Основы создания гитарного ансамбля и работы с ним

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шпак Нина Григорьевна

Организация: МБУ ДО ДШИ № 2 г. Димитровграда Ульяновской области

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

Данная методическая разработка раскрывает тему профессионального подхода в создании и работе с ансамблем гитаристов. Она рассказывает о методах современного обучения и воспитания в коллективе музыкантов. Ведь занятия в ансамбле дают возможность учащемуся раскрыть себя более полно и получить дополнительные навыки и умения, которые не всегда доступны в сольной игре. Обозначены главные условия для успешного создания ансамбля гитаристов. Необходимость учитывать степень подготовки участников ансамбля, формирование дисциплины коллектива, выявление психологического типа личности каждого участника ансамбля, создание в коллективе позитивного, творческого климата, грамотного формирования концертной программы. Представлены способы профессионального подхода в работе над музыкальным произведением и успешной подготовке к концертному выступлению ансамбля гитаристов. Методическая разработка предназначена для преподавателей детских школ искусств. Она создана на основе личного опыта многолетней работы с ансамблями гитаристов, которые ведут успешную концертную деятельность и являются лауреатами всероссийских, региональных конкурсов гитаристов и конкурсов гитарного ансамбля. Надеюсь, что данная методическая разработка будет представлять интерес для коллег, работающих с ансамблями гитаристов.

 

Введение (пояснительная записка)

Данная методическая разработка является актуальной в современной практике гитарного исполнительства. Ее задача – раскрыть актуальную сейчас тему о создании и работе с ансамблем гитаристов. Обозначить и представить решение этой важной проблемы на основе своего многолетнего и успешного опыта в работе с ансамблями гитаристов. Выступление ансамбля гитаристов является украшением любого концерта и с особым успехом принимается зрителями. Используя опыт сольного исполнения, учащийся в ансамблевой игре успешно развивается не только как музыкант, но и как личность. Игра в ансамбле активизирует гармонический, полифонический, тембровый слух, обостряет чувство музыкального ритма. Ансамбль воспитывает чувство товарищества, приучает к собранности, обязательности. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведения, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее результативной формой решения учебно-воспитательных задач. Занятия с ансамблем дает возможность преподавателю не только привить дополнительные профессиональные навыки, но и достичь результатов в воспитании личности каждого ученика. Создание коллектива ансамбля гитаристов и подготовка его к выступлению, это более сложная задача, чем подготовка музыканта – солиста. Решение такой задачи это сложный процесс, требующий опыта, знаний и умения от руководителя ансамбля, понимания многих аспектов и особенностей такой задачи. Необходимы глубокие знания педагогики, психологии, поведенческих типов детей в социальном пространстве. Профессиональный подход к созданию гитарного ансамбля малого состава, это залог успеха всей работы с ансамблем. Кроме профессиональных навыков и умения найти себя в коллективе, при правильном воспитательном процессе, учащийся учится гордиться и любить свою музыкальную деятельность и заниматься музыкой с удовольствием.

Основная часть

Важным фактором, при создании ансамбля, является технический и музыкально – исполнительский уровень подготовки каждого участника. Лучший вариант состава ансамбля это примерно равный уровень участников ансамбля. Это даст возможность полно и в широком объеме решить все практические, художественные и музыкально – исполнительские задачи. Такая возможность есть далеко не всегда. Из личного опыта - если такой возможности нет, то задачу можно решить с помощью более тщательного подбора репертуара или с помощью использования метода редактирования музыкального материала с целью его адаптации к техническому уровню участников ансамбля.

Вторым фактором успеха является дисциплина занятий. Каждый участник ансамбля должен понимать и принять условия дисциплины в коллективе. Приходить вовремя на репетиции, иметь при себе нотный учебный репертуар. В современных условиях задача затруднена чрезмерной занятостью учащихся и дефицитом воспитания, неумением уважать других. Поэтому руководителю ансамбля приходится брать на себя дополнительные организационно – воспитательные функции. Из личного опыта - при необходимости такую работу по разъяснению правил дисциплины участника ансамбля нужно провести с родителями учащегося, объяснив им в тактичной форме необходимость выполнения такой дисциплины. Важно, чтобы каждый участник понимал, что успех зависит от умения подчинить личное достижению общей цели.

Следующее условие при формировании состава ансамбля – учет психического типа учащегося. Есть дети с повышенной активностью. Они очень разговорчивы, не могут сидеть определенный отрезок времени молча, пытаются участвовать в ходе репетиции. Им трудно сидеть долго на одном месте. Такие учащиеся затрудняют работу с коллективом. Руководитель ансамбля должен грамотно оценить степень психической активности участников ансамбля и принять решение о включении такого ученика в состав ансамбля. Из личного опыта - иногда удается решить эту проблему с помощью самих детей, участников ансамбля, когда они четко мотивируют этому ансамблисту свои стремления к хорошему исполнению, чувству коллектива к успешному рушению задачи.

Важным является создание позитивного климата в коллективе. Если к решению некоторых задач по создания коллектива можно привлечь самих участников ансамбля, то этот важный аспект – задача руководителя ансамбля. Ему необходимо применить весь свой личный опыт, знания, любовь к своему делу, чтобы в коллективе была создана товарищеская, доброжелательная и в тоже время деловая, творческая атмосфера. Чтобы дети с удовольствием шли на занятия ансамбля, чтобы четко понимали поставленную руководителем художественно - исполнительскую задачу, чтобы им было интересно справиться с ней. Руководитель должен научить участников ансамбля уважать друг друга, относиться с пониманием и участием. Привить любовь к ансамблевой игре.

Самым ответственным и важным является подготовка концертной программы. Учащиеся видят результат своего труда, имеют возможность выступать на концертных площадках, чувствовать себя артистами, что для ребенка является немалым достижением. Они имеют возможность принимать участие в конкурсах, где воспитывают характер, волю, стремление к успеху. Необходимо приобщать родителей к успеху своих детей, чтобы они участвовали в своих детях, поддерживали их работе в музыкальном ансамбле, гордились их успехами. А дети чувствовали поддержку семьи. Все выше названные аспекты являются важными и необходимыми для успешного создания коллектива гитарного ансамбля.

Профессиональный подход необходим для успешной работы над разучиванием музыкального произведения. Работа начинается с основательной проработки партий с каждым участником ансамбля индивидуально, и только потом начинается совместная работа.

Понимание музыкантами и умение слышать отдельные голоса: мелодия, гармоническое сопровождение, контрапункт, бас в сочетании с чутким слуховым контролем, позволяет добиться правильного динамического соотношения голосов, оттенить главное в общем звучании, сделать исполнение ярким, рельефным, выразительным. Особое внимание педагог уделяет ритмической стороне исполнения как одной из главных задач. В коллективной игре отсутствие согласованного музыкального ритма равнозначно отсутствию самоконтроля.

Преподаватель, на этапе знакомства должен дать общее представление о характере музыкального содержания, рассказать о композиторе, подчеркнуть стилистические и фактурные особенности, охарактеризовать жанровые закономерности данного произведения. Напомнить участникам ансамбля об особенностях эпохи и фактурных особенностях инструмента гитары в этой эпохе. Это необходимо музыкантам для полного понимания данного музыкального произведения.

Важным фактором является проверка достоверности текста, необходимость указать каждому участнику ансамбля на способы преодоления технических трудностей, прокорректировать аппликатуру, уточнить штрихи, фразировку, динамические оттенки.

Особого внимания требует овладение ансамблевой техникой игры, к которой относятся: способы достижения синхронности при взятии и снятии звука, динамическое равновесие звучания, общность в понимании музыкантами фразировка и общей художественной задачи.

Большой тренировки и взаимопонимания требует умение вовремя вступить. Нужно объяснить, что технически обусловлен прием дирижерского замаха ауфтакта - кивком головы, знак глазами. Полезно посоветовать одновременно с этим жестом взять дыхание (вдох в прямом смысле этого слова). Это делает начало исполнения качественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Заблаговременно должен быть определен темп исполнения. Общность понимания темпа – одно из первых условий ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть. Можно рекомендовать при разучивании просчитать в соответствующем темпе «пустой такт», в дальнейшем это становится излишним.

Не меньшее значение имеет синхронное окончание – снятие звука. расплывчатые аккорды загрязняют исполнение, производят неблагоприятное впечатление особенно в конце исполнения.

Важное место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочеты в ансамбле нередко могут нарушать цельность впечатления, дезориентировать партнеров и быть причиной неудач. При публичном выступлении ансамбль требует от участников безупречного уверенного ритма, в ансамбле ритм должен быть коллективным.

Одной из наиболее перспективных ансамблевых форм являются дуэты, трио, гитаристов. Дуэтам исполнителей, играющих на гитаре, становится в гораздо большей степени подвластной, нежели в сольной практике, широчайшая сокровищница мировой музыкальной литературы.

Вместе с тем, по сравнению с более многочисленными гитарными ансамблями - трио, квартетами и т.п. - дуэт мобильнее. Его легче организовать, проще найти двух психологически совместимых музыкантов-партнеров.

Игра в инструментальном дуэте, трио имеет свои специфические сложности. Поскольку они являются самой малой ансамблевой формой, незримые нити, которыми связаны партнеры, здесь особенно ощутимы: каждая партия всегда на виду.

Однако это не означает отсутствия лидера в дуэтах, трио. Психологи установили три основных типа взаимоотношений между участниками любого коллектива: авторитарный, либеральный и коллегиальный.

Авторитарный характеризуется максимальным влиянием одного из музыкантов и беспрекословным выполнением его требований другим. В стабильных творческих содружествах, добившихся значительных художественных успехов и широкого общественного признания, авторитарный тип взаимоотношений, ограничивающий права, инициативу и творческий поиск «ведомого», наблюдается нечасто. Особенно малоэффективен он в проблемных ситуациях, которые требуют большой активности и творческой отдачи от каждого из партнеров.

Либеральный тип взаимоотношений, напротив, характеризуется отсутствием музыканта, способного возглавить дуэт и повести за собой к намеченной цели. Такие ансамбли обычно встречаются в учебной практике и после ее прохождения прекращают существование. Здесь совместная деятельность музыкантов заключается лишь в освоении новых произведений, знакомстве с самими основами профессионального ансамблевого исполнительства.

Коллегиальный тип взаимоотношений представляется наиболее прогрессивным, так как дает возможность каждому из музыкантов наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Партнеры, ставшие единомышленниками в результате дискуссии, всестороннего обмена мнениями, творческого спора, продуктивно работают в проблемных ситуациях.

Каждый участник ансамбля должен не только свободно владеть своей партией, но и отчетливо представлять партию своего товарища. Это значительно расширяет горизонт видения и понимания нотного текста обоими исполнителями. Необходимо возникновение настолько органичного единства, когда ощущение «я» каждого ансамблиста сливается в монолитное ощущение «мы». Так создается истинно живое ансамблевое искусство.

Синхронность звучания возникает в результате единого понимания партнерами темпа, метра и ритма. В процессе работы над произведением музыканты должны найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа и в то же время способствует выявлению индивидуальных черт, свойственных именно данному творческому содружеству. Словесные обозначения темпов довольно условны и допускают различное смысловое наполнение. Поэтому естественным и органичным является лишь тот темп, который, будучи ориентированным на авторские указания, услышан и прочувствован и понят участниками ансамбля.

Единое понимание темпа - важнейшая предпосылка общего ощущения метра и ритма умения слышать чередование сильных и слабых долей, позволяет партнерам контролировать синхронность звучания через равные промежутки времени, в выбранном метрическом пульсе.

Достижению ансамблевого единства в значительно мере способствует визуальный контакт между исполнителями. Как известно, дирижер воздействует на оркестр не только мануальной техникой, но и взглядом, мимикой, движением головы или корпуса. Это качество следует воспитать и у участников ансамбля.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преподаватель, при работе с ансамблем, должен хорошо понимать психологию каждого участника ансамбля, знать его привычки и интересы, уметь всегда найти с ним общий язык; стремиться к максимальному контакту со всем коллективом в целом, уметь просто, доступно и всегда спокойно объяснить учащимся свои требования. Объяснить значимость и престиж ансамблевой игры, привить любовь и интерес к занятию ансамблем. Научить участников ансамбля сценическому поведению, умению преодолевать сценическое волнение, воспитывая свой характер и волю, с удовольствием выступать перед зрителями.

 

Список литературы

  1. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» - М., 1987.
  2. Гитман А. «Ансамблевое музицирование на шестиструнной гитаре» - М., Престо, 19
  3. Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре».- М., 1997
  4. «Класс ансамбля». Сост. В.А. Бычков, Д.А. Лепилов, И.И. Куус, М.А. Кифер-1969
  5. «Класс ансамбля» (эстрадная специализация). Сост. Ю.Г. Кинус, П.К Назаретов – Ростов 1985г

 

 

Опубликовано: 04.04.2023