Нетрадиционные формы работы с детьми при организации ООД по РЭМП

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ретинская Мария Александровна

Организация: МКДОУ д/с № 486 г. Новосибирска

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

«Ведь от того, как заложены

элементарные математические представления в значительной мере

зависит дальнейший путь математического развития,

успешность продвижения ребёнка в этой области знаний.»

Л.А.Венгер

 

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка. Это один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса:

  • в совместной деятельности взрослого с детьми ,
  • самостоятельной детской деятельности,
  • в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы,

тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. ФЭМП у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности необходимо руководствоваться обще - дидактическими принципами:

  • систематичность;
  • последовательность;
  • постепенность
  • индивидуальный подход;
  • научность;
  • доступность;
  • коррекционная направленность;
  • непрерывное повторение материала.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных форм образовательной деятельности. Такие как:

  • игры – соревнования;
  • КВН;
  • театрализованные игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры по взаимообучению;
  • аукционы;
  • игры-сомнения;
  • игры-путешествия;
  • игры типа «Следствие ведут знатоки»;
  • игры типа «Поле чудес» и другие.

Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения.

Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли.

Я использую такие методы развития познавательных способностей по математике у ребёнка в игровой деятельности как

1.Метод системного анализа

2. Метод сравнительного анализа

3. Метод моделирования и конструирования.

4. Метод вопросов.

5. Решение логических задач.

6. метод экспериментирования и опытов.

7. метод проектов

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей.

Предметно - развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. В нашей группе создан центр математического развития, где для детей предложены дидактические математические игры с цифрами, игры на ориентировку в пространстве и времени, игры с геометрическими фигурами, игры на развитие логического мышления. Представленный развивающий игровой материал: счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Все игры доступны детям, могут использоваться в сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности, конструктивной и двигательной деятельности.

Для информирования родителей в родительском уголке размены материалы по формированию элементарных математических представлений в домашних условиях, рабочие тетради, которые знакомят родителей с результатами деятельности детей по математике. Для родителей проведены консультации по использованию интерактивной образовательной платформы Учи.ру.

Исходя, из всего выше сказанного могу сделать следующий выводы:

-использование образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;

- образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;

-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

-ребята с удовольствием ждут таких игр.

Список литературы

  1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79
  2. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников . Москва, изд-во "Просвещение", 1990.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989 г.
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  5. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.
  6. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974
Опубликовано: 17.03.2020