Нетрадиционные формы работы с детьми при организации ООД по РЭМП
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Ретинская Мария Александровна
Организация: МКДОУ д/с № 486 г. Новосибирска
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
«Ведь от того, как заложены
элементарные математические представления в значительной мере
зависит дальнейший путь математического развития,
успешность продвижения ребёнка в этой области знаний.»
Л.А.Венгер
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка. Это один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте
Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса:
- в совместной деятельности взрослого с детьми ,
- самостоятельной детской деятельности,
- в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы,
тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. ФЭМП у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.
Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности.
При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности необходимо руководствоваться обще - дидактическими принципами:
- систематичность;
- последовательность;
- постепенность
- индивидуальный подход;
- научность;
- доступность;
- коррекционная направленность;
- непрерывное повторение материала.
Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных форм образовательной деятельности. Такие как:
- игры – соревнования;
- КВН;
- театрализованные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры по взаимообучению;
- аукционы;
- игры-сомнения;
- игры-путешествия;
- игры типа «Следствие ведут знатоки»;
- игры типа «Поле чудес» и другие.
Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения.
Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли.
Я использую такие методы развития познавательных способностей по математике у ребёнка в игровой деятельности как
1.Метод системного анализа
2. Метод сравнительного анализа
3. Метод моделирования и конструирования.
4. Метод вопросов.
5. Решение логических задач.
6. метод экспериментирования и опытов.
7. метод проектов
Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей.
Предметно - развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. В нашей группе создан центр математического развития, где для детей предложены дидактические математические игры с цифрами, игры на ориентировку в пространстве и времени, игры с геометрическими фигурами, игры на развитие логического мышления. Представленный развивающий игровой материал: счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Все игры доступны детям, могут использоваться в сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности, конструктивной и двигательной деятельности.
Для информирования родителей в родительском уголке размены материалы по формированию элементарных математических представлений в домашних условиях, рабочие тетради, которые знакомят родителей с результатами деятельности детей по математике. Для родителей проведены консультации по использованию интерактивной образовательной платформы Учи.ру.
Исходя, из всего выше сказанного могу сделать следующий выводы:
-использование образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;
-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;
- образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;
-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)
-ребята с удовольствием ждут таких игр.
Список литературы
- Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79
- Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников . Москва, изд-во "Просвещение", 1990.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989 г.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974