Система закаливания в дошкольной общеобразовательной организации, как фактор укрепления здоровья детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Иванова Светлана Андреевна

Организация: ГБДОУ №4 «Росинка»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Введение

 

В настоящее время одной из приоритетных задач модернизации образования в России является забота о здоровьесбережении детей. Это обусловлено тем, что более 20% детей, поступающих в школу – выпускников дошкольных образовательных организаций, имеют дефицит массы тела, более 50% – хронически больны в той или иной степени тяжести. Контингент детей, поступающих в школу с 1 группой здоровья (практически здоровы), составляет только 10%.

На современном этапе малоподвижный образ жизни, неправильное питание, низкий уровень физических нагрузок достаточно негативно сказывается на функциональном состоянии жителей России, и в первую очередь, на подрастающем поколении. В этой связи систематические оздоровительные мероприятия и занятия благотворно влияют на общий уровень здоровья граждан.

В то же время организация систематических оздоровительных занятий, и в особенности для детей и подростков, является серьезной проблемой. В первую очередь, это обусловлено необходимостью индивидуального подбора физических нагрузок, проблемами со здоровьем у многих детей (например, 2 и 3 группа здоровья) и связанными с ними противопоказаниями к тяжелым нагрузкам, а также актуальностью закаливания организма.

Именно этим обусловлена значимость применения на практике в дошкольных образовательных организациях педагогики здоровья (или здоровьесберегающей педагогики) в системе образования. Здоровьесберегающая педагогика в общем виде представляет собой область знаний, характеризующая процесс реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных организациях [11 c. 43].

Одной из наиболее доступных технологий в ДОО является закаливание, которое широко практикуется в настоящее время и долгое время практиковалось в СССР.

Цель исследования – анализ систем и средств закаливания в практике работы ДОО.

Задачи исследования включают:

- проанализировать роль закаливания в системе здоровьесберегающих и оздоровительных технологий ДОО;

- охарактеризовать основные способы и системы организации закаливания.

Структура работы включает введение, основную часть, заключение, список источников.

 

 

 

 

Основная часть

 

Закаливание – способ организации выработки в организме адаптивных механизмов, которые обеспечивают более высокий уровень устойчивости организма при воздействии стрессовых факторов – например, низких температур[1].

Процесс закаливания основан на научных знаниях об адаптивном механизме людей и животных.

В рамках процесса адаптации немаловажную роль играет также постепенное увеличение воздействия на организм и последовательное прекращение, в силу того, что их резкое прекращение вызовет продолжительное действие адаптаций в организме, что негативно скажется на общем самочувствие и здоровье [13].

Такой подход, исходя из механизмов физиологической адаптации, позволит достичь наилучших результатов в закаливании, способствовать оздоровлению организма и предотвратить возможный вред здоровью, который может быть вызван чрезмерным воздействием на организм [3].

Оздоровительным и здоровьесберегающим технологиям отводится достаточно мало места, а между тем, именно оздоровительные технологии позволяют сделать максимальных охват детей средствами укрепления и поддержания здоровья, тогда как, например, спортивные клубы и секции охватывают незначительную часть детей, любящих спорт.

Ввиду этого, все выделенные направления реализации педагогики здоровья применительно к образовательным организациям касаются, преимущественно, внедрения в практику оздоровительных и здоровьесберегающих технологий [4].

В целом система физического воспитания оздоровительной направленности в дошкольной образовательной организации включает в себя целый ряд аспектов [12]:

1. Закаливание;

2. Создание санитарно-гигиенических условий развития;

3. Организацию рационального питания;

4. Формирование культурно-гигиенических навыков;

5. Организацию утренней гимнастики, прогулок, спортивных игр, физкультурных занятий и развлечений.

В обязательном порядке физическая культура оздоровительной направленности должна быть тесно связано с возрастными и личностными особенностями. Именно возрастными и личностными особенностями определяются задачи оздоровления, его содержание, методы и формы организации и преемственная связь между разными уровнями физического воспитания [11].

Закаливание – одна из здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это системы мер, включающие взаимосвязь и взаимодействие всех условий образовательной среды ДОО, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах развития [8].

Оздоровительная технология в общем виде, представляет собой способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности по сохранению и укреплению здоровья с учетом возраста, индивидуальных особенностей и вида деятельности, а также поддержание и достижение физического благополучия, предупреждение различных заболеваний [13 c. 45].

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОО состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия:

- воздушные ванны,

- солнечные ванны,

- водные процедуры,

- правильно организованную прогулку,

- являются частью физкультурных занятий.

Организация системы закаливания в ДОО может быть организована в двух форматах [8]:

- в рамках режимных моментов постоянно (например, систематическое закаливание на прогулке, зарядка на свежем воздухе);

- дополнительно в рамках отдельных блоков процедур, которые являются краткими, но повторяются систематически – например, закаливания в течение недели с постепенным понижением температуры воздуха в спальне [15].

Наиболее часто в ДОО используют такие средства закаливания, как:

- воздушные ванны, например, сон в комнате с открытым окном, прогулки летом с минимальным набором одежды (в майках и коротких шортах);

- солнечные ванны – организация процесса загара под солнцем в летнее время. Период пребывания под солнцем должен быть непродолжителен – не более 15 минут, а начинать следует с 1-2 минут, при этом организация закаливания должна быть приурочена ко времени с 09.00 до 11.00 или уже после 17.00, так как все остальное время наблюдается активное солнце. Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени [14].

- водные процедуры доступны в ДОО в меньшей степени, ввиду отсутствия душа для массового посещения его детьми, однако могут использоваться в случае, если на территории ДОО протекает ручей;

- хождение босиком также актуальная и доступная в условиях ДОО практика закаливания.

Заключение

 

Организация системы закаливания в ДОО может быть организована в двух форматах:

- в рамках режимных моментов постоянно (например, систематическое закаливание на прогулке, зарядка на свежем воздухе);

- дополнительно в рамках отдельных блоков процедур, которые являются краткими, но повторяются систематически – например, закаливания в течение недели с постепенным понижением температуры воздуха в спальне.

В ДОО используют такие средства закаливания, как:

- воздушные ванны, например, сон в комнате с открытым окном, прогулки летом с минимальным набором одежды;

- солнечные ванны – организация процесса загара под солнцем в летнее время;

- водные процедуры;

- хождение босиком.

Таким образом, закаливание применяется в ДОО как одна из здоровьесберегающих и одновременно – оздоровительных технологий, которая позволяет обеспечить приспособление организма ребенка к воздействию низких температур и солнечного света.

 

Список источников

 

  1. Аманова О. Н., Храмкова В. Ф. Система здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56811.htm.
  2. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2011. – № 1. – С. 32-39.
  3. Базарный, В. Ф. Массовая первичная профилактика форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах [Текст]: методические рекомендации / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров. – Красноярск, 1989. – 36 с.
  4. Гликман, И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. – 2015. – № 1. – С. 32-38.
  5. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в ДОУ / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2016. – № 7. – С. 33-38.
  6. Зайцев, Г. К., Колбанов, В. В., Колесникова, М. Г. Педагогика здоровья [Текст]: образовательные программы по валеологии / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. – СПб., 2015. – 77 с.
  7. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова // Методист. – 2017.
  8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007. – с. 314.
  9. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. – Калуга, 2008. – С. 149–150.
  10. Колбанов, В. В. Валеологический аспект гуманизации дошкольного образования [Текст] / В. В. Колбанов // Проблемы педагогической валеологии. – СПб., 2017. – С. 26–29.
  11. Науменко Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников и младших школьников / Ю.В. Науменко // Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61
  12. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – с. 213.
  13. Социально ориентированные ДОУ: лучшие практики: практ. пособие. – М. : Агентство социальной информации, 2011. – 224 с.
  14. Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. – 2010. – № 3. – С. 43–44.
  15. Тихомирова, Л. Ф. Здоровый учитель – здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Народное образование. – 2013. – № 5. – С. 71–75.
  16. Тихомирова, Л. Ф. Методические преобразования в школе в рамках осуществления идей здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. – 2014. – № 4. – С. 21–22.
Опубликовано: 29.06.2022