Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Хасанова Елена Анваровна

Организация: МОУ «СОШ №4»

Населенный пункт: Челябиснкая область, г.Южноуральск

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас очень важная тема, она связана с развитием функциональной грамотности. Мы познакомились с результатами оценочных процедур, направленных на выявление уровня сформированности метапредметных результатов и функциональной грамотности у учащихся начальной, основной и старшей школы. Проблема обозначена, и мы понимаем, что есть определенные сложности в практической реализации задач формирования функциональной грамотности.

В чем же состоит сложность?

Во-первых, необходим баланс между знаниями и компетентностями, т.е., предметными знаниям и умением применять их не только на других предметах, но и в обыденной жизни за пределами школы.

Во-вторых, необходимо восполнение в самой структуре знаний, когда кроме самих знаний нужны ещё знания о том, как они добываются что такое метапредметность, какие есть методы работы с информацией.

Таким образом, возникает необходимость измененить систему учебных задач и разработать систему учебных ситуаций ну и конечно их практическая реализация в нашей профессиональной деятельности.

Чтобы не возникало вопросов, почему мы должны это делать, напомню, что СЛ 2 с сентября 2022 года вступили в силу обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. Именно в них впервые включено понятие “функциональная грамотность” на уровне нормативно-правового регулирования. А именно в разделе “Требования к условиям реализации программы” мы видим следующую формулировку “в образовательной организации должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность формирования ФГ обучающихся, т.е. способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности) включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.” СЛ 3 В стандарте Основного образования добавляется профориентация.

Со следующего учебного года все школы переходят на федеральные основные образовательные программы. СЛ 4 Это значит, что наши рабочие программы должны соответствовать не только стандартам, но и федеральным образовательным программам учебных предметов. Поэтому образовательные программы нужно будет переделать, в том числе и с учетом формирования функциональной грамотности учащихся. Так, например, в федеральной образовательной программе учебного предмета “Русский язык” на уровне основного общего образования в пункте 19.5.5. указано, что “Содержание программы по русскому языку ориентировано также на развитие ФГ обучающихся”.

СЛ 5 А вы понимаете, если в стандарте сформулированы планируемые результаты, значит их достижение будет проверяться в том числе и во внешних оценочных процедурах федерального уровня: ВПР, НИКО, ГИА; СЛ 6 и регионального уровня: комплексная работа в 4-х классах, РИКО ИП в 7х классах и РИКО (ОКР) в 10х классах.

СЛ 7 Вы помните, что согласно закону “Об образовании” мы обязаны:

обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой;

И несем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, что учитывается при прохождении нами аттестации.

 

СЛ 8Теперь предлагаю перейти непосредственно к теме нашего педсовета.

Каковы же основные составляющие ФГ?

СЛ 9 Читательская грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

 

СЛ 10 Предлагаю Вам определить о каком виде ФГ идет речь:

1. Способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. (МГ)

2.Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми. (Глоб. комп.)

3.Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (Чит. гр.)

СЛ 11 4.Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. (Финанс. гр.)

5.Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. (Ест.научн. гр.)

6.Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектное проявление воображения. (Креативное мышление)

 

СЛ 12 Теперь предлагаю вам проявить свое креативное мышление. На столах вы видите листы бумаги, изобразите, пожалуйста, графически, как в вашем понимании соотносятся друг с другом ключевые понятия современного образования.

Познакомьте, пожалуйста, нас с результатами вашего творчества.

СЛ 13 Вот еще один вариант: стандарт образует фундамент, прочную основу нашего здания, ууд - предметные, личностные и метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные) образуют стены, а функциональная грамотность, т.е., способность применять полученные знания - крышу.

Чем же задания, направленные на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных заданий, проверяющих предметные знания?

СЛ 14 Прежде всего своей структурой. Они включают не только предметные знания, но и метапредметные и основываются на социальном опыте обучающегося. Они всегда имеют контекст и носят комплексный характер.

Предлагаю выполнить несколько заданий.

1. Центр, отвечающий за речь, но не отвечающий за движение обозначен на схеме зеленым цветом. Как вы думаете, какой это вид грамотности?

2. На восток. Это читательская грамотность.

3. На нижней полке. (Е-н гр.)

4. Различие в высоте столбиков на диаграмме будет слишком большим. (М гр)

5. В какое время устроить видеоконференцию, чтобы было удобно всем участникам? (в 8 утра в Калининграде в Анадыре в 18.00) (М гр)

6. Вся сумма начисляется сразу, ввести данные карты. (Ф гр)

7. Первый и предпоследний вариант - взаимоотношения.

8. Обратимся к вашим раздаточным материалам. Дорисуйте, пожалуйста, к этим фигурам другие, чтобы получилась законченная картина. Рассмотрите рисунки, какая идея на ваш взгляд самая креативная, но не путать с самой красивой в исполнении.

На слайде представлено еще несколько вариантов.

Конечно, на уроке бывает довольно проблематично выделить время на решение таких задач. Но приемы, помогающие формировать функциональную грамотность мы используем постоянно. СЛ 30 Например, выделить ключевые понятия, описать, определить признаки, проиллюстрировать примерами, составить план, привести аргументы. Нам, учителям обществознания, в этом плане очень повезло, вся вторая часть ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию включает в себя именно такие задания. Поэтому мы знаем, как тяжело в 9-11 классе научить ребенка их выполнять. Иногда просто невозможно. СЛ 31 Например задание 25

 

По результатам последнего пробного экзамены это задание выполнил только один учащийся. На мой взгляд, главная причина - несформированность смыслового чтения.

СЛ 32 Что входит в оценку читательской грамотности? Умение находить и извлекать информацию, интерпретировать ее и интегрировать, а также осмыление и оценивание информации.

В ваших листах есть таблица. Это УУД, проверяемые на областной контрольной работе в 10х классах в прошлом году. Просмотрите, пожалуйста, и поставьте +, если формируете это умение на своих уроках, -, если нет. Рядом напишите тему, на которой это умение можно отработать. Листы вы заполните позже, а сейчас еще несколько слов о полезных ресурсах, где есть банк заданий по формированию функциональной грамотности.

Институт стратегии развития образования, Мониторинг формирования ФГ учащихся (сборники заданий по всем направлениям, от 5 до 9 класса).

Единое содержание общего образования. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности “ФГ: учимся для жизни”.

РЭШ Электронный банк заданий для оценки ФГ.

Открытый банк заданий для оценки читательской и естественнонаучной грамотности

Сайт издательства “Просвещение”. Банк заданий (платный)

Министерство Просвещения РФ рекомендовало в следующем учебном году выделить 1 час внеурочной деятельности на ведение курса ФГ в каждом классе.

  • file0.pptx.zip.. 11,2 МБ
  • Опубликовано: 20.06.2023