Практико –ориентированный проект «Театральная деятельность как средство реализации личностно значимого потенциала обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Лачугина Людмила Анатольевна

Организация: ОГБПОУ «Рязанский многопрофильный колледж»

Населенный пункт: Рязанская область Г.Рязань

Общая характеристика работы.

Изменение социально-экономической структуры общества, вхождение России в мировое образовательное пространство требуют пересмотра подходов к существующей сложившейся практике целостного педагогического процесса, ставят задачу обновления образовательной и воспитательной системы.

Приоритеты нового этапа развития образования - гуманистическая педагогика, направленная на развитие личности, раскрытие ее потенциалов, становление самостоятельности; повышения общекультурного, гуманитарного развития обучающихся в процессе учебно-воспитательной работы.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такие люди отличаются готовностью к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности, расширению арсенала навыков и умений и их творческого применения в профессиональной деятельности. Следовательно, обучаясь в системе среднего профессионального образования, обучающийся должен получить такой уровень образования, чтобы в условиях рыночной экономики мог выступать активным субъектом на рынке труда, быть умелым и квалифицированным, что позволит повысить его финансовый уровень и обеспечит свободу выбора.

Курс литературы и русского языка в колледже имеет определенную специфику, играет роль базисного предмета при последующей профессиональной подготовке, но, тем не менее, сохраняет свое образовательное назначение.

Учебный предмет « Литература», на которые отводится соответственно 195 часов, в колледже имеет познавательно –практическую направленность: он дает обучающимся знания о родном языке, формирует у них языковые и речевые умения, а также готовит каждого учащегося к жизни в обществе для того, чтобы он осознал свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования в целом – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи. Осваивая программу, обучающийся накапливает не только читательский багаж, учится понимать взаимоотношения людей, развивает познавательную самостоятельность и творческие способности. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Условия возникновения идеи моего проекта продиктованы изменением качества жизни, которое требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Таким образом, возникшая общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ ( от человека знающего к человеку умеющему) , заставила меня задуматься и провести ряд наблюдений. Мои наблюдения показали, что дети пассивны, не проявляют интереса к систематическому чтению, низкий уровень языковой культуры большинства учащихся, засоренность и примитивизм их речи. Дети, пришедшие в колледж, слабо подготовлены к самостоятельной творческой деятельности, затрудняются при написании творческих работ. Среди детей есть чрезмерно стеснительные, которые не могут отвечать при всех, и те, кто медленно воспринимает сложный вопрос и формулирует ответ на него. Эти дети, как правило, с ослабленным здоровьем обучались в домашних условиях или в коррекционно – развивающих классах. Я заметила, что обучающиеся чаще принимают роль пассивного слушателя. Исследуя причины снижения познавательной активности, провела анкетирование « Умеете ли вы учиться?», в котором предлагалось самим оценить уровень овладения общими учебными умениями. Таким путем мной выявлены самые «больные» проблемы обучающихся. Первичное диагностирование обучающихся выявило низкий уровень знаний по русскому языку и литературе. Анализ противоречий между отсутствием заинтересованности в изучении предмета

« Литература» и высокими требованиями государственной целевой Программы «Литература» позволил мне сформулировать следующую проблему: « Каковы пути и средства развития творческой самостоятельности; соблюдение каких условий повышает творческую самостоятельность?»

Таким образом, цель моего проекта – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы и во внеурочное время, развитие творческого потенциала обучающихся; формирование творческой личности средствами театрального искусства, готового к творческой деятельности в любой области, умеющего думать, сочувствовать, любить.

Идея проекта:

Обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей обучающихся, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности.

Важной частью целостного педагогического процесса является внеурочная деятельность обучающихся, которая является составляющей моей педагогической технологии и обучения самого предмета «Литература». Внеурочная работа- это организация педагогом различных видов деятельности студентов во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Социальные условия претерпевают постоянные изменения, следовательно, и содержание, и подходы к организации внеурочной работы должны меняться таким образом, чтобы использовать все возможности воспитательного воздействия на личность, такие, как: содействие более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающегося; обогащение его личного опыта, знаний о разнообразии человеческой деятельности; содействие развитию у обучающегося интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности; воспитания у обучающегося умения жить в коллективе, сотрудничать друг с другом и т.д. Как показывает практика, свыше 50% учащихся, юношей и девушек, от 15 до 20 лет, считают предмет «Литература» таким же обычным, как и всякий другой предмет; некоторые считают его совершенно бесполезным. Одним из наиболее интересных способов воспитания у обучающихся интереса к литературе, являются внеурочные занятия, которые позволяют мне особенно творчески подойти к приобщению обучающихся к чтению. Таким образом, внеклассная работа является важным дополнением к основному курсу литературы, поддерживает познавательный интерес у увлеченных детей. С целью выявления потребности учащихся в занятиях творческой деятельностью на уроке и во внеурочное время мною была проведена анкета « Мои стремления к творчеству» (См.Приложение). Для этого были опрошены две группы 1-го и две группы 2 –го курсов. Данные исследования говорят о том, что у учащихся есть потребность в занятиях творческой деятельностью, как на уроке, так и вне него. Я заметила, что потребность учащихся в творчестве и самовыражении реализуется полнее, если внеурочная деятельность является органическим продолжением их деятельности на уроке. Поэтому в своей практике я не ограничиваюсь только урочными занятиями по развитию креативных способностей учащихся, а организацию и различные формы внеклассной деятельности: конкурсы чтецов, тематические выставки, заочные викторины, конкурсные сочинения, выпуски литературных газет, экскурсии по литературным местам.

Определяя содержание внеклассных занятий нельзя не учитывать, что именно интересует студентов, какие проблемы привлекают их прежде всего. С помощью опроса изучаю их интересы. По направленности интересов выделила две группы: интересы направлены на изучение языковых явлений и русской литературы (обучающиеся желают расширить свои представления о жизни и творчестве писателей, времени создания произведений и т.д.); творческие личности, пробующие себя в журналистике, поэзии и прозе, в актерском мастерстве. Исходя из этого и строю внеклассную работу отдельно с каждой группой обучающихся и студентов.

Занимаясь внеурочной работой, для себя выбрала театральную деятельность как приоритетную, так как не только легче привить интерес к чтению, легче также найти индивидуальный подход к каждому.

Творческая деятельность театрального коллектива является эффективным средством организации свободного времени. Она превращает свободное время в социальную ценность, способствует повышению культуры досуга, что в свою очередь, повышает культуру личности, помогает организовать и наполнить полезным содержанием свободное время, будоражит самолюбие, заставляет подтягиваться, догонять остальных. Театральная деятельность имеет четко выраженную общественную направленность: стремление к расширению своих взаимосвязей, к сознательному использованию совместной деятельности для самосовершенствования. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир обучающегося. Занятия сценическим искусством не только вводят обучающихся в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Долгое время ведущей формой внеклассной деятельности избирала литературно – музыкальную гостиную. Эта форма подразумевает не только выступления ребят по выбранной теме, но и тщательное музыкальное оформление, украшение литературной гостиной, продуманность деталей костюмов. Конечно, такие уроки требуют особой подготовки, но отдача от них велика. Для ребят это блестящая возможность окунуться в мир литературы, полностью перевоплотиться. Только что они были обычными учащимися, увлекающимися компьютерами, в литературной гостиной это поэты Серебряного века, дамы высшего света, которым отдавали свою любовь самые знаменитые люди прошлого столетия, герои пушкинских произведений. Тематика гостиных различна: « Один день в 19 веке»,

« Сатирическая гостиная» (по произведению И.Ильфа и Е.Петрова « Двенадцать стульев»), « Всю душу выплещу в слова…» (по творчеству С.А.Есенина), « И образ бережно хранимый…» (литературная игра, посвященная творчеству А.С.Пушкина, « Отечество нам Царское Село» (литературные чтения, посвященные 195-летию Царскосельского Лицея) и другие. Цель мероприятий: воспитание культурного зрителя, читателя, человека, умеющего ценить и понимать прекрасное, способного думать и размышлять, развитие творческого воображение. Занимаясь театральным творчеством, обучающиеся непринужденно погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, учатся действием отображать словесные образы. На занятиях рождается сотворчество, потому что литературная гостиная – коллективный вид творчества, где надо все решать сообща; здесь от каждого учащегося востребуются все его способности и таланты. Эта деятельность развивает творческие способности, пытливость, настойчивость и волю, рождает дружбу и взаимопонимание. Постепенно это привело меня к решению начать новый проект: создание своего театрального коллектива. Театр обладает возможностями формировать личность, разбудить добрые чувства, помочь пережить тяжелые ситуации. Театр еще тем хорош, что помогает преодолеть одиночество, некоторые неудачи, скованность, комплексы. «Примеряя» на себя образ литературного героя, обучающийся ощущает себя другим человеком, черпает из этого образа новые положительные черты характера или, напротив, как через увеличительное стекло видит негативное.

Для реализации идеи проекта я поставила перед собой следующие задачи:

- создать условия для раскрытия и развития творческих способностей обучающихся;

-обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и научить применять их на сцене;

- развивать сферу чувств и основные психические процессы и качества (память, внимание, коммуникабельность, наблюдательность, фантазию, воображение, смелость, самовыражение);

- развивать речевой аппарат и пластическую выразительность движений;

- расширять социальный опыт обучающихся;

-воспитывать чувство ответственности перед коллективом и уважительное отношение между членами коллектива;

-воспитывать дисциплинированность, настойчивость, работоспособность, волю;

- прививать уважение к литературе и чтению.

В реализации педагогической идеи опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

1. Принцип гуманизации обучения, что созвучно понятиям человечность, личность, нравственность, духовность.

Чтобы учебные занятия не рождали в обучающихся уныние, ослабление внутренних сил, а пробуждали в них устремленность к деятельности, к дружбе и творчеству, я придерживаюсь ряда правил гуманистического взаимодействия: специально подчеркиваю перед всеми уважение к каждому из ребят, внимательно выслушиваю размышления учащегося, его мнение не оспариваю, а вызываю на осмысление сказанного, налаживаю доверительные отношения ребят между собой.

2. Развитие индивидуальных способностей обучающегося, основывающееся на интересах его личности;

3. Учет в процессе обучения не только умственных способностей, но и их эмоций, ценностных ориентаций;

4. Постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность.

Описание проекта.

Актуальность проекта:

В театральной деятельности имеются общие закономерности процесса обучения творческой личности, которые целенаправленно и продуктивно можно использовать в целях воспитания творческой личности обучающихся.

Гипотеза проекта:

Театральная деятельность, органично включенная в образовательный процесс,- средство развития личностных способностей обучающихся; средство реализации личностно значимого потенциала обучающихся на уроках литературы и во внеурочное время.

Таким образом, театральная деятельность может быть эффективным средством обучения и развития учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в колледже при соблюдении следующих принципов:

Принцип взаимосвязи классных и внеклассных занятий;

Принцип добровольности и равного права участвовать во внеурочной деятельности как хорошо знающих предмет, так и слабо обучающихся учащихся.

Принцип индивидуального подхода к обучающимся: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Каждое предложение, замечание, пожелание учащегося выслушивается, обсуждается, принимается к сведению и действию;

Принцип воспитывающего обучения. Связь внеклассной деятельности с работой в группе заключается в том, что знания, полученные обучающимися на уроках русского языка и литературы, являются базой для внеклассного общения. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них обучающиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы, концепции, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты;

Принцип научности. Внеклассные занятия должны строиться на познавательной базе, а не превращаться в средство забавы или развлечения. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения;

Принцип наглядности. Научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы: оформление декораций и создание костюмов;

Принцип занимательности. Этот принцип находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели;

Принцип развития творческих способностей.

Методологическая основа проекта:

Своеобразие такого вида деятельности определяется возрастными возможностями и потребностями обучающихся. Подростковый возраст – один их самых сложных основополагающих этапов развития личности. В исследованиях педагогов и психологов (Л.И. Беленькая, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.И.Слободчиков, А.Н Тубельский, Д.И. Фельдштейн, И.Д. Фрумин, Д.Б. Эльконин и др.) рассмотрены роль субъектности в развитии в подростковом возрасте, особенности познавательных интересов детей и подростков, психология восприятия художественного произведения, социализация подростка, отношение к семье и школе, роль общественно-полезной деятельности и развитие гражданской позиции, самоактуализация личности.

Лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Этому возрасту свойственен так называемый «подростковый эгоцентризм», который проявляется в неспособности различать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное: чувства воспринимаются как несвойственные другим людям (Д. Элкинд). Большое значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Главные вопросы для подростка: «А есть ли я?», «Какой я?», «Что я из себя представляю?». Межличностные отношения в группе позволяют подростку воплотить чувство «Я» и чувство взрослости в слова, поступки и переживания, сделать эти смутные чувства заметными для себя и других (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста (Л.С. Выготский). Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками (Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина).

В программах по литературе в качестве основной цели литературного образования выделяется постижение сущности художественной литературы как вида искусства и одновременно формирование культуры читательского восприятия. Очень важно создать условия для творческого самоопределения учащихся-подростков, а также развить умение встать одновременно и на «внешнюю», и на «внутреннюю» (сопереживание герою и даже отождествление с ним) точку зрения по отношению к литературному персонажу (Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, Г.Н. Кудина, С.П. Лавлинский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко).

Таким образом, возникает вопрос о средствах, учитывающих психологические особенности возраста и способствующих развитию эмоциональной сферы, коммуникативных и литературно-творческих способностей подростков.

Одним из таких средств, к которому издавна обращались педагоги, – применение элементов театра в урочной и внеурочной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.М. Букатов, М.В. Ганькина, А.В. Гребенкин С.Ю. Дубнова, А.П. Ершова, Ю.В. Завельский, Т.В. Леваньшина, О.И. Никифорова, Л.Н. Никольский, Г.Г. Пеня, С.В. Плахотников, М.А. Разбаш, М.П. Стуль и др.).

Психолого-педагогический аспект театрализации как творческого метода подчеркивает В. А. Разумный, утверждая, что режиссер массового действия (авторы — учитель) — всегда психолог и педагог, решающий проблему активизации его участников (авторы — учеников). По его мнению, художественная образность выступает в массовом действии в качестве эффективного побудительного стимула, а образное решение является сутью театрализации. Общаясь с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия решений, выбора возможного варианта, альтернативы в определении сущности своих взглядов и убеждений, ценностных ориентации, жизненной позиции. Для подростка важны общение и деятельность — это основной путь методических поисков и отсюда возникает мое предположение: если театр есть деятельность, то театрализация учебного процесса — средство гуманизации образования, т.е. единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности.

Проблема театрализации, на мой взгляд, тесно связана с теорией проблемного обучения, с его развивающим потенциалом (В. Оконь, А. В. Брушлинский, И. А. Зимняя, И. Я. Лерн ер, A. M. Матюшкин и др.). Учение, значимое для обучающихся, имеет обыкновенно место в ситуациях, воспринимаемых как проблемные (К. Роджерс), поэтому важно, чтобы обучающиеся на любом уровне соприкасались с важными проблемами своей жизни, которые они хотят разрешить, ибо «...современный уровень развития естественных наук выдвигает перед каждым в отдельности и перед культурой в целом настоятельное требование творческой адаптации к новому миру». К. Роджерс разрабатывает теорию творчества (природа творческого акта, условия его осуществления, средства, способствующие его успешному развитию). Творческий процесс, по Роджерсу, есть создание с помощью действия нового продукта. Главный побудительный мотив творчества — стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Такое стремление есть в каждом индивиде и оно лишь ожидает подходящих условий для освобождения и проявления.

Театральная педагогика – это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через ответственность к радости самовыражения.

Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной деятельности обусловлена тем, что: коллективное обучение можно и нужно осуществлять через театрализацию учебного процесса, где в совместном творчестве происходит постижение явлений окружающего мира способом погружения и проживания в образах, которые дают совокупность цельных знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, его отношении к окружающему миру, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах, а значит, помогает раскрыть творческий потенциал учащихся, социально адаптированных к обществу.

Театральная педагогика - это инновационная модель обучения в образовательном учреждении. Элементы театральной педагогики рассматриваю не только как действенный метод обучения, но как творческий метод воспитательной работы.

Технологические этапы проекта.

Участники проекта: преподаватель, обучающиеся и студенты от 16 лет до 19 лет. В данный момент в театральной деятельности задействованы 23 человека.

1.Запись в коллектив.

2.Выбор художественного произведения.

2.Чтение художественного произведения для постановки.

3. Распределение ролей.

4.Работа над текстом роли.

5.Постановка этюдов: одиночные на выполнение простого задания, освоение предполагаемых обстоятельств, парные на взаимодействие с партнером.

6.Определение предлагаемых обстоятельств эпизода: роль в выполнении задания, логика действий.

7.Мизансценирование.

8.Прогон действий.

9.Художественное оформление спектакля: музыка, шумовые эффекты, костюм, реквизит.

10.Генеральная репетиция.

11.Премьера спектакля.

12.Обсуждение спектакля.

Ожидаемый результат:

Приобщение обучающихся и студентов к миру искусства и приобретение им культурных ценностей в 3-ех направлениях:

  1. Театральная деятельность ( по количеству сыгранных ролей);
  1. Участие в общественной жизни техникума - показатель приобретения положительного социального опыта, развития коммуникативных навыков;
  2. Повышение творческого потенциала личности обучающихся, их самооценки, развитие коммуникативных и организаторских способностей.

Результаты реализация проекта:

Театральный коллектив ОГБПОУ «Рязанский многопрофильный колледж»» начал работу в октябре 2010 года. За это время поставлено несколько спектаклей: «Тот образ во мне не угас…» (по поэме С.А.Есенина «Анна Снегина») (2010-2011); «Командовать парадом будет он!» (Главы из романа «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова) (2012 -2013); ,«Сказ про Федота – стрельца, удалого молодца» ( по мотивам сказки Л.Филатова)(2014 -2015); «История любви... 40 лет обожания»,посвященный 200 - летию со дня рождения И.С.Тургенева (2018-2019);
"А.Н.Островский. Живые сцены купеческой жизни", к 200 -летию со дня рождения А.Н.Островского (2020-2021) Коллектив награжден дипломом за интересное сценическое решение поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина» на областном конкурсе- фестивале «Театральные хоромины». С этими спектаклями театральный коллектив выступил в обществе инвалидов. В адрес коллектива и его руководителя было направлено от правления территориального отделения №3 г.Рязани РОО ООО ВОИ благодарственное письмо.

Реализация проекта показала, что данный проект способствует формированию у обучающихся представлений и навыков позитивных жизненных позиций.

Театральная деятельность является эффективным средством обучения и развития учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в техникуме. Это подтверждает оценка педагогов - характеристика воспитанника, самооценка-анкетирование, сочинения.

Таким образом, мой проект ориентирован на профессиональное становление и на создание готовности к дальнейшему личностному и профессиональному развитию.

Основания для вывода по реализации проекта.

  1. Рефлексия, собственные наблюдения, показатели учебы по предмету (в тексте представленного материала).
  2. Отзывы самих участников о проекте.
  3. Наблюдения классных руководителей (в характеристике), методистов (отзывы), анкетирование гостей спектакля.
  4. Мнения родителей.

 

Полный текст статьи см. приложение

  • file0.docx.. 12,0 МБ
  • Опубликовано: 04.04.2023