Формирование познавательного интереса к урокам истории у учеников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Приезжев Александр Глебович

Организация: МБОУ г. Астрахани «СОШ№74 им. Г. Тукая»

Населенный пункт: Астраханская область, г. Астрахань

Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что проблема развития познавательного интереса учащихся при изучении истории в школе остается актуальной и в наши дни. На первый план выдвигается работа с различными источниками знаний, использование различных форм учебных занятий, разнообразными педагогическими технологиями, позволяющими формировать самостоятельную социально-активную личность.

В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов формирования познавательного интереса учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и познавательных возможностей. Особое внимание необходимо обращать на взаимосвязь обучения, воспитания и развития, влияющих на повышение уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формирование комплекса устойчивых интересов.

В процессе формирования познавательного интереса учащихся к истории как и во всем остальном, необходим комплексный подход. [5] Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в нашем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Исследователями (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Н.Г. Морозова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина) отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. В качестве теоретического обоснования интерес рассматривается, как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности.

«История воспитывает способность задавать вопросы, расследовать, изучать аргументы, выдвигать гипотезу, дебатировать, создавать и понимать, объяснять и оправдывать» [2]. Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся по истории приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется: активный поиск; догадка; исследовательский поиск; готовность к решению задачи. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения. Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели». [3, с. 86].

Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано оно с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям всесторонне развитого человека. Надо поддерживать убеждения подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.[4, С. 43]

По каким признакам можно судить о наличии у учащихся познавательного интереса? Работы ученых позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:

  1. специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся учебной деятельности на уроке;
  2. особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;
  3. особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

При формировании познавательного интереса и творчества при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Интерес – это и особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, от каких-то людей или предметов. Разновидностью интереса является склонность – сильное стремление к определенной деятельности. [6]

Каждый ученик имеет склонности и задатки к определенным предметам, но учитель обязан создать такие условия, чтобы эти склонности проявились и чтобы заинтересовать предметом всех учеников. Если ученику история становится интересна, он более успешно ее изучает, если учитель при этом направляет его интерес, помогает проявить себя в качестве активного субъекта познания, то происходит развитие ученика.

Если взять за основу изменение личностных особенностей учащихся, то процесс управления познавательным интересом в основной школе и в старшем звене может выглядеть следующим образом:

Основная школа: определенный уровень развития личности, когда ребенок еще не имеет сложившихся взглядов, но уже может ответственно относится к учебной деятельности, предполагает в области преподавания цель: максимально помочь ребенку не потерять интерес к учебной деятельности, дать ему как можно больше в плане развития его, как ученика, показать ему пример добрых, благородных поступков, а также представлений о том, что нужно осуждать, то есть мировоззренческих ценностей.

Старшие классы: новый уровень развития личности, когда складываются убеждения, жизненные установки, мировоззрение, когда появляется более осознанное отношение к учебе, стремление найти и развить свои интересы, происходит выбор области будущей профессии, требует: в области преподавания: поставить учащихся в ситуацию, когда им будет важно иметь свое мнение, выбирать и доказывать точку зрения, соглашаться или спорить с чем-то, причем в цивилизованных рамках. Показать исторический процесс более глубоко, так как они уже в их возрасте могут представить, поставить в рамки максимальной работы на уроке, вводить новые формы организации деятельности: семинары, проекты, лабораторные работы, круглые столы.

Практический опыт показывает, что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Для современных учащихся учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация однообразные способы действия очень быстро развивают скуку. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Учителю важно помнить, то чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существующими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу. Обучение должно быть трудным, но посильным – вот девиз современного учителя.

Важнейшая задача учителя – обеспечение появления у школьников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета. Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности. Метод создания ситуаций творческого поиска. Для объяснения значения данного метода приведем высказывание К.Н. Боуви «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

Современному педагогу надо научиться устанавливать равновесие между потребностями детей и задачами обучения и воспитания. Это важнейшее условие гуманизации школы, решение которого зависит от того, как учитель сумеет построить работу, направленную на стимулирование познавательной деятельности учащихся. Предъявляются определенные требования к учебно-воспитательному процессу.

В процессе педагогической деятельности необходимо учитывать рекомендации психолога Зимней И.А. [1], которая предлагает учитывать следующие факторы с целью формирования познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:

  • активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
  • создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний;
  • сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;
  • эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Необходимо использовать различные формы организации обучения (воспитания), включающих разные виды познавательной активности учащихся, например: ролевая игра, инсценирование, разыгрывание сценок “Оживи картину” и др.; групповая работа над созданием проекта; изготовление поделок, визитных карточек, их защита; выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-рассуждение, исторический портрет); работа в творческой группе по выполнению различных заданий; обсуждение проблемных вопросов; решение кроссвордов; ответы на вопросы в режиме состязательности; работа с дополнительной литературой; определение и представление собственной позиции по какому-либо вопросу.

Одним из методов формирования познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод [1,7].

Формы и методы работы с учащимися не могут быть однообразными, если мы хотим сформировать и сохранить познавательный интерес. В своей преподавательской деятельности можно выделить следующие направления:

  • в работе с учебником (от чтения для поиска ответов на простые познавательные вопросы к самостоятельному изучению большей части параграфа).
  • в ведении рабочих тетрадей (от домашней работы с ними при обязательной проверке учителем к их самостоятельному ведению).
  • в работе с источниками (от анализа исторических источников под руководством учителя к самостоятельному выполнению продуктивных и творческих заданий).
  • в формах организации учеников (от заданий, предложенных учителем к заданиям, выбранным и предложенным учениками, от индивидуальной к групповой работе), (от решения проблемных заданий под руководством учителя к самостоятельной работе над проблемой (предлагают и осуществляют свои пути решения), (от изучения истории только на уроке к участию в различных формах кружковой, поисковой, исследовательской работы).

Каждый педагог должен в своей работе по активизации познавательной деятельности обеспечить этапы ее организации:

  1. создание оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия, воображения;
  2. организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;
  3. закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от происходящих перемен.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках истории с применением ИКТ должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. Также в целях активизации возможны такие приёмы: особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть); добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального ответа о графическом интерфейсе не организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию”); создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно во всём этом не допустить одной грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

 

Список литературы:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г.
  2. Джон Никол Ремесло учителя истории.- Ярославль: ЯГПУ , 2001.
  3. Лейбенгруб П. С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4, с. 36 - 37.
  4. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Н. Г. Дайри.— М., 1978.— Ч. 2.
  5. Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 10. С.17–27.
  6. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1988, с.97-98).
  7. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С. 11–16.
Опубликовано: 04.07.2019