Детские исследовательские проекты — от простого к сложному

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Андреева Татьяна Владимировна

Организация: МДОУ «Детский сад № 14»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Новодвинск

На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. В ФГОС дошкольного образования, прописано следующее: выпускник детского сада должен быть:

любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, способной ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому педагогу необходимо выбирать более эффективные средства обучения и воспитания детей на основе современных методов и технологий, одной из которых является «Метод проектов».

Но многие педагоги убеждены: стоит им только загрузить ребенка задачей проведения собственного исследовательского проекта, как работа пойдет полным ходом. Наивность этой точки зрения очевидна.

Реализация проектов требует специальных знаний, умений и навыков, которые необходимо у ребёнка развивать и совершенствовать.

Цель опыта: создание педагогических условий эффективного развития исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов.

Для достижения данной цели было поставлено рад задач:

• познакомить детей с понятиями: проблема, цель, задачи, гипотеза,

учить видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;

• учить осуществлять расширенный поиск информации;

• формировать умения самостоятельно и совместно планировать деятельность, вести диалог; воспитывать целеустремленность, доводить начатое дело до конца.

Основные принципы работы - научность, доступность, добровольность, результативность, партнерство.

Способ реализации:

Данный опыт рассчитан на 2 учебных года с детьми старшей и подготовительной группы.

1. Подготовительный этап

Изучение методической литературы по данному вопросу.

2. Основной этап включал 3 раздела: «Тренинг», «Исследовательская практика» «Мониторинг», заимствованные из программы исследовательского обучения младших школьников, профессора кафедры психологии МПГУ, доктора педагогических и психологических наук Савенкова Александра Ильича. Данные разделы были сокращены и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста.

1 раздел «Тренинг»

Это комплекс игр и проблемно – игровых ситуаций по приобретению детьми знаний и развитию у них исследовательских умений и навыков с использованием игровых персонажей: Ёжика Любознайкина, мышки Почемучки, ГИпоПОтама Тезы. Данный раздел включал в себя 4 блока:

  • 1 Блок «Учимся видеть проблемы» Игры и проблемно игровые ситуации: «Посмотрите на мир чужими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого персонажа; «Сколько значений у предмета». Дети учились открывать в обыденной жизни новые, неожиданные возможности.
  • 2 Блок «Учимся ставить вопросы» Игры и проблемно-игровые ситуации: «Новый предмет»; «Придумай вопрос»; «Дополни вопрос» их задача была научить детей пользоваться вопросительными словами.
  • 3 блок «Учимся выдвигать гипотезы. Использовались проблемно – игровые ситуации, с целью: найти причину события или явления. В ходе таких ситуаций дети осваивали «словарь гипотез».
  • 4 блок «Учимся делать умозаключения и выводы»

Игры: «На что похоже?», «Назови как можно больше предметов» . «Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками».

2 раздел «Исследовательская практика»

Для того чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования, потребовалось 4 тренировочных занятия, которые проходили в игровой форме. В ходе игр ребята усвоили понятия: цель, задачи, гипотеза посредством авторских стихотворений; научились определять пути поиска информации, планировать проект, работать с папкой исследователя.

Затем перешли к созданию и реализации групповых исследовательских проектов.

Как только мы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, то перешли к самостоятельной исследовательской практике, где каждый проект был доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат, а воспитатель и родители оказывали только косвенную помощь по мере необходимости. Также родители помогли разнообразить развивающую предметно – пространственную среду группы:

• был дополнен центр науки и детского экспериментирования «Юные исследователи» различными материалами, тематическими альбомами, папкой с описанием структуры проектов, папкой с карточками «Пути поиска необходимой информации», распечатанные презентации групповых проектов;

• так же дополнен центр «Мир книги» детскими энциклопедиями, познавательными журналами и художественной литературой.

В подготовительной к школе группе дети самостоятельно реализовали проекты: «Зачем нужен хвост?»; «Изучаем ПДД с героями литературных произведений»; «Лего-конструирование - модная игра или серьёзное занятие?», «Интересные факты из жизни животных Архангельской области»; «Образ Бабы – Яги в русских народных сказках»; «Молочные продукты в домашних условиях»; «Компьютерные игры - польза или вред?».

3 раздел «Мониторинг»

После завершения, дети презентовали свои проекты в группе. Так же участвовали в ежегодной городской научно-исследовательской конференции для детей старшего дошкольного возраста «Мои первые исследования», и во всероссийской заочной конференции «Мои первые открытия», где стали неоднократными победителями и призёрами конференций различного уровня и приобрели опыт публичной защиты, научились излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения. Конференции были открыты для всех желающих: педагогов, сверстников, родителей.

Практическая значимость:

Результаты диагностики, проведённой с целью определения уровня развития исследовательской компетентности детей старшего дошкольного возраста, таковы: 92 % детей способны оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза. У них сформированы исследовательские умения, приобретенные в ходе проектной деятельности: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы. Они способны создавать проект на интересующую тему.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в процессе проектной деятельности, можно целенаправленно развивать исследовательские умения и навыки детей. Реализация метода проекта на практике привело и к изменению моей позиций как педагога. Из носителя готовых знаний превращаешься в организатора познавательной, исследовательской, и творческой деятельности.

Опубликовано: 06.02.2023