Развитие образования в эпоху цифровой экономики

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Лукашина Ирина Владимировна

Организация: ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Ключевые слова: кадры и образование, вуз, колледж, школа, "Цифровая школа", актуализация ФГОСов, электронные ваучеры

Современная Россия входит в эпоху ускоряющихся технологических изменений, которым сопутствует радикальное изменение содержания многих профессий, отмирание части из них, появление новых. Атлас профессий «Сколково» указывает, что до 2020 г. устареют такие специальности, как сметчик, копирайтер, турагент, лектор, библиотекарь, испытатель, а после 2020 г. рынок откажется от услуг юристов, нотариусов, бухгалтеров, статистиков, аналитиков, секретарей, журналистов, бурильщиков, системных администраторов. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 г. этими специальностями заняты более 24 млн человек, при этом численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет составляет примерно 76 млн человек. Это значит, что если более 20 млн человек останется «за бортом» экономики, то в период с 2020 по 2030 годы безработица может вырасти до 30 процентов [1].

Можно ли избежать такого процента незанятого, но еще трудоспособного населения? Что уже сделано в стране, чтобы вышеуказанные проблемы не возникали в будущем? В 2017г правительством утверждена Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". В целях управления развитием цифровой экономики одним из пяти базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года становятся кадры и образование. Основными целями этого направления являются:

- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;

- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;

- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;

- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России [2].

Основой кадрового обеспечения цифровой экономики рассматриваются существующие образовательные организации - вуз, колледж, школа. Предполагается, что для ранней профориентации учащихся в школе должны быть введены дисциплины по основам цифровой экономики, созданы системы раннего выявления талантов. Помимо этого, должен появится приоритетный проект "Цифровая школа", который позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность российским школьникам свободно и в тоже время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребёнка, используя, например, платформы «Сетевой город», «Проколледж», «Школьный портал» [3].

Если раньше необходимость «перезагрузки» системы образования возникала раз в 20–30 лет, то сейчас механизм ее обновления необходим раз в 2–3 года, поэтому для учебных заведений среднего и высшего образования по всем направлениям с учётом мнения педагогов, бизнесменов, представителей органов государственной власти и работодателей активно актуализируются федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОСы). Число принятых на обучение по программам высшего образования в сфере ИТ за несколько лет должно увеличится с 60 до 120 тыс. студентов. [2]. Обучение становится практико-ориентированным; в центр образования ставятся реальные проекты обучаемых, такие как стартапы, бизнес-проекты, бизнес-планы и т.д. С 2019 года по окончании университета вместо обычной дипломной работы можно будет защищать собственный бизнес-проект ("стартап как диплом").

Для остальных жителей России к концу 2021 года должны быть разработаны программы повышения квалификации по компетенциям, востребованным в цифровой экономике, при этом увеличение доли населения, обладающего цифровыми навыками должно увеличиться до 40 процентов [2]. Таким образом планируется, что более миллиона россиян ежегодно смогут получить бесплатный доступ к онлайн-программам второго высшего образования. Это станет возможно благодаря электронным ваучерам — их будут предоставлять желающим повысить квалификацию или получить новые компетенции для цифровой экономики. Для людей, имеющих квалификацию, система переподготовки для работы в цифровой экономике предполагает в первую очередь задействовать частные и государственные платформы онлайн-обучения с участием вузов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы и набор программ для переподготовки в области цифровой экономики. Сегодня обсуждаются два основных способа реализации данного направления программы. Первый — это обучение и тестирование, направленные на формирование ключевых компетенций цифровой экономики с учетом потребностей компаний и предприятий цифровой экономики. Второй путь — система ваучеров для тех, чье рабочее место освобождается из-за автоматизации или повышения производительности труда. В ваучерной системе может использоваться механизм софинансирования — государство и будущий работодатель совместно оплатят переподготовку. Таким образом, в настоящее время сложилась тенденция сочетания традиционного образования и повышения квалификации [4].

В условиях внедрения цифровой экономики получение диплома о профессиональном образовании не завершает обучение человека, а лишь свидетельствует об усвоении им определенного набора необходимых компетенций. В условиях, когда человек становится ключевым элементом цифровой экономики, образование приобретает не только значение общественного блага и основополагающего права человека, а стратегического приоритета развития российского социума, решающего сложнейшую задачу – «запуска будущего» в условиях кардинальных цивилизационных изменений.

 

Библиографический список

  1. Российское образование в эпоху «цифровой экономики» требует реформы. Парламентская газета 6 июня 2018г.
    https://news.rambler.ru/education/40033173/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
  2. П р о г р а м м а "Цифровая экономика Российской Федерации" Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р
  3. Сайт минобрнауки.рф. https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/12933
  4. На кадры для «Цифровой экономики» выделят 5 млрд рублей в год Россияне смогут бесплатно переобучиться в интернете. Владимир Зыков. Газета Известия от 07 июля 2017г.

https://iz.ru/615970/rossiiane-smogut-besplatno-pereobuchitsia-v-internete

 

 

 

 

Опубликовано: 08.10.2022