Цифровизация образования: проблемы и перспективы
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Кинзибаева Мария Валерьевна
Организация: МГПУ Институт педагогики и психологии образования
Населенный пункт: г. Москва
Актуальность цифровизации различных сфер жизни человека заметно возросла: мир сильно изменился, поэтому и требуются новые решения. Научное сообщество также заинтересовано в изучении человека, находящегося в цифровой среде. Примером может послужить научные статьи Н.А. Касавина «Человек и техника: амбивалентность электронной культуры» (2018 г.) и Шарипова О.М. «Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность» [8]. В данных статьях предлагается интерпретация положения человека в новой технической среде электронной культуре, понимание ее социальных, психологических и экзистенциальных рисков и возможностей. Авторы раскрывают многогранность процесса адаптации личности к новым формам коммуникации, социальности и жизненного пространства в целом[8]. Н.А. Касавиной в статье выявлены: положительный модус влияния электронной культуры связан с расширением когнитивного горизонта, обеспечением человека информацией, доступом к различным видам коммуникации, творчества, самопрезентации, рекреации, выбором форм получения образования и гибкостью трудоустройства; отрицательный модус определяется поглощающим влиянием мира техники, кризисом традиционных культурных ценностей, которые находятся под угрозой со стороны ритма социальной жизни и информационного шума современного общества[2]. Вызовы человеку интерпретируются через проблемы самоидентификации и феномен Интернет-зависимости. Проблематика человека в контексте электронной культуры включается в различные направления философских и научно-гуманитарных исследований, такие как анализ и поиск форм адаптации человека к цифровой реальности, гуманизация процесса цифровизации, когнитивная экология Интернет, создание искусственного интеллекта, гуманитарная экспертиза цифровых технологий.
Важно отметить и тот факт, что разные страны и государства по-разному продвигают идею цифровизации образования и других сфер жизни своих граждан [3]. Это связано с социальными, экономическими, научными и техническими возможностями конкретных стран, - то, что в одной стране можно легко реализовать, может быть неосуществимо для другой страны по целому ряду причин. В данном эссе я хочу проанализировать реалии цифровизации, остановившись именно на цифровизации образования.
На сегодняшний день термин «цифровизация» имеет смысл рассматривать в узком и широком смысле. Под цифровизацией в узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, которое предполагает снижение издержек, появление новых возможностей и т. д. Большое число конкретных преобразований информации в цифровую форму приводит к таким существенным положительным последствиям, которые обусловливают применение термина цифровизации в широком смысле. Поэтому под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму, что должно приводить к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни.
Однако надо учитывать, что цифровизацию в широком смысле можно рассматривать как тренд эффективного мирового развития только в том случае, если цифровая трансформация информации отвечает следующим требованиям: она охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан; сопровождается лишь эффективным использованием ее результатов; ее результаты доступны пользователям преобразованной информации; ее результатами пользуются не только специалисты, но и рядовые граждане; пользователи цифровой информации имеют навыки работы с ней. Это очень важная деталь для понимания цифровизации как социального явления, так как ни в одной стране мира на данный момент цифровая трансформация не приобрела в полной мере такую форму.
Цифровизация пришла на смену компьютеризации, в процессе которой речь шла в основном об использовании вычислительной техники для решения отдельных экономических задач. Большие возможности цифрового представления информации приводят к тому, что цифровизация формирует уже целостные технологические среды «обитания» (экосистемы, платформы), в рамках которых пользователь может создавать для себя нужное ему дружественное окружение с тем, чтобы решать уже целые классы задач.
Если говорить именно о цифровизации образования, то она ведет к серьезным изменениям на рынке труда и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, которая доказала свою эффективность, но с другой, порождает доступность информации в различных ее формах (не только в текстовой, но и звуковой, визуальной). Кроме доступности информации цифровизация образования подразумевает более глубокое изучение получаемой информации: технологии виртуальной реальности, к примеру, создают возможность применения цифровых тренажеров, а технологии мобильного обучения позволяют учиться в любом месте и в любое время.
Однако доступность информации потребует от педагогов и обучающихся постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, а также высокой скорости обработки получаемой информации. И если дети быстро адаптируются к цифровой среде, формируя первоначальные навыки и умения использования цифровых технологий, то про людей старших поколений этого сказать нельзя. А так как цифровизация образования напрямую зависит от уровня владения цифровыми технологиями педагога, он обязан научиться применять почти неограниченные информационные ресурсы, предоставляемые сетью «Интернет» и новые технологические инструменты.
Идея цифровизации образования в России совсем не нова – впервые о внедрении цифровых технологий в школьное образование заговорили еще в 2005 году. Тогда идея о необходимости запуска процесса цифровизации в российских школах была озвучена президентом России Владимиром Путиным в рамках совещания, посвященного развитию российской экономики и социальной сферы.
Проблема цифровизации в России проявляется уже в её внедрении в образовательный процесс. В отличии от европейских стран Россия пошла по иному пути внедрения цифровых технологий в образование, который, на мой взгляд, нельзя назвать полностью эффективным, полезным или оправданным.
Переход к цифровым технологиям произошел быстро (особенно глобально заметен переход весной 2020 года), без учета каких-либо экономических и технологических возможностей граждан: у многих из которых нет компьютера, не говоря уж о постоянной возможности пользоваться сетью «Интернет» для посещения «Электронного дневника школьника». Подобные нестыковки сильно отдаляют проявления пользы от цифровизации и порождают множество издержек. Время перейти к проблемам цифровизации образования в России и в мире.
Проблема цифровизации активно прослеживается в современных научных психолого-педагогических и социально-психологических исследованиях, рассматривающие перспективы данного явления. Например, в электронном научном ресурсе Сyberleninka за последние 2 года обнаруживаются статьи, подробно рассматривающие возможности цифровизации обучения. Примером могут послужить статьи: Н.П. Петрова и Г.А. Бондарева «Цифровизация и цифровые технологии в образовании» (2019 г.) и Строков Алексей Александрович «Цифровизация образования: проблемы и перспективы» (2020 г.), Рамо Иззатовна Суннатова «Опыт удаленного школьного обучения: возможные риски для успешности социализации обучающихся» (2020г.)
В научной статье, опубликованной в научном журнале «Мир науки, культуры, образования» Петровой и Бондаревой изложены актуальные проблемы цифровизации образования. Авторами проанализированы этапы цифровизации и появление новых цифровых технологий, которые представляют собой огромный педагогический потенциал. Стратегия цифровизации образования предусматривает такие перспективные инновационные технологии, как искусственный интеллект, блокчейн и виртуальная реальность. Авторы делают вывод о том, что цифровизация образования изменяет содержание преподаваемых курсов, а также подачу информации, это не только презентации или видео, это уже прямые подключения к информационным сетям, к базам данных, форумам [6].
Научная статья Строкова, опубликованная в научном журнале «Вестник Мининского университета» содержит в себе анализ данного процесса и его влияние на современное образование. Исследование раскрывает ценностные ориентиры постиндустриального общества, направленные на совершенствование человеческого потенциала. Современному индивиду приходится противостоять социальным вызовам, существующим в экономическо-политической среде, а значит, современные технологии модернизирующие национальное образование также способствуют качественному профессиональному преобразованию самого человека [4].
Научная статья Суннатовой, опубликованная в научном журнале «Общество: социология, психология, педагогика» посвящена анализу результатов социально-психологического опроса, проведенного во время вынужденного удаленного обучения в общеобразовательных школах.
В исследовании приняли участие школьники (7-11 классы), педагоги, родители и администрация школ (всего 1 046 респондентов). Одной из целей исследования Суннатовой было изучение того, что в условиях дистанционного образования может способствовать возникновению рисков успешности социализации обучающихся и формированию социальных компетенций. Полученные результаты выявили аспекты, учет которых необходим при внедрении цифровых технологий в школьное образование. Показано, что необходима разработка и внедрение психолого-педагогических условий и методов, обеспечивающих эффективность цифровизации обучения, ориентированного не только на когнитивное развитие обучающихся и обеспечивающее успешность социализации, но и развитие субъекта деятельности не как пользователя интернет-ресурсами, а как метасубъекта, который может эффективно и творчески использовать цифровые ресурсы образовательной среды [5].
Доктор педагогических наук и кандидат психологических наук Вербицкий Андрей Александрович в своей статье «Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы», опубликованной в электронном научном ресурсе «Homo Cyberus» анализирует проблемы реализации цифрового обучения на всех уровнях системы образования в современную эпоху киберсоциализации общества. Данный процесс характеризуется наличием экономических, социальных проблем и рисков. Однако Вербицкий утверждает, что цифровизация будет продуктивной во взаимосвязи с психолого-педагогическими задачами обучения. Современное образование отличается непрерывностью и практико-ориентированным содержанием, направлено на неисчерпаемые возможности человека, чьё профессиональное развитие достигается использованием огромных возможностей цифровых средств обучения [1].
Заключение
В заключении я бы хотела подчеркнуть, что изучая проблему реализации цифровизации образования в России следует учитывать потребности современного общества и развивать данное направление в комплексе с психолого-педагогическими задачами обучения и воспитания. Цифровизация - это удобный и полезный инструмент для образования, но не следует делать из него центр всей жизнедеятельности школьника. Навязывание и принуждение педагогов и воспитателей в использовании исключительно компьютерных и цифровых технологий в процессе обучения не принесут эффективных и результатов и положительных показателей, а совместное включение очной и дистанционной коммуникации принесёт больший положительный эффект для всего образовательного процесса.
Список литературы
- Вербицкий А.А. / Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019
- Касавина Н.А. /Человек и техника: амбивалентность электронной культуры // Epistemology & Philosophy of Science. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-tehnika-ambivalentnost-elektronnoy-kultury (дата обращения: 18.10.2021).
- Кравцов Сергей / Цифровая образовательная среда// Минпросвещение России – 2020. − [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://edu.gov.ru/press/3196/sergey-kravcov-cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-eto-prezhde-vsego-proverennyy-elektronnyy-kontent-dlya-povysheniya-kachestva-tradicionnogo-obrazovaniya/
- Строков Алексей Александрович/ Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 18.10.2021).
- Суннатова Рано Иззатовна/ ОПЫТ УДАЛЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ДЛЯ УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-udalennogo-shkolnogo-obucheniya-vozmozhnye-riski-dlya-uspeshnosti-sotsializatsii-obuchayuschihsya (дата обращения: 18.10.2021).
- Петрова Н. П., Бондарева Г. А. / Цифровизация и цифровые технологии в образовании // МНКО. 2019. №5 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 18.10.2021).
- Халин В.Г., Чернова Г.В./ Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. №10 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-ee-vliyanie-na-rossiyskuyu-ekonomiku-i-obschestvo-preimuschestva-vyzovy-ugrozy-i-riski (дата обращения: 18.10.2021).
- Шарипова О.М. / Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1789-1802. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110525.