Формирование профессиональных компетенций на практических занятиях по вождению профессии «23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Тимофеев Анатолий Анатольевич

Организация: ГАПОУ РС(Я) «ЯАДТ»

Населенный пункт: Республика Саха(Якутия), г. Якутск

Основной задачей учреждений профессионального образования – обеспечить качество профессиональной подготовки, конкурентоспособность выпускников. Главным помощником в решении этих задач для обучающихся является мастер производственного обучения.

Предназначение мастера производственного обучения в том, чтобы обучающиеся накопили багаж компетенций, необходимых им в их профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей мастера производственного обучения, является проблема формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования обозначены общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть будущий автомеханик. Общие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности автомеханика проявляются в его профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции автомеханика отражают: - диагностирование автомобиля, его агрегатов и систем; - выполнение работ по различным видам технического обслуживания; - разборку, сборку узлов и агрегатов автомобиля и устранение неисправностей; - оформление отчетной документации по техническому обслуживанию автомобиля. Основным принципом обучения, основанного на компетенциях, является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

В ГАПОУ РС (Я) «Якутский автодорожный техникум» в образовательной программе 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей со сроком обучения 10 месяцев учебная практика проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей на базе Техникума. Производственная практика проводится концентрированно при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей на предприятиях по договору, направление деятельности которых соответствуют профилю подготовки. Показатель практикоориентированности составляет 77%. Учебная программа включает профессиональную подготовку (общепрофессиональный цикл), профессиональные модули:

1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

2. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров;

3. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

В модуль 02 «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» входит учебный предмет «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий "В" и "С"». Производственное обучение по данному модулю составляет 144 ч., практическое вождение вне сетки учебного плана – 56 ч.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт управления автомобилями категорий «В», «С»; уметь: соблюдать Правила дорожного движения; безопасно управлять транспортным средствами в различных дорожных и метеорологических условиях; уверенно действовать в нештатных ситуациях; управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; выполнять контрольный осмотр ТС перед выездом и при выполнении поездки; заправлять ТС горюче-смазочными материалами и т д.

Из перечня профессиональных компетенций видно, что мастер производственного обучения вождению должен обладать профессиональными компетенциями в инженерно-технической, педагогической, социально-правовой сфере. У мастеров производственного обучения Якутского автодорожного техникума высшее инженерное образование в транспортной сфере, а также педагогическое образование.

При возрастающих требованиях к подготовке водителей автомобилей, что обусловлено появлением новой техники и изменениями в правилах дорожного движения, необходимо совершенствовать методы обучения, повышать профессиональное и педагогическое мастерство. Важное место занимает компетенция самосовершенствования мастеров производственного образования. Так наши работники используют на занятиях вождению современные педагогические технологии такие как: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационные технологии. Для формирования первоначальных навыков вождению транспортного средства используется учебный тренажер для вождения, что позволяет сделать практические занятия еще более эффективными. Такие установки обеспечивают максимальную реалистичность управления, при этом позволяя избежать опасностей, с которыми связано обучение кандидата в водители на примере настоящего автомобиля. "Дорога" моделируется при помощи визуальных эффектов и дополняется звуковым сопровождением.

Все учебные транспортные средства оснащены камерами видеонаблюдения. При обучении мастера производственного обучения активно используют компьютерные технологии на занятиях. После занятий, экзаменов делается анализ процесса вождения по записям видеорегистратора.

В процессе обучения вождению транспортных средств необходимо обучать следующим основным качествам:

  • мастерство вождения автомобилей, которое достигается выработкой у обучаемых прочных навыков вождения, отличным знанием техники вождения, правил дорожного движения и их выполнением, постоянной бдительностью за рулем, умением быстро ориентироваться и своевременно принимать правильные решения в любой обстановке.

Будущему водителю нужно научиться полностью, использовать технические возможности изучаемых марок автомобилей и умело управлять ими в любое время суток в различных дорожных и метеорологических условиях;

  • экономичность вождения - это умение грамотно эксплуатировать автомобиль с наименьшей затратой эксплуатационных материалов и минимальным износом его материальной части. Для этого обучаемым необходимо уметь своевременно и правильно проводить контрольные осмотры перед выходом в рейс и в пути, ежедневно проводить техническое обслуживание автомобиля, обнаруживать и устранять неисправности.

Передавая обучаемым технические знания и опыт вождения автомобиля, инструктор обязан прививать им чувство личной ответственности за соблюдение ПДД, воспитывать у обучающихся такие качества, как дисциплинированность и аккуратность во время вождения, инициативность и решительность, твердость воли и смелость.

Мастер производственного обучения должен иметь высокую профессиональную и методическую подготовку, высокий образовательный уровень, быть специалистом, воспринимающим все новое и передовое, обладающим чувством высокой личной ответственности за обучение вождению. Он должен быть примером для обучающихся вождению. А также быть честным, принципиальным, требовательным, трудолюбивым, скромным. Общение с инструктором, пользующимся авторитетом и уважением, оставляет глубокий след в сознании обучающегося вождению.

Опубликовано: 23.04.2022