Обучение литературному чтению посредством драматизации

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Виноградова Татьяна Андреевна

Организация: МАОУ «Давыдовский лицей»

Населенный пункт: Московская область, д. Давыдово

Одной из основных задач литературного чтения является развитие творческих способностей и развитие эмоциональной сферы учащихся. Эта задача достигается в ходе специальных заданий на иллюстрирование (словесное и графическое) образов героев произведения и драматизации.
Выбор метода работы на уроке литературного чтения зависит от специфики текста. При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом, что заложено в методическом аппарате учебника.

При использовании приема драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно с учетом возрастных возможностей детей и целей урока. Рассмотрим основные формы драматизации в порядке возрастания их сложности.
1. Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев, нужно начинать с подготовительного периода обучения грамоте. В этом случае пользуюсь следующими вопросами: «Что изображено на картинке?», «Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?». Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, предлагаю задание: «Попробуйте сделать так же как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите» Такие вопросы ведут работу по развитию речи на основе иллюстрации. Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации.
2. Постановка «живых картин» - это момент из художественного произведения, запечатленный в позе, в выражении лиц. После прочтения рассказа В. Осеевой «Синие листья» детям показать пантомимой главного героя – девочку Катю, которая пожалела карандаш для своей подруги. Дети выходят к доске и показывают эту жадную девочку. Обсуждаем вместе позу, ее лицо и жесты. Эту форму драматизации целесообразно применять в 1-2 классе, затем переходить к более сложным видам драматизации.
3. Произнесение реплики героя с использованием интонации и пластики. Перед проведением такой формы драматизации необходимо проанализировать поведение героев, их внешний вид, а также взаимоотношение с окружающей действительностью. При работе с произведением «Лиса и журавль» дети показывали животных, которые приглашали друг друга в гости. Анализировали их мимику и жесты.
4. Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации. Читать по ролям должны попробовать все ребята класса, после чего обязательно провести анализ обсуждение достоинств и недостатков чтения. Можно, начиная с 3 класса, усложнять прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения их лиц и, если это возможно, жесты героев. Читать в этом случае можно у доски, а сидящие за партами дети уже не «следят» по тексту, а внимательно слушают и смотрят.

5. При работе с произведениями можно использовать драматизацию развернутой формы, которой могут подвергаться не все произведение, а всего лишь какой-нибудь эпизод. После прочтения текста целиком проводится беседа, в ходе которой дети определяют количество действующих лиц, не раз обращаются к тексту, анализируют настроение героев, поступки, интонацию произнесения реплик. При повторном прочтении ребята учат слова, по желанию участвуют в сценке. В развернутой форме драматизации можно показать эпизод разговора двух Морозов сказки «Два Мороза». При этом учитывалось каким голосом говорит каждый из Морозов, их настроение.
На уроках литературного чтения я руководствуюсь правилами эффективности использования приема драматизации. Коротко перечислю некоторые из них: определенная последовательность работы (анализ содержания и языка произведения; выбор выразительных средств; восприятие материала, который предстоит драматизировать, действующих лиц; описание их характеров, внешности; пробная драматизация трудных моментов; заключительная постановка сценки; итоги проделанной работы и оценка ее результатов). Ещё одно правило эффективности заключается в отношении детей к драматизации как к искусству переживания. Например, на уроке литературного чтения при прочтении произведения В.Осеевой «Плохо» я задаю следующие вопросы: «Представьте, что это вы наблюдаете за несчастным котенком, какие чувства вы бы испытывали?». При работе с произведением М.Пришвина «Ребята и утята», в котором мальчики разогнали стаю , я предлагаю ребятам ответить на следующий вопрос: «Если бы ты оказался на месте героя произведения, как бы ты повел себя?» и т.п.
Применение этих правил помогает правильно использовать прием драматизации и повысить качество урока литературного чтения.
Я считаю, что для достижения эффективности применения приема драматизации в процессе обучения необходимо систематическое, а не случайное использование этого приема.

Опубликовано: 01.03.2019