Специфика мотивационной готовности педагогов к внедрению инноваций в образовательном учреждении

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Белозерова Ольга Вячеславовна

Организация: МБОУ «Гимназия №1»

Населенный пункт: Мурманская область, г. Североморск

«Реагировать на происходящие вокруг нас изменения

недостаточно быстро или недостаточно эффективно –

все равно, что не реагировать совсем»

Р. Акофф

Быстрые и существенные изменения в экономической, политической и социокультурной жизни общества за последние десятилетия привели к серьезным преобразованиям в области образования. Модернизация образования является процессом внедрения инноваций, а педагог выступает главным действующим лицом любых преобразований. От учителя, его мотивации, умения решать возникающие проблемы зависит, насколько полно и адекватно обучающийся сможет реализовать свой потенциал в когнитивном и личностном развитии.

Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности

Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Мотивационная готовность - это целостная, относительно устойчивая система психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность педагога. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности. От того насколько позитивно мотивирован человек, нацелен на реализацию поставленных перед ним задач, зависит функциональность и эффективность целой организации.

«Инновация» - целенаправленное применение системы отношений в организации с целью повышения качества деятельности.

Внедрение инновации в образовательном учреждении проходит в несколько этапов, которые затрагивают все стороны образовательного процесса и участников образования (родителей, обучающихся, педагогов).

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. Ведь эта деятельность должна быть полезной для его профессионального развития, так как это помогает освоить новые педагогические технологии, приобрести новый опыт, а противоречие выражается в преодолении ряда трудностей, которые могут привести педагога к кризису профессионального развития.

Наблюдения, которые проводятся на сегодняшний день, показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора – необходимо учитывать, по крайней мере, следующие два основных условия:

  1. психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;
  2. переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту

Поскольку инновационная деятельность связана с необходимостью изменения привычной социальной среды, то учитель сталкивается с серьезными препятствиями в реализации своих мотивов, стремлений, ценностных ориентации.

Главной целью инновационной деятельности, по отношению к педагогу, является развитие педагога как творческой личности, переключение его традиционного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в автора, разработчика инновационных методик.

Для современной практики реализации инноваций характерен недостаточный учет потребностей, интересов, возможностей самих педагогов, в том числе и их мотивационной готовности, то есть применяемые формы реализации инноваций недостаточно ориентированы на педагога как субъекта инновационной деятельности.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента на базе образовательного учреждения, позволил прийти к выводу, что в образовании преобладают традиционные формы реализации инноваций, которые мало ориентированы на педагога как субъекта инновационной деятельности. Степень вовлеченности педагогов в решение проблем реализации инноваций является недостаточной; потребности, интересы, трудовые возможности самих педагогов учитываются не в полной мере. По мнению учителей, определение эффективности инноваций чаще осуществляется на основе стандартных показателей, которые не предполагают учета субъективной удовлетворенности участников образовательной деятельности.

Для оптимизации проведения инновации в образовательном учреждении необходимо осуществлять работу в нескольких направлениях: со стороны руководства ОУ - справедливое стимулирование труда сотрудников, занимающихся внедрением инноваций, организация своевременного обучения, равномерное распределение учебной нагрузки; со стороны психологической службы - создание условий для позитивного восприятия нововведения, проведение мероприятий, по профилактике негативного восприятия нововведения.

 

Список используемой литературы:

  1. Адольф В. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Alma Mater : Вестник высшей школы. – 2006. - N 10. - С. 18-20.
  2. Актуальные проблемы педагогической инноватики : материалы международной научно-практической конференции, 22-23 апреля 2009 г. - Балашиха : Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования , 2009. - 372 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2315473-КХ
  3. Будаева Т. И. Инновационный потенциал молодого педагога : проблемы и пути решения // Преподаватель XXI век. - 2009. - N 2. - С. 32-36.
  4. Бычков, А.В. Инновационная культура [Текст] /А.В. Бычков//Профильная школа.-2005.- №6.- с.33
  5. Горенков Е. М. Учитель как субъект инновационного потенциала школы // Высшее образование сегодня. - 2009. - N 1. - С. 57-60.
  6. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога [Текст]/О.Н. Гнездилова //Психологическая наука и образование.-2006.-№4.-стр. 61-65.
  7. Гуров, В. Инновационная деятельность педагога [Текст]//Дополнительное образование и воспитание.- 2008.-№2.- стр.9-15.
  8. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: организация и управление [Текст.]/ И.В. Дубровина // Вест, практической психологии образования. 2007. - № 1. - С. 56 - 63.
  9. Калачикова, О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность [Текст]/ О.Н. Калачикова //Вестник Томского государственного университета.- 2008-№316.- стр. 174-177.
  10. Лазарев, В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы [Текст]/В.С. Лазарев// Сельская школа.- 2004.- №1.-с.16
  11. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент [Текст]/В.Г. Медынский// Учебник.- Москва.-2002 г.
  12. Никитина Н.Н. Инновационная деятельность учителя [Текст]. / Н.Н. Никитина // Школьные технологии. 2003. - № 2. - С.159 – 165
  13. Разина, Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения [Текст]/ Н.А. Разина// Современные наукоемкие технологии.-2008.-31.-стр. 214.
  14. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст]/В.А. Сластенин, Л.С. Подымова// Сибирский педагогический журнал.-2007.-31-стр. 42-49.
  15. Симоненко, Т.И. Инновации и образование [Текст]/ Т.И. Симоненко// Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003 – с.215
  16. Хуторской, А. В. Методологические основания педагогической инноватики [Текст]. / А.В. Хуторской // Школьные технологии. 2005.- № 4. — С. 16-19.
  17. Чеха В. В. Создание инновационной инфраструктуры в образовательном учреждении // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2010. - N 11. - С. 39-42.
  18. Шакуров, Р.Х. Системный подход к оценке педагогической деятельности [Текст]. / Р.Х. Шакуров // Специалист. 1994. - № 11-12. -С.29-31.
  19. Шилов, К.В. Классификация инноваций [Текст]. / К.В. Шилов // Инновации в образовании. 2007. - №3.- С. 52-58.

 

 

 

Опубликовано: 04.02.2019