Доклад «Современные педагогические технологии»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Юрьева Юлия Николаевна

Организация: ГОУ «Донецкая СШИ №28»

Населенный пункт: г. Донецк

Цель работы. Использование современных образовательных технологий для рациональной организации учебного процесса.

Задачи:

  • ознакомление с современными образовательными технологиями;
  • овладение приемами различных технологий;
  • подготовка к методически грамотному применению современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: обучающиеся должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому пришлось внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности обучающихся в современном обществе. Технологии многовариантны даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

В своей работе стараюсь применять современные образовательные технологии:

  • технологию деятельностного метода (проблемное обучение);
  • коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационные технологии.

Технология деятельностного метода предполагает проблемное обучение. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать.

Например: урок математики.

Тема. Знакомство с умножением.

Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2+ 2+ 2= 8. Затем дается задача: "У Насти 12 монет по 2 руб. Сколько денег у Насти?»" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще, либо считать будут долго. (2+2+2+2+2+2+2+2+…)

Тема. Прямоугольник. Квадрат.

Задание: обведи замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. А теперь обведи квадраты. Что ты замечаешь? (некоторые фигуры обвели дважды, они и прямоугольники и квадраты). Дети делают вывод, что квадраты - тоже прямоугольники.

 

 

Человек должен общаться, и этому надо учить. С этой задачей можно справиться, применяя в своей работе коммуникативные технологии: умение работать в группе, в парах.

Например: урок русского языка (письмо).

Тема. Правила переноса слов.

Задание: разделить слова для переноса, подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

Лодка, большой, умывайся, друзья, лось, дуб, яма, человек, страна, ребята.

– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.

Учителю важно еще раз спросить:
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?

Так постепенно приучаю обучающихся вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровая деятельность на уроке не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовлен. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

Например: урок русского языка (чтение).

 

 

Тема. Сказка « Репка».

Использую ролевую игру. Она формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов.

Такая игра важна для развития речи и эмоционального развития ребёнка.

На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию строго слежу за соблюдением обучающимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

Например: урок русского языка (письмо).

Использую эффективные при­емы развития мелкой моторики рук.

Кинезитерапия:

«Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

«Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен­ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на­жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

 

 

«Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь­ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

При подготовке к урокам использую информационные технологииэлектронные ресурсы учебного назначения:

  • лектронные энциклопедии
  • логические игры
  • тесты

Информационные технологии на уроках в начальной школе я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид –

презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Создание уроков–презентаций даёт возможность мне использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Презентация даёт возможность

подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и во внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

 

СПИСОК ИЗУЧАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии /— Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1999. 192 с.
  3. Поляков, С.Д. в поисках педагогических инноваций. – М.1998.
  4. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.
  5. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.: Просвещение, 2002.

 

Опубликовано: 21.02.2019