Нетрадиционные формы проведения уроков географии

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Иванова М.Ю.

Организация: МКОУ СОШ ЗАТО Солнечный

Населенный пункт: Тверская область, п. Солнечный

ВВЕДЕНИЕ

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетенции. Изменения, происходящие в работе общеобразовательной школы, предполагают перестройку традиционных и применение новых форм организации обучения и учебной деятельности учащихся. Общеизвестные формы (урок, учебные экскурсии, консультации, факультативные занятия) не должны быть единообразны.

В практике работы школы родилась педагогика сотрудничества, основные положения которой (разнообразие форм, развитие интереса, вовлечение школьников в общий труд учения, личностный подход к ребенку, обучение оценочным действиям и суждениям и др.) направлены на формирование личности школьников в условиях коллективной учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Оставаясь основной формой организации учебного процесса, урок изменяется. Перестройка его в основном связана с изменением концепции школьного образования. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

Наиболее существенный признак современного урока - атмосфера сотрудничества, перемена в отношениях с учениками, вовлечение их в учение, в совместный труд учителя и учащихся. Именно поэтому учитель все свои усилия на уроке направляет самостоятельной познавательной деятельности школьников. Это должна быть такая организация, которая побуждала бы учащихся к усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывала бы творческие способности и вызывала бы яркое эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучаемой теме.

При творческом подходе к построению урока он не может быть стандартным, заформализованным, всегда одинаковым. Он должен охватывать множество различных форм деятельности и поэтому может быть организован в форме урока- путешествия, урока- диспута, урока – конференции и т.д.

Таким образом, одно из направлений перестройки урока- различие уроков не только по основным дидактическим целям, но и по способу их проведения, т.е. уроки с различными видами деятельности: уроки- инсценировки, заочные путешествия и экспедиции, уроки – конкурсы, уроки- зачеты, уроки в форме ролевой игры и др.

В процессе изучения географии творческий подход учителя к выбору того или иного типа и формы проведения урока, организация познавательной деятельности учащихся разнообразным содержанием разделов и тем программы, широким ассортиментом средств обучения. Всё это дает возможность проводить уроки, различные по форме, а в ходе урока планировать индивудуальную, фронтальную и групповую форму работы школьников.

В последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают игровые моменты, которые, несомненно, повышают интерес к уроку и улучшают качество знаний учащихся однако игровая ситуация не возникает сама собой на обычном уроке, хотя элементы соревнования часто присутствуют.

 

 

1. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

 

1.1.Урок- лекция

Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией- беседой и т.д.

Лекционная форма проведения урока целесообразна при:

- изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

- рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;

- подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрепления дидактических единиц в обучении;

- выполнении определенного вида заданий по одной или одной или нескольким темам, разделам и т.д.

Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока, организации, постановке цели и актуализации знаний; сообщений знаний учителем и усвоении их ученика; определении домашнего задания. Приведу возможные варианты структуры урока- лекции:

- создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;

- ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;

- выделение опорных знаний и умений и их оформление

- воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам и т.д.;

- применение полученных знаний;

- обобщение и систематизация изученного;

-формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендованной литературы и перечня заданий из учебника;

 

1.2.Урок- семинар

Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений учащихся, повышению культуры общения.

Различают уроки- семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и др. В практике обучения получили распространения семинары- доклады, рефераты, семинар- конференция. Укажем основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:

- при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной доработке учащимися;

- после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

-после обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме;

- при проведении уроков, посвященных различным методам выполнения заданий и упражнений и т.д.;

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися, с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты.

Получив задание учащиеся оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов, рефератов.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить внимание, что следует записать в рабочую тетрадь. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, докладов, рефератов и т.д. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы, дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное , анализирует содержание, форму 1..Урок - зачет

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков является урок – зачет. Основная его цель состоит в диагностике уровня знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Они проводятся в конце изучения крупных тем или целого раздела с опорой на вопросы и задания. Перечень вопросов и заданий рассчитан на организацию деятельности учащихся, позволяет дифференцированно подойти к учащимся класса. Часть этих заданий имеет повышенную сложность и предназначена учащимся, проявляющих интерес к географии.

Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки. Если хотя бы одно из таких заданий осталось не выполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет, а только те виды заданий, с которыми он не справился. Уроки-зачеты при изучении географии могут носить форму викторин, смотра знаний, соревнований в знаниях и умениях.

В качестве примера рассмотрим основные этапы подготовки и проведения тематического зачета. Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к ее изложению, сообщаю о предстоящем зачете, его содержании, особенностях организации и сроках сдачи. Для проведения зачета из числа наиболее подготовленных учащихся отбираю консультантов. Они помогают распределить учащихся по группам; готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение учениками каждого задания и итоговые оценки за зачет. Задания готовятся двух видов: основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся, и дополнительные, выполнение которых вместе с основными необходимо для получения хорошей или отличной оценки.

Каждому ученику, кроме консультантов, готовятся индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачета ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время провожу собеседование с консультантами. Проверяю и оцениванию их знания, а затем еще раз разъясняю методику проведения заданий, в особенности основных.

На следующем этапе урока консультанты приступают к проверке выполнения заданий в своих группах. Учитель в это время выборочно, из разных групп, проверяет, в первую очередь работы учащихся, справившихся с основным и приступивших к выполнению дополнительного задания.

В заключительной части урока завершается оценка выполнения задания выставлением отметок в учетные карточки. Собрав учетные карточки групп, на основе выставленных отметок, вывожу итоговые отметки каждому ученику и подвожу общие итоги зачета.

 

4.Урок- практикум

Уроки –практикумы, помимо решения своей специальной задачи- усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать но способствовать прочному неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Различают установочные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки- практикумы.

Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия ученика.

Исходя из имеющего опыта, можно предложить следующую структуру уроков- практикумов:

- сообщение темы, цели и задач практикума;

- актуализация опорных знаний и умений учащихся;

-мотивация учебной деятельности учащихся;

-ознакомление учеников с инструкцией;

-подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

- выполнение работы учащимися под руководством учителя

- составление отчета;

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы;

Эту структуру практикума можно изменить в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования

 

 

5.Урок-экскурсия

На уроке-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

По содержании уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующие на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают: вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.

Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и пресс-конференция, с участием представителей предприятия, учреждения, музей и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино - или телеэкскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Тем не менее, структурные элементы различных типов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными.

Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:

- сообщение темы, цели и задач урока;

- актуализация опорных знаний учащихся;

- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

- сообщение и систематизация знаний;

- подведение итогов экскурсии и сообщение учащимся индивидуальных заданий.

6.Урок-дискуссия.

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д.

 

Различают:

  1. Экскурсии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух главных участников.
  2. Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.
  3. массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

На этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения.

В случае необходимости участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.

В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.

Главный момент дискуссии – непосредственный спор ее участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии, чаще всего учитель, может использовать различные приемы активизации учащихся, подбадривая их репликами типа: «хорошая мысль», «интересный подход, но», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ», либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения и т.д. Необходимо размышлять вместе с учениками, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество между собой и ими.

В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбления, упреки, недоброжелательности в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре. Крик, грубость чаще всего возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат не факты или закономерности, а только эмоции. При этом часто ее участники не владеют предметом спора и «говорят на разных языках». Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

- вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

- в споре не допускать тона превосходства;

- грамотно и четко ставить вопросы;

- формулировать главные выводы;

Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы предупредить повторение сказанного, ибо это отрицательно влияет на поддержание интереса учащихся к рассматриваемым на уроке проблемам. За вершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги. Здесь нужно оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссий. На этом этапе учащиеся получают за дискуссию отметки, которые не надо снижать за то, что ученик отстаивал неверную точку зрения.

На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие пищи для новых раздумий учащихся.

Следует отметить, что дискуссия является также одним из структурных основных компонентов урока-диспута, конференции, суда, заседания ученого совета и т.д.

 

7.Урок –деловая игра

В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры для на производственные, организационно- деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных игр. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;

-контроль игрового времени;

-элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:

1.Обоснование требований к проведению игры.

2.Составление плана ее разработки

3.Написания сценария, включая правила и рекомендации по организации игры

4.Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку

5.Уточнение проведения игры, составления руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов

6. Разработка оценки результатов игры в целом и ее отдельных участников

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной модели;

-постановка главной задачи командам (бригадам, группа), уточнение их роли в игре;

-создание игровой проблемной ситуации;

- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

-разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

-реализация принятого решения;

-анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.

 

 

 

8. Урок – ролевая игра.

Среди игр, которые особенно влияют на эффективность обучения, следует выделить ролевые игры. Наличие роли, сюжета, разного самочувствия играющего (ролевого и реального) обеспечивает разнообразные воспитательные возможности, развивает у школьников воображение, мышление, волю. Она способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход в игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он полноправный участник познавательной деятельности. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Ролевую игру, как любой косвенный метод воздействия на личность, использовать труднее, чем прямое воздействие. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель организован не только на школьный предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка в целом.

В данной работе хочу поделиться некоторым опытом работы использования ролевой игры.

Подготовка и организация проведения ролевых игр включает несколько этапов.

1 этап – подготовительный:

А) установление учебных целей игры, т.е. определение конкретных знаний, умений которым должен научиться школьник в игре;

Б) выбор ситуации с соблюдением следующих требований: правдивость и реальность в ней учебной проблемы и определение правил её сложности – игра должна соответствовать уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся;

В) разбивка игры на фрагменты, определение целей, приемов и действий по каждой части игры;

Г) разработка правил игры, в которых определяется роль каждого играющего, устанавливается момент начала игры и её конец, количество ходов и т.п.

Д) описание игры- составление ее сценария, на основе которого разрабатывают инструкцию проведения игры.

2 этап - организация игры:

А) сообщение еще в начале изучения темы о предстоящей игре;

Б) выбор и назначение ведущих, ответственных за проведение игры, её подготовку, ответственных за проведение игры (если это необходимо) за оформление и т.п. Они изучают правила игры, готовят сообщения, проигрывают отдельные моменты, разрабатывают варианты результатов и т.д.

3 этап - проведение игры.

Методика проведения игры не является жесткой и предполагает поощрение свободной мотивации и самовыражения учащихся.

4 этап – анализ результатов игры.

Здесь ведущая роль принадлежит учителю: он помогает школьникам систематизировать изученный в процессе игры материал, мысли высказанные участниками игры, определить, чему они научились, корректирует общее мнение. Одновременно закрепляются теоретические положения, ранее усвоенные учащимися.

 

9.Урок- путешествие

Отличительной особенностью уроков- путешествий – организация деятельности учащихся, отправляясь в воображаемое путешествие, учащиеся определяют способ передвижения в зависимости от природных особенностей местности (пеший, на лошадях, машинах, лодках, плотах и т.п.) перечисляют или изготовляют рисунки или макеты оборудования, составляют дневники, отчеты, рисуют картосхемы.

 

10. Урок-соревнование

Основу урока- соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующих заданий предложенных учителем.

Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн- ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и др.

В организации и проведении уроков- соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета материала.

 

 

В качестве примера остановлюсь на специфике организации и проведения игры « Счастливый случай». Ее можно проводить в классе на уроке обобщающего повторения и на географическом вечере для нескольких классов. Игра удобна тем, что в зависимости от времени, которым располагаем, можно без ущерба менять количество туров (геймов).У ведущего имеются два закрытых пакета (красный и синий) с вопросами для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий : кому достанутся вопросы из синего конверта кому- из красного.

 

1 гейм Каждая команда получает 6 вопросов. На их обдумывание отводиться 15 с.каждый правильный ответ оценивается одним очком.

 

Вопросы к команде А

1.Какая область земли называется Антарктидой

2.Кто первый обогнул южную оконечность Африки (Васко да Гама)

3.Как называются пересыхающие русла рек в Австралии(Крики)

4.Как называется ветер в пустыне (Самум)

5. Самое распространенное полезное ископаемое в Андах (медь)

6.Назовите пустыни Африки (Сахара, Калахари, Намиб)

 

Вопросы к команде Б

1.Назовите английского ученого, посвятившего свою жизнь изучению Африки (Д.Ливингстон)

2.На каком материке нет землетрясений

3.Как называются пересыхающие русла рек в Африке (вади)

4.Как называются ураганы разрушительной силы в Америке. (торнадо)

5.Какая страна Африки самая богатая полезными ископаемыми (ЮАР)

6.Назовите низменности Южной Америки (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская)

 

2 гейм. На обдумывание ответа отводиться 1 мин. Каждый правильный ответ оценивается двумя очками.

А

1.Команда получает пакетик с зернами кофе.

Задание: назовите растение, которое дает эти плоды, его родину, области культивирования. (Родина кофе – Африка, сейчас в основном культивируется в Южной Америке и т.п.)

 

2.Опишит, что сейчас представляет собой оазис в Сахаре.

3. Представьте себе, что вы летите на самолете над экватором. Увидите ли вы снег и лед?

4.Это растение- достопримечательность государства Намибия и часто изображается на его марках расскажите об этом растении. (Вельвичия)

 

 

Б

1.Команда получает пакетик с порошком какао. Звучит тот же вопрос. (Родина какао- Южная Америка, сейчас культивируется в обоих полушариях). Учащиеся рассказывают, как выглядит этот плод (или зарисовывают его), как готовят из него порошок.

2. Опишите оазис в Антарктиде.

3.Поредставьте, что вы находитесь у водопада Анхель. Сможете ли вы увидеть его весь?

4.Это растение – чудо на реке Амазонке. В его названии есть слова «корона», «победа». Расскажите о нем (Виктория)

 

3 гейм. Каждому игроку команды ведущий задает вопрос. Если все члены команды отвечают правильно, то команда получает еще одно дополнительное очко. На обдумывание ответа 15 сек.

 

А

  1. Где находиться Долина Смерти? (В северной Америке)
  2. Что такое сельва? (Экваториальный лес в Южной Америке)
  3. назовите Материк, который был открыт горазда позже других (Антарктида)
  4. Какой ученый первым стал изучать жизнь папуасов?
  5. Кто открыл Антарктиду
  6. Капитану команды: что такое эпифиты?

 

Б

1.Где находиться Мертвое море? (На Аравийском полуострове)

2.Назовите самый северный штат США. (Аляска)

3.Какое государство занимает целый материк? (Австралия)

4.Как называется оружие аборигенов? (бумеранг)

5.Кто первым совершил кругосветное путешествие? (Магеллан)

6.Капитану команды: какие почвы называют ферралитовыми?

 

4 гейм «Видеовопросы». В течение 15 с команды рассматривают предлагаемые им картинки, называют, что на них изображено(например, каньон р. Колорадо, Большой Барьерный риф, термитник в саваннах, плантации тростника, посадка риса, сбор чая). В этих же целях можно использовать портреты путешественников, фрагменты контурных карт

 

 

5 гейм. Ответы знатоков на вопросы болельщиков. Как обычно, на обдумывание ответа 15с

 

6 гейм. В течение 2 мин командам надо ответить на как можно большее число вопросов. Вопросы я подбираю так, чтобы ответы на них были короткими, желательно их одного слова.

Вот примерный перечень вопросов:

А

 

1.Кто первым достиг южного полюса?

2.Как переводиться название «Гренландия»

3.Назовите самое большое государство в Южной Америке

4.Какому государству принадлежат Гавайские острова?

5.Назовите пролив между Южной Америкой и Антарктидой

6.Что такое гевея

 

Б

 

1.Какому государству принадлежит О.Гренландия

2.Что такое кебрачо?

3.Какой водопад самый высокий в мире?

4.Назовате пролив между Африкой и Европой

5.Назовите самое большое озеро Австралии

6.На какой реке находиться водопад Виктория?

 

Вопросы можно продолжать задавать дальше -в зависимости от уровня подготовки команд. В конце игры ведущий подводит итоги.

Эта игра удобна тем, что не требует большой кропотливой подготовки (а для учителей, вечно страдающих нехваткой времени, это немаловажно), не требует никакого оборудования. Необязательно включать в игру все геймы, некоторые фрагменты игры можно использовать на уроках. Если в конце урока осталось 2-3 мин свободного времени, можно устроить мини- турнир между рядами, группами.

 

11.Урок –консультация

На уроках данного типа проводиться целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и развитию их умений.

В зависимости от содержания и назначения выделяют следующие типы: тематические и целевые уроки-консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки анализа результатов контрольных работ или зачета и т.п. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные.

Подготовка к проведению урока –консультации осуществляется как учителем, так и учащимися. Учитель, наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые будут рассмотрены на консультации. Учащиеся приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям, сроки которых будут оговорены заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом возможно использование не только учебника, но и дополнительной литературы.

Накануне урока- консультации можно предложить учащимся домашнее задание – подготовить по изучаемой теме карточки с вопросами и заданиями, с которыми они не смогут справиться. Если на первых консультациях учитель не получит вопросов, он вначале предлагает учащимся открыть учебник и, анализируя объяснительный текст и имеющиеся там задания, вскрывает вопросы, которые могли бы быть заданы учениками, но ускользнули от их внимания. Затем оставшаяся часть урока на ряду с отработкой подобных умений посвящается разбору вопросов, подготовленных учителем.

Когда ученики поймут, как готовятся к урокам- консультациям, они могут подготовить такое число, что для ответов на них не хватит времени на уроке.

В таких случаях учитель либо обобщает некоторые вопросы, перенося оставшиеся вопросы на последующие уроки.

Другая ситуация возникает в случае, когда вопросы учащихся почерпнуты из дополнительной литературы. Получая ответы на них, ученики отлично сознают, что они зачастую заранее не были известны учителю.

Другими словами, ребята получают возможность в творческую лабораторию учителя. Им видно, что учитель делает различные попытки найти верный ответ на вопрос, нащупывает такой путь далеко не сразу, иногда ошибается в своих гипотезах. Большое впечатление на ребят производят случаи, когда вместо предложенного им задания учитель решает более общее задание. В случае же, когда учитель не может сразу ответить на поставленных вопрос, поиск ответа на его становиться общим делом в деятельности учителя и учащихся после консультирования. Авторитет учителя при этом не страдает. Наоборот, ребята ценят учителя за то, что он по своей инициативе как бы сдает перед ними экзамен и не стремиться к тому, чтобы у них сложилось мнение, будто он может все.

В ходе урока- консультации учитель получает возможность узнать учеников с лучшей стороны, пополнить сведения о динамике их продвижения, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддерживать и помочь тем, кто испытывает затруднения. Последнее, разумеется, с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощником могут быть консультанты из числа учащихся, хорошо разобравшихся по изученной теме.

В процессе деловых, ситуационных и других игр изучение материала и применение собственных знаний учениками происходит как бы исподволь, между делом. В тоже время без серьезного изучения предмета шансы на выигрыш обычно не значительны. Таким образом, школьные специальные знания, общий кругозор и эрудиция приобретают ощутимую ценность в глазах учеников. Активное использование знаний в процессе игры способствует их прочному усвоению.

Практика показывает, что вовлечь ребят в игру несложно. Трудности заключаются в том, чтобы в рамках игры суметь глубже разобраться в существе изучаемой проблемы, помочь участникам реализовать свои знания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, дает возможность применять эти знания в новой в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все выше изложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению.

Анализируя сложившуюся ситуацию в образовании на современном этапе, документы о перспективах развития образования, собственную педагогическую деятельность думаю, что содержание предмета географии, применение комплекса элементов, используемых методов и методических приемов и преимущественно групповая форма работы позволяют формировать очень важную на сегодняшний день социальную компетенцию, связанную со способностью устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых в больших и малых социальных группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баринова И.И. «Современный урок географии»
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок. Часть 2: Не совсем обычные и совсем необычные уроки», 2005
  3. Методический журнал «География в школе» за 2006,2007 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Евразия»

 

Цель урока: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность, закрепление изученного материала, выделение общих закономерностей и особенностей природы материка.

 

Тип урока: повторение пройденного материала

 

Форма проведения: игра «Крестики – нолики»

 

Оборудование: физическая карта Евразии, дидактический раздаточный материал

 

Ход урока

1.Организационный момент

 

Из учащихся класса образуют 2 команда. Одна команда получает название «Крестики», вторая- «Нолики». Учитель объясняет принцип игры: на доске нарисовано игровое поле, состоящее из 9 квадратов. В каждом квадрате записан номер конкурса. Команда, выигравшая очередной конкурс, имеет право на внеочередной ход.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

2. Собственно игра

 

1.«Знаешь ли ты»

Вопросы команде «Крестики»

 

1.Назовите численность населения Китая

2.Назовите площадь территории Евразии

3.Какая языковая группа преобладает в Евразии

4.Назовите крупнейшее площади государство Евразии

5. Какой климатический пояс отсутствует в Восточной Азии?

 

Вопросы команде «Нолики»

1.Назовите численность населения Индии

2.Назовите крупнейший остров Евразии

3.Назовите остров с самой высокой плотностью населения

4.Назовите самую длинную реку Евразии

5.Какой тип климата отсутствует в тропическом поясе Евразии

 

2.«Что это такое»

Задание для команды «Крестики»

8848 (гора Джомолунгма)

1620 (глубина Байкала)

- 71*С (полюс холода Северного полушария – г. Оймякон)

54900 тыс.кв.км (площадь Евразии)

5800км (длина р.Янцзы)

 

Задание для команды «Нолики»

-402 м (уровень Мертвого моря)

1,2 млрд человек (численность населения Китая)

17,1млн кв. км (площадь России)

4807 м (гора Монблан)

5642 м (гора Эльбрус)

 

3. «Умеешь ли ты определять

климатический пояс по климатической диаграмме»

 

Каждой команде предлагают схему, на которой построена диаграмма климатического пояса

 

4. «Перевал Содружества»

Определить природно- территориальные комплексы по описанию.

Задание для «Крестиков».

Гигантский горный барьер протянулся на тысячи километров. Горы молодые, они поднимаются ввысь острыми пиками с кристально чистыми ледниками, около 12 их вершин превышают высоту 8000 м

(горы Гималаи)

Задание для «Ноликов»

Природа этого острова поражает своими контрастами. Его часто называют «страной льда и огня». Здесь и огнедышащие вулканы, и ледники, и кипящие источники, и реки с водой, холодной, как лед. Сползающие в долины ледники сверху кажутся замершими водопадами. С юга остров омывает теплое течение, поэтому климат здесь мягче, чем в Гренландии или на Аляске, хотя он расположен у Северного полярного круга.

(Исландия)

5. « Гора Экспедиционная»

Показать географические объекты на карте

 

Задание для «Крестиков»

1) Северное море

2) Персидский залив

3) пролив Ла-Манш

4) арх.Шпицберген

5) Альпы

6) Иранское нагорье

7) Туранская низменность

8) п-ов Малая Азия

9) р. Дунай

10) оз. Лобнор

 

Задание для «Ноликов»

  1. Желтое море
  2. Бискайский залив
  3. Малаккский пролив
  4. П-ов Корея
  5. о.Северная Земля
  6. Тянь- Шань
  7. Армянское нагорье
  8. Месопотамская низменность
  9. р.Меконг

10)оз.Кукунор

6. «Найди ошибку»

Командам предлагается несколько предложений, в которых надо найти и исправить ошибки:

1.На севере Скандинавского полуострова происходят частые землетрясения и извержения вулканов.

2.В субэкваториальном поясе реки полноводны круглый год

3.Остров Великобритания лежит в области муссонного климата.

4.На Великой Китайской равнине сформировался природный комплекс саванн и редколесий.

7. «Объясни»

Задание для «Крестиков»

Почему вдоль восточных берегов Евразии тянется пояс гор?

Задание для «Ноликов»

Почему на Дальнем Востоке летом на реках часты наводнения?

 

8. «Реши кроссворд»

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали :

1.Крупнейший материк.

По горизонтали:

  1. Река в Месопотамии.
  2. Великая русская река
  3. Остров в Средиземном море.
  4. Горы в Европе
  5. Действующий вулкан в Италии
  6. «Страна льда и огня»
  7. Самая длинная река Евразии
  8. «Реши проблему»

Задание для «Крестиков»

Как изменился бы климат в Евразии, если бы не было гор Гималаев и Тибета?

Задание для «Ноликов»

Как изменилось бы речная сеть в Евразии, если бы не было гор Гималаев и Тибета?

 

Подведение итогов игры, награждение победителей и активных игроков.

 

 

Опубликовано: 09.10.2020