Современные формы и методы развития речи детей дошкольного возраста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Долгова Оксана Анатольевна

Организация: МАДОУ №9 «Светлячок»

Населенный пункт: Московская область, г. Реутов

Актуальность проблемы речевого развития

  • Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
  • •Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. 
  • •В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
  • •Речь –это инструмент развития высших отделов психики. 
  • •С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. 
  • •Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. 
  • •Главной задачей развития связной речи ребѐнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. 
  • Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. 

Условия успешного речевого развития.

  • 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
  • 2. Владение педагогом правильной литературной речью.
  • 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
  • 4. Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
  • 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
  • 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
  • 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  • 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
  • 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
  • 10. Поощрение детского словотворчества.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 

Цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Традиционные направления 

  • •Развивающая речевая среда
  • •Формирование словаря
  • •Звуковая культура речи
  • •Грамматический строй речи
  • •Связная речь
  • •Подготовка к обучению грамоте

ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ -ИГРА 

•“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” ( В.А. Сухомлинский)

Мнемотехника в ДОУ

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

  • Мнемотехника-это
  • Сенсорно-графическая схема (Воробьѐва В.К.)
  • Блок –квадрат(Глухов В.П.)
  • Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т.А.)
  • Схема составления рассказа(Ефименкова Л.Н.)
  • Коллаж (Большева Т.В.)

Мнемотехника

Мнемотехника

  • (греч.)–«искусствозапоминания»-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

  • 1. Развитие связной речи;
  • 2.Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  • 3. Развитие мелкой моторики рук;
  • 4. Развитие основных психических процессов –памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приѐмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения. 

Структура мнемотехники

Полный текст статьи см. в приложении.
 

  • file0.pptx.zip.. 304,8 КБ
  • Опубликовано: 15.02.2021