Целью применения здоровьесберегающей технологии является использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для сохранение и укрепление здоровья обучающихся непосредственно в учебной деятельности.

Используя в работе элементы Технологии проблемного обучения (П.Я.Гальперина), я работаю над познавательной активностью, способствующей успешному усвоению знаний. Создавая проблемную ситуацию на одном из этапов занятия, активизирую самостоятельную деятельности, творческое усвоение знаний, умений, навыков.

Без Технологии игрового обучения», считаю невозможно достичь наивысшего результата. В игре происходит развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Через игру формирую правильное произношение, развиваю фонематический слух и звуковой анализ, слоговую структуру, что способствует обучению грамоте. Игра ориентирует ребёнка на формирование мотивации учебной активности.

Т.к. логопедические занятия провожу с небольшими группами и индивидуально, личностно ориентированный подход И.С. Якиманской осуществляется очень ярко. Используя личностные и возрастные особенности каждого ребёнка в отдельности, намечаю индивидуальный маршрут развития. Тем самым добиваюсь наивысших результатов.

К Технологиям консультативно-просветительской деятельности относятся следующие традиционные формы работы с родителями: индивидуальные и групповые консультации, собрания, открытые занятия. Для повышения педагогической компитентности можно использовать:

  • организацию проблемных семинаров и семинаров-практикумов (индивидуальных, групповых)
  • информационный стенд
  • проведение практических занятий с участием родителей;
  • организация и проведение интерактивных игр;
  • проведение круглых столов;
  • использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе мультимедийных презентаций;
  • оформление буклетов, бюллетеней и т.д. для родителей;
  • выпуск речевых газет.

Такие формы работы логопеда позволяют в доступной форме донести до родителей нужную информацию.

Таким образом, знание и владение различными технологиями и методиками коррекционно-развивающего обучения, применение их на практике позволяет мне не только успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, но и всесторонне воздействовать на личность ребёнка.

Знание сущности методов, технологий логопедической деятельности использовала для участия в семинаре «Современные коррекционные технологии в практической деятельности учителя-логопеда», вебинаре «Игровые технологии» и для написания статьи в журнал «Невский альманах» «Использование активных методов обучения в деятельности учителя-логопеда»

Опубликовано: 06.08.2023