Формирования интереса школьников к физике

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Русакова Лидия Николаевна

Организация: Филиал МОУ «СОШ п. Горный»

Населенный пункт: Саратовская область, с. Савельевка

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к физике или как помочь физике понравиться школьникам. Причин много. Однако одна из причин – это непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента обучающихся: ведь у нашего молодого поколения сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства. Оно о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующие на авторитарном нажиме, приказе, строгих указаниях, вызывают лишь раздражение и скуку. Что, конечно же, неприемлемо. Это побудило преподавателей искать новые методы, приёмы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность школьников.

Хотелось бы остановиться на некоторых приемах, которые можно применять для создания мотивации, что будет способствовать формированию интереса школьников к физике.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что обсуждаются с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. А таких ситуаций множество. Их можно подобрать практически к каждой изучаемой теме в 7-9 классах.

Прием второй: создание проблемной ситуации. Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому материалу. Например: перед изучением явления электромагнитной индукции учащимся 9 класса следует напомнить условия существования тока в цепи (в частности, наличия источника тока). При демонстрации известных опытов (магнита относительно катушки, замкнутой на гальванометр) создаётся проблемная ситуация: ток возникает в катушке без источника.

Приём третий: ролевой подход и деловая игра. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

Приём четвёртый: решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

Приём пятый: конкурсы. Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить конкурсные ситуации различного характера.

Приём шестой: кроссворды, сканворды, ребусы, загадки, рисунки на тему: «Физика в картинках». Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, например, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.

Приём седьмой: нетрадиционные уроки: театрализованные и интегрированные, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль физики во всех областях науки. Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь.

Приём восьмой: доклады, рефераты, исследовательские работы, презентации, проекты. Остановлюсь на проектах. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.

Приём девятый: фотографирования школьниками природы родного края, природных явлений и использования их фотографий на уроках и внеклассных мероприятий. Этот приём для меня новый. О нём поподробнее.

Природа необычайно разнообразна, она поистине неисчерпаема. Изучение физики природных явлений имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. Л.В.Тарасов в своей книге «Физика в природе» отмечает: «Природа - это гигантская физическая лаборатория - наглядно демонстрирует относительность всевозможных «перегородок» в предмете «физика», условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений». Однако я пришла к выводу, что изучение физики природы очень важно и в других отношениях. Фотографирование природы и природных явлений будет развивать у детей эмоциональное восприятие природы. Дети по-иному буду глядеть на окружающих их мир. И нельзя не согласиться с Л.В.Тарасовым в том, что «постигая одновременно физику явлений природы, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным». В результате дети учатся видеть красоту и в физике и, более того, учатся вообще более глубоко чувствовать прекрасное.

В настоящее время мои ученики увлечены фотографированием. Все времена года природы родных мест отражены в их фотографиях. Животные, птицы, растения, любимые места отдыха стали объектами внимания.

На рабочем столе компьютера создана картотека папок по темам, изучаемым в физике. В эти папки помещаем фамильные отдельные фотографии и презентации фотографий с личными краткими пояснениями об объекте или явлении.

Своими фотографиями ученики иногда подтверждаю ответы на вопросы к параграфам. Помещают их в доклады, рефераты, проекты, исследовательские работы. Детские фотографии и я использую при изучении определённых тем, называя при этом авторов фотографий, что вызывает у них особую гордость и понимание значимости их труда в уроке.

В учебниках физики почти ничего нет о природе. И такие скучные темы, как конденсация, кипение, испарение, отвердевание (замерзание), плавление (таяние) покажутся совсем нескучными если их «проиллюстрировать» фотографиями туманов, облаков, туч, инея.

Фотографии туч и облаков рассматриваем и при изучении физических механизмов разделения электрических зарядов в тучах и облаках.

Фотографии облаков применяю при изучении в главе «Световые явления» темы «Зеркальное отражение».

При изучении темы «Взаимодействие между молекулами», рассказывая о явлениях смачивания и несмачивания, работаем с фотографиями водоплавающих птиц. Здесь же говорим и о бережном отношении к ним.

При изучении темы «Плавание тел» дети с горечью говорят о том, что в нашей реке Сакма они не купаются, так как река стала сильно заилистая, в ней много водорослей.

Указывают на причины такого состояния реки. В исследовательской работе «Экологическое состояние реки Сакма» школьники пишут: «Вот навозная куча.

Поэтому все нечистоты попадают в речку. Да и мы, дети, не раз бросаем в речку бутылки, банки, ветки. В некоторых местах реки весь этот мусор скапливается. Образуются наносы, возникают островки. От этого река мелеет, пересыхает. К тому же этот мусор, разлагаясь, выделяет различные канцерогенные вещества, которые попадают с водой в нашу пищу и от которых практически нет в реке раков и рыбы». И показывают места купания на канале им. Е.Е.Алексеевского, который протекает недалеко от наших сёл Савельевка и Родионовка. С гордостью называем при этом фамилии односельчан, которые трудились на строительстве канала.

При решении задач на расчёт скорости движения тел по течению и против течения работаем с фотографиями реки и канала, сравнивая при этом скорости течения воды в канале и в реке, затрагивая при этом экологическую проблему нашей речки.

Некоторые фотографии помогают применять технологию проблемного обучения. Например, при изучении тем главы «Световые явления» показываю фотографии и задаю школьникам вопросы:

- Почему небо голубое?

- Почему красный цвет имеет заходящее Солнце?

- Как распространяется свет от Солнца?

- Что такое гало?

- Когда и почему на небе появляется радуга?

- Сколько и почему цветов у радуги?

Важно отметить то, что при фотографировании того или иного природного явления дети внимательно наблюдают его, превращаясь при этом в натуралистов. Они подмечают особенности явления, его наиболее характерные свойства, выделяют разновидности. А на уроках мы вместе анализируем явления, обсуждаем физические механизмы, лежащие в его основе. И я уверена в том, что когда ученики, познакомившись с физикой образования радуги и узнав ответы на вопросы: почему небо голубое и красный цвет заходящего Солнца, тогда эти удивительные явления природы покажутся им ещё более прекрасными.

При подведении итога уроков, дети говорят:

- «Я поняла то, что привычные для нас природные явления, над которыми мы обычно не задумываемся, имеют интересное физическое объяснение»;

- «Раньше я как-то не обращал внимания на снег, туман, облака, радугу. Слишком уж всё это привычно. Теперь у меня появился интерес ко всему происходящему в природе»;

- «Я не знаю, буду ли когда-нибудь после школы изучать природу, но, во всяком случае, воспринимать то, что в ней происходит, я буду не безразлично»;

- «Предмет физика стал казаться более интересным».

Когда слышишь такие высказывания детей, то для себя делаешь вывод: приём фотографирования школьниками природы родного края, природных явлений и использования их фотографий на уроках и внеклассных мероприятий по физике с целью мотивации обучающихся на предмет можно применять в своей педагогической деятельности.

В наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе. Любовь человека к природе органически связана с чувством сопричастности ей, с пониманием того, что человек сам есть часть природы. Применение приёма фотографирования природы позволяет формировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, воспитывать личность готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.

Итак, по мнению Л.А Ивановой: «Формирования интереса школьников к физике – сложный процесс, предполагающий использование различных приёмов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношения между учителем и обучающимися». И с этим нельзя не согласиться. Правильный стиль отношений с обучающимися (деловой, увлечённый, доброжелательный) – основа успеха педагогической деятельности. А чтобы процесс формирования интереса школьников к физике был успешным, прежде всего мы - учителя физики должны любить свой предмет, рассматривать воспитание учащихся и обучение их физике как высокий гражданский долг и помнить наказ Л.Н.Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их…».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000.
  2. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики.-М.:просвещение,1983.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М.: Просвещение, 2000.
  4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М.:Просвещение,1988.
  6. Толстой Л.Н. Воспитание и образование.- Полн.собр.соч. М.,1936, т.8с.245.
  7. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2001.
  8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 2002.

 

 

  • file0.docx.. 3,3 МБ
  • Опубликовано: 12.06.2019