Взаимосвязь развития моторики ребёнка и развитием его речи

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Архангельская Татьяна Николаевна

Организация: МДОУ д\с №69

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Дети приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений. Как правило у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно.

В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены различными формами дизартрии.

Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту, так как она достаточно трудно поддаётся логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления. Поэтому проблема комплексной коррекции дизартрии представляется для меня сегодня очень актуальной.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определённую операцию речевой деятельности. Процесс артикулирования, моторной организации речевого акта осуществляется на основе тончайшей регуляции сложной координированной работы мышц речевого аппарата. Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области (кинестетический аппарат) и нижними отделами левой премоторной области (кинетический аппарат). В постцентральной области происходит анализ кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата. В премоторной области организуются моторные программы речевого акта, Создаются серии нервных импульсов, кинетические модели, обеспечивающие возможность плавного перехода от одного движения к другому.

Из литературы мы знаем, что у этих детей присутствует синдром двигательных расстройств, характеризующиеся изменением мышечного тонуса в виде лёгких геми и монопарезов, парезов мышц языка либо его тремора и насильственных движений, а также проявлений спастического напряжения отдельных мышц, которое может быть обусловлено центральным (двусторонним) или периферическим парезом или параличом мышц речедвигательного аппарата, поражением мозжечка, экстрапирамидной системы (система ядер головного мозга и двигательных экстрапирамидальных проводящих путей, осуществляющая непроизвольную, автоматическую регуляцию и координацию сложных двигательных актов, регуляцию мышечного тонуса, поддержание позы, организацию двигательных проявлений эмоций). У детей наблюдается расстройство праксиса т.е способности выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. При осуществлении сложных двигательных актов работа скелетной мускулатуры должна происходить в правильной последовательности при одновременно согласованных сокращениях многих мышечных групп. Способность выполнять такие действия возникает в процессе обучения. Произвольные упражнения не даны от рождения, человек обучается им постепенно, с раннего детства, закрепляя их через миллиарды повторений в динамические стереотипы.

Совершенствование движений пальцев рук у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.

На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными.

На 7-м месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.

8-9 месяцев – малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Затем начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций.

М.М. Кольцова в своей книге представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Первое на что автор обращает внимание, это карта головного мозга, на которой отражено близкое расположение речевой и двигательной областей друг к другу (речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. М.М. Кольцова приходит к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные факты позволяют, по мнению М. М. Кольцовой, отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Еще проведенные электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в котором предлагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включается и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи. Ритм речи, особенно стихотворений, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, эта часть работы легко доступна заинтересованным родителям.

Исследования развития общей и мелкой моторики у детей дизартириков старшей логопедической группы, проведённые в начале учебного года, показали что:

нарушение статики проявляются в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в треморе конечностей. При удержании позы дети часто покачиваются, пытаясь удержать равновесие, опускают приподнятую ногу, касаясь ею пола, поднимались на носки. Лучше удерживают равновесие, стоя на правой ноге. Испытывая трудности сохранения равновесия (преимущественно стоя на левой ноге), пытаются удерживаться руками за спинку рядом стоящего стула.

Выполнение динамического теста показывает, что большинство детей осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. При этом в момент броска другая рука напряжена и приведена к телу. Бросая правой рукой дети чаще попадали в цель.

Большинство детей со стертой дизартрией способны с места, без разбега перепрыгнуть через натянутую веревку. 30% процентов детей справились с первой попытки, 18% со второй третей, остальные просто перешагивали через верёвку, боясь её перепрыгнуть.

Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений.

Характер выполнения детьми задания подтверждает недостаточную сформированость динамической координации движений и двигательной маневренности, обнаруженную при выполнении других тестов.

При воспроизведении серий движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение, нарушение амплитуды движений . Сбои в двигательной программе начинались уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому. У многих детей наблюдается напряжение пальцев рук, движения губ, высовывание языка, наклоны головы.

При обследовании тонких движений пальцев дети с недостаточной силой сжимают пальцы в кулак, а разжимая не распрямляют пальчики до конца. На правой руке пальцы сжимают сильнее, чем на левой. Двое детей не смогли сжимать и разжимать кулаки обеими руками. Они игнорировали движения левой руки. С заданием «посчитать пальчики по одному» на одной руке справилось большинство детей. С заданием «посчитай пальчики» одновременно синхронно на двух руках справились 28% детей. Пробы Хэда обеими руками по показу выполнили 53% детей. Особые трудности вызвали пробы « кулак - ладонь», «кулак –ребро - ладонь». Дети быстро утрачивали последовательность движений, выполняли с разным темпом, быстро пропадал интерес к заданию. Три человека отказались выполнять, так как были заранее настроены « я не умею это делать, а значит и не буду».

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

У всей детей наблюдается ограничение произвольных движений, темп движений замедлен, малая амплитуда, истощаемость, нарушение пространственной ориентации, они плохо следят глазами за движущимся предметом, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев.

На протяжении многих лет мы наблюдаем, что многие дети дизартрики негативно относятся к занятиям, к просьбам взрослых, всячески нарушают правила поведения, проявляют агрессивность, драчливость, конфликтность, часто обижаются на любые замечания. У одних наблюдается повышенная активность, двигательные беспокойства, у других – преобладают вялость, пассивность, заторможенность. Одни выкрикивают ответы на вопросы, даже когда их не спрашивают не успевая обдумать свой ответ, другие дети скованы, неразговорчивы, отказываются отвечать перед всеми. У нас была девочка, которая не могла рассказывать стихотворения при детях, а спрятавшись за ширму, легко и чётко рассказывала стихи. Эти дети не любят, когда у них что-то не получается, они сразу отступают и отказываются заниматься.

Проанализировав результаты исследования мы наметили следующие направления коррекционной работ по развитию мелкой моторики:

  • активизация подражательной деятельности на начальном этапе и самостоятельное выполнение упражнений в дальнейшем
  • развитие и систематическая тренировка таких двигательных характеристик, как ловкость, подвижность, точность, динамическая координация, согласованность, ритмичность
  • развитие двигательных кинестезий и кинетической схемы движений
  • развитие пространственной ориентации и зрительномоторной координации.

Эти направления были отражены в перспективном плане коррекционной работы по развитию речи.

Мы думаем, что целенаправленная и систематическая работа в этом направлении, сформирует предпосылки самокомпенсации первичного дефекта у одних детей, ускорит процесс коррекции речи у других детей.

Все упражнения, проводимые нами на каждом этапе логопедической работы последовательно развивают двигательную активность ручной моторики. Наша работа начинается с освоения простых движений без речевого сопровождения. Одно упражнение отрабатываем во всех видах деятельности: на индивидуальных занятиях с логопедом , на занятиях математики, рисования, лепки, ручного труда и в свободное время.

Для этого мы пересмотрели предметно – развивающую среду в нашей группе и добавили в неё пособия и игрушки по развитию мелкой моторики. Эти пособия и игрушки доступны детям и не требуют специального обучения и пояснительных инструкций.:

  • «шнуровки», конструкторы, мозаика,
  • различные массажёры, волчки,
  • верёвки капроновые плетёные – для завязывания узелков и для перебирания уже завязанных узлов пальцами, панно с различными видами застёжек (кнопки, пуговицы, крючки, замки),
  • клавиатуру компьютера, кнопочный телефон, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • «сухие бассейны» - для самомассажа кистей, мелкие игрушки – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • держатель с бельевыми прищепками – для развития координации движений пальцев рук;
  • коврики «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
  • «вертушки» - верёвки, привязанные к палочке – для выработки координации вращательных движений;
  • различные мячи –для самомассажа, для развития координации движения кисти;
  • игры с фишками – для развития пальцевого захвата.

Для успешной работы по развитию мелкой моторики важно, чтобы дети выполняли упражнения с должной силой, амплитудой, точностью, ритмичностью, поэтому мы выполняем упражнения с детьми вместе, а у кого не получается, потом индивидуально помогаем сгибать и разгибать пальцы. Соединяем пальцы детей в фигуры. чтобы дети лучше запомнили эти статические фигуры предлагаем детям закрыть глаза и запомнить свои ощущения. А потом открыть глаза и повторить эти фигуры самостоятельно. И не забываем всегда хвалить их. В группах всегда есть дети, которые с большим трудом выполняют эти упражнения, часто не доделывают их до конца. .Мы всё равно их хвалим т.е стимулируем детей на новые успехи Для того чтобы и у таких детей шло воздействие на речевые центры. Мы и разработали множество вариантов пальчиковых игр, упражнений. Поскольку пальчиковые игры сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбирались нами в соответствии с речевыми возможностями детей, с учётом этапов логопедического воздействия. – от простого к сложному.

В течении двух лет мы систематически и целенаправленно и многопланово проводили разнообразные упражнения по развитию мелкой моторики

Наблюдения показывают, что дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Отнимая относительно небольшое количество времени и не требуя большой площади эти занятия, упражнения и ритмические движения пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Дети учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Практика показала, что упражнения для развития мелкой моторики способствуют снятию статических нагрузок, предупреждению переутомления, которое появляется у детей старшей группы на 10 – 12 минуте занятия. Эта двигательная активность переключает детей на новую деятельность, повышает работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов.

Речь у детей становится более чёткой, ритмичной, яркой, и усиливается контроль за выполняемыми движениями, поставленный звук быстрее автоматизируется, закрепляется.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений

У детей развивается воображение и фантазия.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В первый месяц обучения целесообразно, чтобы логопед или воспитатель был ведущим при проговаривании текстов стихотворений, а дети произносят только часть (двигательные упражнения при этом выполняют все) После многократного повторения складывается своеобразный автоматизм движений. Очень важно чтобы упражнения выполнялись обеими руками т.к левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половинки тела, а правое – за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева. Для нормальной работы мозга необходима тесная взаимосвязь обоих полушарий В левом полушарии головного мозга локализованы: смысловое восприятие и воспроизведение речи, письмо, самосознание, тонкий двигательный контроль пальцев рук, логическое, абстрактное, аналитическое мышление, арифметический счёт, музыкальная композиция, пространство цветов, положительные эмоции. В правом полушарии головного мозга локализованы: пространственно – зрительные способности, интуиция, музыка, просодическая сторона речи, грубые движения всей руки, целостное восприятие, отрицательные эмоции. В. В. Коноваленко и С.В. Коноваленко разработали систему упражнений по развитию пространственного праксиса, моторной координации, которые предлагает выполнять сразу обеими руками.

Наша система включает подготовительный этап. Это различные упражнения которые:

    • развивают подражательную способность.

Они достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений, выполняются без речевого сопровождения;

    • учат напрягать и расслаблять мышцы;
    • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
    • учат переключаться с одного движения на другое.

На этом этапе с детьми выполняются следующие упражнения:

  1. Упражнения на сжимание и разжимание пальцев рук в кулак.

Детям даём инструкцию: мы будем с силой сжимать и разжимать пальцы, сжали в кулачки как можно сильнее, потом с силой растопырили пальчики.

  •  

Раз, два, три, четыре, пять - на счет до пяти с силой сжимаем кулачки

Вышли пальчики гулять. с силой растопыриваем пальцы рук

Раз, два, три, четыре пять - поворачиваем ладони с растопыренными пальцами

В домик спрятались опять. снова с силой сжимаем пальцы в кулак

  •  

 

В прятки пальчики играли ритмичное сжимание и разжимание пальцев

И головки убирали левой руки.

Вот так, вот так, ритмичное сжимание и разжимание пальцев

И головки убирали. правой руки.

  1. «Будь внимательным!»

Ребенок убирает руки за спину. Логопед дает команду пока­зать на каждой руке определенное количество пальцев (например, «покажи на правой руке 3 пальчика, на левой руке — 4). ребёнок выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.

  1. «Художник».

Ребенок ставит локоть сначала правой руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная па­лочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задания на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик. Потом обязательно задания выполняем и левой рукой

В системе развития мелкой моторики широко используем массаж. При массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, связках, мышцах, сосудах. Поток импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где сигналы синтезируются, вызывая общую сложную ответную реакцию организма. Под влиянием массажа в тканях активизируются высоактивные вещества. Находясь в коже в связанном, неактивном состоянии, они под влиянием массажа переходят в свободное состояние, всасываются в кровь и разносятся по организму. Например, ацетилхолин увеличивает скорость передачи возбуждения в синапсах, ганглиях нервной системы и с двигательных нервов на скелетные мышцы, другие вещества, как раздражители нервной системы, могут дать начало новым рефлексам. Мы применяем следующие варианты массажа:

  1. Самомассаж ладоней используя коврик «травка».

Поглаживающие движения ладонями по поверхности коврика. Направления движения к себе.

  1. Самомассаж ладоней при помощи «колючего» мяча.

Направления движений могут быть различными.

  1. «Тесто».

Ребёнок опускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста обеими руками одновременно под счет логопеда. Сжимание и разжимание пальцев попеременно на левой руке, потом на правой.

  1. Выполнение фигурок из пальцев.

Движения выполняются детьми без речевого сопровождения. Детям объясняем, что должны работать все пальчики. Фигуру нужно подержать пока взрослый рассказывает стишок.

Например:

У стола четыре ножки, (Лева рука в кулачок. Сверху на кулачок

Сверху крышка, как ладошка. опускается ладошка0

ЧЯ

На втором этапе основное внимание мы уделяли развитию дифференцированных движений пальцев рук, которые:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным;
  • развивают ловкость пальцев рук;
  • формируют понятия о порядке и последовательности;
  • развивают звуковой анализ и синтез;
  • развитие памяти и обогащение словарного запаса.

1. Игра «Скажи звук».

На карточке нарисован чайник. он кипит на огне и свистит. Из носика вырывается пар – получается «дорожка». Ребёнок каждым пальчиком поочерёдно ведёт по этой дорожке произнося звук «с» пока не закончится «дорожка». При этом он соблюдает правильную артикуляцию.

Такие карточки изготовлены на звуки «з», «ш», «ж», «л», «щ», «ц», «ч»,

2. Сгибание пальцев по одному

Детям даём инструкцию: мы будем сгибать пальчики по одному. Если у вас сразу не получается, то помогайте себе другой рукой.

В литературе приводится множество вариантов выполнения таких упражнений. Например:

Этот пальчик – дедушка, загибаем большой палец

Этот пальчик – бабушка, загибаем указательный палец

Это пальчик – папочка, загибаем средний палец

Этот пальчик – мамочка, загибаем безымянный палец

Этот пальчик – я. загибаем мизинец

3. Разгибание пальцев по одному.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

У Лариски – две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки-сорванца – два зелёных огурца.

Ау Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки две хвостатых редьки.

3. Упражнения для поочерёдного касания пальцев

Детям даём инструкцию: мы соединяем пальчики, делая «колечки». Все пальчики «здороваются» с большим пальцем. Обязательно соблюдаем ритм стихотворения.

    • Соединяем попеременно все пальцы с большим.

Пальчик мальчик, где ты был? Резко сжимаем и разжимаем кулаки

С этим братцем в лес ходил, «здороваются» большой и указат.

С этим братцем щи варил, «здороваются» большой и средний

С этим братцем кашу ел, «здороваются» большой и безым.

С этим братцем песни пел. «здороваются большой и мизинец.

 

Пошли пальчики гулять соединить большие пальцы обеих рук.

А вторые догонять, соединить указат пальцы.

Третьи пальчики бегом, соединять средние пальцы

А четвёртые пешком соединять безымян. пальцы

Пятый пальчик прискакал соединять мизинчики

И в конце пути упал. ударить по столу ладонями.

 
Пальцы сжаты в кулаки и соединить кулаки

Пальцы встали дружно в ряд : показать ладони с выпрямленными пальцами.

Десять крепеньких ребят. Сжать пальцы в кулак.

Эти два – всему указки. показать два указательных пальца.

Всё покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка, показать два средних пальца.

Два здоровых добрячка.

Ну, а эти безымянны, показать безымянные пальцы

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки, показать мизинцы

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них, - показать два больших пальца

Два больших и удалых.

    • На каждую строчку соединять подушечки одноимённых пальцев и не разъединять их до слова «арбуз».

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные)

Есть лимоны, апельсины, (средние)

Дыни сливы, мандарины. (указательные)

Но купили мы арбуз - (большие)

Это самый лучший груз! (пальцы сжаты в кулак, а большие – подняты вверх

    • Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

Стоит в поле теремок показать домик,сложив пальцы, как крышу дома

Всех зверей собрать он смог.

Вот и мышка-норушка: стук-стук-стук! (мизинцы три раза постучали друг о друга)

А за ней лягушка-квакушка: стук-стук-стук! (постукивают друг о друга без. пальцы)

Зайчик-попрыгайчик: стук-стук-стук! (постукивают друг о друга средние пальцы)

Лиса-всему лесу краса: стук-стук-стук! (постукивают друг о друга указательные пальцы)

Волчок-серый бочок: стук-стук-стук! (постукивают друг о друга большие пальцы)

Но пришёл медведь и давай реветь

Развалил весь теремок. ( пальцы распрямляются и расходятся а разные сторон)

  • Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг другу. На каждую строку осуществляется «кивание» - сгибание одноимённых пальцев на встречу друг другу по 2-4 раза.

и встретилась семья. (большие пальцы «кивают»)

Рад тебя увидеть я. (указательные)

Всех мы в гости пригласили, (средние)

Всех здороваться учили. (безымянные)

В знак приветствия кивать (мизинец)

Может пальчик номер пять, (мизинец)

Безымянный – может ниже, (безымянный)

Средний – силой не обижен, (средний)

Этот – знает всё на свете, (указательный)

А вот этот любят дети! (большой)

    • Игра «Утречко»

Утро настало, солнышко встало. Ладони скрестить, пальцы растопырить, как лучики у солнышка

-Эй, братец Федя, разбуди соседей большой палец правой руки совершает круговые движения.

  • Вставый, большак! больш. и указ щёлкают по большому пальцу лев. Руки
  • Вставай, указка! Щелчок по указ. пальцу
  • Вставай, серёдка! Щелчок по среднему пальцу
  • Вставай, сиротка! Щелчок по безымянному.
  • И крошка-Митрошка! Щелчок по мизинцу
  • Привет ладошка! Щелчок в центр ладошки
  • потянулись и проснулись. Руки поднимаются вверх.

4. «Шофер» или «Путешественник

На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солда­тики, кубики) на расстоянии 5—7 см. друг от друга. Понадобится также фишка –пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объ­ехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

Вариант 2. На листе бумаги нарисован маршрут. Поставить фишку на начало пути и вести без отрыва до конца. При этом ребёнку можно давать различные задания: называть изображённые предметы; первый звук изображённых предметов; последний звук изображённого предмета; рассказывать к кому «заходил в гости» и т.д.

5. «Посчитай»

На карточке изображены предметы по пять штук каждых. Ребёнок берёт фишки закрывает рисунки и считает: одна кошка, две кошки и т.д.

6. «Шаловливый котенок».

Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

7. «Шнуровка».

.При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.);

г) выполнить «обметку через край»;

д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Завязывание из шнурков, верёвочек различных узлов, плетение косичек.

 

8. «На морском берегу».

Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.

игры

9. «Проговори песенку»

Эта игра на закрепление звукового синтеза. она основана на игре «Пальчики здороваются». Ребёнок одевает перчатку. на пальчиках перчатки прикреплены «гласные звука» - красные кружочки, а на большом пальцы «согласный звук» - синий кружочек. Ребёнок выполняя упражнение пальчики «здороваются» соприкасаются два «звука» - синий и красный кружочек и произносит «песенки», например: на, но, ну, ны.

На этом этапе совместно с воспитателями учим делать самомассаж пальцев рук.

10. Самомассаж подушечек пальцев.

большой палец правой руки ставится на ноготь пальца левой руки, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. на каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки – смена рук.

11. Самомассаж подушечек пальцев.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, Пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо – влево. на каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки – смена рук.

12. Самомассаж фаланг пальцев.

на каждый ударный слог осуществляется разминание движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После четвёртой строчки – смена рук

13. Массаж «щелчки».

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец опускается, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строчку поднимаем один палец.

14. Самомассаж с прищепками.

Бельевые прищепки на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно:

Шла купаться черепаха

и кусала всех со страха:

кусь, кусь, кусь, кусь, кусь!

Ни кого я не боюсь.

15. Самомассаж зубной щёткой.

Проводим зубной щеткой по каждому пальцу (можно круговыми движениями) от первой фаланги к центру ладошки.

16. «Сложи фигуру из палочек»

Одним из видов самомассажа является выкладывание из палочек, спичек различных фигурок. вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. в своей книге В.В, Цвынтарный предлагает сопровождать выкладывание фигурок стишками, для лучшего запоминания образа. Мы подбираем фигурки к лексическим темам. Например, тема «транспорт»:

Лодка у берега речки стоит.

С лодки рыбак рыбу удит.

тема: «Мебель»

Поставим в спальню мы кроватку

И спать на ней мы будем сладко.

тема: «»Зимние забавы»

санки зимою с горки летят.

В санках ребята хохочут, визжат.

17. «Сухой бассейн»

«Сухой бассейн» заполнен горохом, или гречневой крупой.

  • ребёнок опускает руки в него и на ощупь достаёт мелкие предметы или игрушки из киндерсюрпризов;
  • ребёнок производит круговые движениями по поверхности.

Средством стимуляции развития речевой деятельности детей является формирование графомоторных навыков. Основными практическими действиями ребёнка при этом выступают выполнения различных упражнений в игровой форме, включающие в себя переключения с одной двигательной программы на другую и требующие особой точности и скоординированности движений кисти ведущей руки. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма

Сначала обучаем детей выполнению штриховок:

  • провести сверху- вниз и снизу – вверх прямые вертикальные, параллельные линии;
  • провести слева - направо и справа – налево прямые горизонтальные, параллельные линии;
  • составить композиции из сочетания вертикальных и горизонтальных линий;
  • провести наклонные, параллельные линии, пересекающиеся линии, ломанные линии;
  • нарисовать кривые дугообразные, петлеобразные и спиралевидные линии;
  • составить композиции с комбинированными линиями;
  • нарисовать изображения на основе геометрических фигур;

рисование геометрических фигур с использованием опорных точек.

Затем предлагаем детям раскраски. Раскраски как этап работы по развитию графических навыков начинают использовать в занятиях с детьми четырёхлетнего возраста.

«Норма» раскрашивание для каждого ребёнка – не менее одной картинки в день. Мы учим детей раскрашивать картинки цветными карандашами ровно, с одинаковым нажимом, не выходя за контуры и не делая пропуски:

Дети тренируют руку, и прочнее усваивают лексический материал.

мы выполняли с детьми следующие виды раскрасок:

раскраски по лексическим темам;

раскраски с кодированием цвета: ребёнку даётся рисунок, разделённый линиями на части. в каждой части стоит значок, обозначающий, каким цветом надо раскрасить. Так можно раскрашивать транспорт, зверей фрукты, цветы;

раскраски «наоборот» - это такие раскраски, где рисунок нужно оставить белым, а раскрасить только фон;

раскраски с заданиями

Например, нарисуем гриб и просим ребёнка подрисовывать справа грибочек, слева – цветочек, над ней бабочку, под ним листочек.

Раскраска с дорисовыванием.

Это картинки, на которых часть изображения намечена пунктиром. Ребёнку предлагаем дорисовать предметы по этим линиям и раскрасить их.;

Дорисовывание деталей.

Ребёнку можно предложить дорисовать части машин, одежды.

Дорисовывание части целого.

Ребёнку предлагаем рассмотреть две картинки, при этом у одного изображения не хватает некоторых частей. Эти части и нужно дорисовать.

Дорисовывание отсутствующей половины рисунка.

Ребёнок дорисовывает вторую половину яблока, гриба, листика. и т.д

Раскрашивание наложенных контуров.

Перед ребёнком рисунок с наложенными друг на друга контурами предметов. При этом детям можно давать следующие задания: отгадай загадку и обведи контур предмета – отгадки; раскрасить только домашних животных или птиц, раскрасить предметы, в названии, которых один (два, три) слога.

Приведём примеры упражнений в игровой форме:

Упражнение 1.

Цель: формировать умения правильно держать карандаш, наносить точки в произвольном порядке.

«Нарисуй как можно больше звёзд. Помни: они так далеко от нас, что видим мы только точки».

Упражнение 2.

Цель: расширение кругозора и наблюдательности; развитие наглядно – образного мышления; ассоциативных связей, способствующих закреплению данного графического образа и соответствующей моторной программы.

« Вспомни, какие осадки бывают летом и зимой. Изобрази их с помощью точек» (пространство ограничено сверху тучами, а снизу землёй).

Упражнение 3. Цель: формирование умения проводить линии от заданной точки в противоположном направлениях: снизу вверх и сверху вниз.

«Нарисуй лучики солнышка, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, иначе лучик не дотянется до травы»

Упражнение 4.

«Девочка собирала букет из листьев и заблудилась, нужно идти по дорожке, где лежат дубовые листья.»

Упражнение 5.

Цель: развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно – моторной координации.

«Обведи карандашом снеговика, птичку… . Раскрась … цветом птичку.»

Упражнение 6.

Цель: развитие внимания, зрительно – моторной координации.

« Помоги бабушке связать шапку, свитер, носки: выполни штриховку различными способами».

Упражнение 7.

Цель: развитие внимания, зрительной координации.

« Помоги котёнку размотать, смотать клубки: начиная от точек, обведи клубочка по пунктирам в направлениях, указанных стрелочками».

Упражнение 8.

« На листе нарисованы по четырём углам дом, дерево, лес, дорога). Нарисуйте карту, пользуясь, которой можно совершить прогулку от дома и обратно. Дорожки должны быть прямыми, что можно было дойти быстрее.»

В последнее время многие российские и зарубежные психологи доказали, что определённые двигательные упражнения позволяют развивать умственные способности.

Современные кинезиологических методики, в том числе американская гимнастика мозга Брэйн Джим, направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий), что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - Кинезиология.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии необходимо применение кинезиологических упражнений. Успешность обучение детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.
Таким образом, развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции нервной высшей деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезеологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы глаз, языка и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Детям мы предлагаем следующие упражнения.

  1. «Кулак – ладонь».

Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжата в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следите за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно.

Вот – ладошка, вот кулак!

Всё быстрее делай так.

  1. «Оладушки».

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движения можно ускорить.

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернём

И опять играть начнём.

3. «Лягушка» (кулак – ребро – ладонь).

Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонь вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

 

И наконец на третьем этапе совершенствования мелкой моторики мы проводим пальчиковые игры, которые:

  • учат точности выполнения движений пальцами рук,
  • развивают силу и ловкость движений кистей рук и пальцев рук,
  • развивают произвольную регуляцию мышечного тонуса кистей и пальцев рук,
  • совершенствуют точность выполнения движений пальцев рук с речью и согласованности движений,
  • тренируют выполнение движений в различном темпе,
  • совершенствуют динамический праксис на серии движений при выполнении движений «кулак – ладонь – ребро» и реципрокную координацию мелкой моторики рук.

Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребёнок, тем темп движений должен быть более медленным. В период разучивания пальчиковой гимнастики темп более медленный. по мере запоминания стихотворения, движения выполняются с большей амплитудой и более быстрым темпом смены движений.

Например, пальчиковая игра «Ёжик»

Бежит ёжик по дорожке попеременно пальчики стучат по столу

лапки стучат,

Иглы шуршат. потереть ладошкой о ладошку

Тише, тише, все пальцы стоят на столе, погрозить 2-м пальцем

бежит мышь «покачать хвостиком» -5-м пальцем

Ежик мышку хап – съел. ударить ладошками по столу

Побежал опять, лёг спать. попеременно пальчиками стучать по столу.

Постепенно речевой и двигательный материал усложняется.

Рисование по клеточкам»

По мере совершенствования движений пальцев: ловкости, силы, подвижности графические упражнения тоже становились сложнее. Такие задания мы предлагали детям подготовительной группы т.к. они уже способны выполнять задания, ориентируясь на образец и удерживать всю инструкцию выполнения задания. Эти упражнения помогают ребёнку научится ориентироваться в клеточном или строчном микропространстве, переключению с одной двигательной программы на другую, развивать точность и скоординированность движений кисти руки. Для развития графического навыка мы использовали следующие упражнения:

  • продолжи строчки до конца;
  • продолжи орнамент;
  • рисование фигур по клеточкам;
  • графический диктант;
  • дорисовывание букв;
  • превращение одних букв в другие.

Игры и упражнения на развитие моторики проводились на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. успешность овладения этими умениями зависела от желания самого ребёнка, от его физических возможностей. Не все дети старались, но никто не отказывался разучивать и выполнять эти упражнения т.к они вызывали у детей только положительные эмоции. И на их фоне развивалась выразительность речи, слуховая и моторная память, внимание.

В конце подготовительной группы была проведена итоговая диагностика. Мы провели с детьми эти же тесты и получили следующие результаты: динамика в развитии моторных функций прослеживалась у всех детей. Движения детей стали более уверенными, скоординированными, увеличилась их амплитуда, лила, точность, ловкость.

Развитие мелкой моторики у детей шло разными темпами. Лучше и качественнее выполняли задания дети со стёртой дизартрией. Развитие моторики обеспечивало более полноценное развитие речи: увеличилась подвижность артикуляционной просодики. Мы заметили что ритмичные движения на сжимание и разжимание пальцев способствовали постановке и автоматизации свистящих и шипящих звуков, а дифференцированные движения пальцев облегчили постановку и автоматизацию таких трудных звуков как «л» и «р». Пальчиковые игры помогли трём детям при коррекции слоговой структуры слова. Они научились слышать ритм слова и воспроизводить его. Заметные результаты мы получили у детей с псевдобульбарной дизартрией. Эти дети научились регулировать мышечный тонус артикуляционного аппарата, рук, у них исчезли синкинезии, увеличился темп речи. Все дети с успехом выполнили графические диктанты.

В школе полученные умения и навыки помогли детям успешно освоить письмо. У большинства детей ровный, красивый почерк. Они без труда справляются с большим объёмом заданий по письму, математике. Хорошо занимаются на уроках физкультуры.

 

 

  • file0.doc.. 151,0 КБ
  • Опубликовано: 13.02.2019