Устойчивый познавательный интерес к изучению предмета физической культуры в школе – первый шаг на пути к здоровому образу жизни

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Романова Ольга Анатольевна

Организация: МБОУ Гимназия №102 им. М.С. Устиновой

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение: «Здоровье – это не только отсутствие болезней и повреждений, а состояние полного телесного, душевного и социального благополучия». Социальное здоровье – это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Физическое здоровье – это полное физическое благополучие, спокойное и счастливое, без каких-либо нарушений течение дел, жизни. Духовное здоровье – это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религий, традиций и истории своего народа в себе.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования, но результаты работы в этом направлении в массовой общеобразовательной школе пока не радуют. В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. По данным Минздрава России, лишь 15% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35 % - хронические заболевания.

Каковы же причины повышения заболеваний у школьников? Причины нарушений следует искать в образе жизни, режиме учебных занятий, степени умственной нагрузки и объеме информации, воспринимаемой школьниками. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени вызывает у школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений – возраст до 14-15 лет.

Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой. Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает вооружение школьников знаниями, умениями и даже определёнными навыками организации режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятия напряжения, соблюдения личной гигиены, участия в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы, а также использования эффективных здоровье сберегающих педагогических технологий.

В процессе образования здоровье участников учебно-воспитательной деятельности – важнейшая составляющая. Содержание и методы обучения, воспитания и развития в современной школе немыслимы без применения здоровье сберегающих технологий. Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе сбережения здоровья, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, требующий совершенствования и развития интеллектуальных и моральных качеств ученика и его физических возможностей.

Физическая нагрузка – главный компонент физического воспитания. Оптимальное нормирование нагрузки на уроках физической культуры предполагает, что число повторений упражнений в серии и продолжительность каждой серии упражнений реально выполнимы для большинства учащихся класса. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12%, а половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания) и методика обучения, рассчитанная на так называемого “среднего” ученика, не позволяют учащимся с высоким и низким уровнями физического развития и физической подготовленности реализовать свои возможности в полной мере на каждом уроке, что не соответствует требованиям современной школы. Только тщательно продуманный и хорошо организованный дифференцированный подход к планированию и реализации процесса обучения физической культуре на каждом уроке способен принести наибольшую пользу каждому ученику.

Исключительно важным фактором в образовании является мотивация учащихся. Самая трудная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей. Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению воспитанников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Учитель, как правило, выступает в роли ведущего источника внешней мотивации деятельности своих учеников на уроках и во всевозможной разнообразной внеурочной спортивно-организационной работе как в школе так вне её. Личность учителя в значительной степени способствует зарождению и начальному формированию внутренней мотивации учебной деятельности своих учеников, которая приведёт к появлению у них интереса к изучению физкультуры. Особенно важным будет создание ситуаций успеха у школьников, испытывающих определённые затруднения в учёбе. Это осуществляется в первую очередь при обучении движениям., а затем при сдаче контрольных тестов.

Результатом такой работы учителя должен стать устойчивый познавательный интерес к изучению предмета физической культуры конкретными школьниками, интерес сформированный реальным осмысленным взаимодействием учителя и его учеников. И, если к созданию такой продуктивной мотивационной сферы будет причастен каждый участник процесса образования в школе, тогда успех однозначно обеспечен.

Существует великое множество факторов, способствующих формированию у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Каждый учитель выбирает наиболее подходящие ему формы способы методы педагогического взаимодействия со своими учениками. Ниже приведены некоторые схемы такого взаимодействия.

 

Факторы, определяющие мотивационно-ценностное отношение учащихся к физической культуре

 

Внешние

Объективные

Внутренние

Субъективные

Существующие независимо от воли и сознания школьника

Направляют, регулируют, стимулируют активность учеников и, наоборот, «тормозят», заглушают действия негативных факторов, вызывающих пассивное отношение к физкультурно-спортивной деятельности

Материально-бытовые условия, наличие свободного времени, качество постановки ф. в. в ОУ, общественные отношения, материально-техническая оснащенность учебного процесса, педагогический состав, условия жизнедеятельности учащегося, социальное обеспечение

Особенности индивидуального сознания ученика: морально-волевые качества личности, интересы, потребности, мотивы деятельности

 

Проблема формирования положительных мотивов к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста будет решена, если будут применяться следующие средства:

- задания и их оценка должны быть дифференцированы относительно принадлежности учащихся к определенной медицинской группе и улучшения личностного результата по нормативным требованиям программы под девизом «Победи свой рекорд!»;

- использование в обучении ситуации «Успеха»;

- воспитание у учащихся потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой;

- включение в урочную и внеклассную работу преимущественно игр, упражнений и конкурсов соревновательного характера;

- преподавание теоретического материала по физической культуре и здоровому образу жизни с использованием ИКТ (только обоснованно);

- проведение для учащихся начальных классов всероссийский спортивно-оздоровительных «Президентские состязания» (автор Ю.В. Вавилов);

- вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;

- вовлечение учащихся для занятий в спортивных секциях;

- освещение достижений учащихся в соревнованиях и конкурсах по физической культуре публично.

 

 

От чего зависит мотивация учащихся к занятиям физической культуры

Мотивация – это желание учащегося без принуждения (с удовольствием) выполнять какую-либо деятельность: в данном случае – учиться.

Мотивация:

- способности учащегося (когда ребенок усваивает программный материал и у него все получается);

- условия пребывания (ребенку комфортно, его ничего не отвлекает и не мешает работать);

- здоровье учащегося (нет хронических заболеваний и дефектов, мешающих усвоению учебного материала);

- семья (родители не ругают за неудачи, а, наоборот, поддерживают ребенка и стараются помочь в преодолении трудностей);

- отношение в коллективе (влияние друзей, правильная позиция при общении с педагогом, безопасное общение в коллективе).

 

При всём многообразии средств, форм способов и методов обучения физической культуре в школе главное – это сохранение и укрепление здоровья детей во время их учёбы на уроках, пребывании на переменах, на занятиях спортивных кружков и секций, во время участия в спортивных мероприятиях, как в школе, так и вне её. Надлежащий уровень сохранения и укрепления здоровья школьников определяет хорошо пропорционально организованный врачебный и врачебно-педагогический контроль и умелый, доведённый до навыка, ежедневный самоконтроль учащихся.

Врачебный контроль осуществляется согласно нормативным документам примерно одинаково во всех общеобразовательных школах. Качество врачебного контроля существенно зависит от материально-технической базы врачебных кабинетов и профессионализма медицинского персонала школ.

Врачебно-педагогический контроль более разнообразен и в значительной степени зависит от глубины взаимопонимания и взаимодействия медработников и учителей физкультуры. Обычно, врач периодически контролирует уровень физической нагрузки на уроках, моторную плотность урока, предлагает исходя из санитарно- гигиенической обстановки оптимальный режим работы с учащимися в различных классах школы, выборочно присутствует на тестировании при сдаче учебных нормативов и норм ГТО и наблюдает за наиболее масштабными спортивно-оздоровительными мероприятиями в школе. Всю организационно- подготовительную и текущую работу на уроках и прочих проводимых в школе физкультурно- оздоровительных занятиях выполняет, как правило, учитель и физкультурный актив школы из учеников и их родителей, спортсменов – профессионалов.

Результаты врачебного и врачебно-педагогического контроля оглашаются на педсоветах для корректирования текущего состояния и выбора наиболее актуальных в ближайшей перспективе направлений физического образования в школе.

Самоконтроль учащихся – это систематические самостоятельные наблюдения занимающегося физическими упражнениями и спортом за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. Хорошо организованный постоянный самоконтроль служит существенным дополнением врачебного и врачебно- педагогического контроля. Он позволяет своевременно установить наличие отклонений в состоянии здоровья и принять необходимые меры для устранения возникших отклонений. Самоконтроль позволяет учителю корректировать занятия непосредственно во время их проведения. Самоконтроль необходим и при самостоятельных занятиях физической культурой.

Главное в том, что осуществляя повседневные самонаблюдения, учащиеся могут наглядно понять и ощутить благотворное действие физических упражнений на состояние своего здоровья.

Показателями самоконтроля служат субъективные и объективные признаки функционального состояния организма, проявляющиеся под влиянием физических нагрузок. К субъективным показателям относят самочувствие, настроение, неприятные ощущения, аппетит, а частота сердечных сокращений (ЧСС), масса тела, длина тела, функция желудочно- кишечного тракта, потоотделение, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц, динамика развития двигательных качеств, спортивные результаты - к объективным. Контролировать состояние своего организма можно по внешним и внутренним признакам. К внешним признакам относятся выделение пота, изменение цвета кожи, нарушения координации и ритма дыхания. Если нагрузка очень большая, то наблюдается обильное потоотделение, чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, появляется отдышка, нарушается координация движений.

Учителю бывает сложно выбрать, с чего начать эффективное формирование устойчивого познавательного интереса к изучению физкультуры. Одним из приемов такой работы может стать пульсометрия. Систематическое ее применение для объективного контроля за состоянием деятельности сердечно-сосудистой системы на разных стадиях урока приводит к появлению навыка определять ЧСС с минимальной потерей времени урока. При этом учитель взаимодействует практически с каждым учеником. Освоив этот прием, дети привыкают к системному его применению.

Дневник самоконтроля является видом деятельности школьников, наиболее полно анализирующим состояние их организма во время занятий физической культурой. Это очень сложно, так как требует постоянного взаимодействия учителя, детей и родителей. И именно это взаимодействие является залогом ценностного отношения учеников к своему здоровью.

Опубликовано: 23.06.2021