Особенности межличностных отношений одаренных детей младшего школьного возраста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Тихомирова Софья Дмитриевна

Организация: МБОУ «Гимназия №13»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

В последнее время наиболее актуальной проблемой, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема социального развития подрастающего поколения. Именно в детстве происходит развитие человека как личности, закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

Достаточно подробно проблема межличностных взаимодействий детей изучалась В. В. Абраменковой, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Д. И. Фельдштейном и др. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам.

Одаренный ребенок встречает трудности, непонимание в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Такие дети обычно сразу же стремятся заниматься самостоятельно. Их задевает и обижает, если кто-нибудь из взрослых пытается руководить приготовлением уроков. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Но проблема общеобразовательной школы в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто наиболее успешен. Конечно, большинство одаренных детей с тем или иным успехом приспосабливаются к общим школьным требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих таких детей. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. У одаренного ребенка нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Часто одноклассники начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным.

Чрезмерная выраженность у ребенка таких характеристик, как умственная самостоятельность, установка на познавание, могут оборачиваться в межличностных отношениях своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Долгое время «одаренность» считалась синонимом «способности».

Одаренность представляет собой наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется очевидными, яркими, иногда даже выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

Определенных успехов в направлении изучения детской одаренности достигли отечественные исследователи: Д. Б. Богоявленская, Е.И. Щебланова, Н.Б. Шумакова, и др.

На современном этапе развития отечественной психологии и исследования проблемы одаренности большинство психологов сходятся во мнении, что в связи с признанием многоаспектности и многозначности данного феномена, диагностика одаренных детей должна проводиться комплексно. Иными словами, она должна включать в каждый конкретный случай, различные методики, затрагивающие выявление творческого и индивидуального развития, а также выявление личностных и мотивационных особенностей личности.

Одаренность, по мнению большинства психологов, представляет собой результат сложного взаимодействия природных задатков и социокультурной среды, в которой ребенок растет. Одним из наиболее дискуссионных вопросов в данной сфере является, пожалуй, вопрос о частоте встречаемости детской одаренности. Ряд исследователей полагает, что все дети являются одаренными, другие склонны к точке зрения, что данный феномен встречается довольно редко.

Различают общую одаренность (общий уровень развития личности, характеризующийся большими способностями к умственной и творческой деятельности) и ее специальные виды.

Среди видов одаренности можно выделить следующие:

  • в практической деятельности (спортивная, организационная, ремесленная);
  • интеллектуальная;
  • художественно-эстетическая (хореографическая, музыкальная, изобразительная, сценическая, литературно-поэтическая и т.д.);
  • коммуникативная (лидерская);
  • духовная (создание духовных ценностей и служение людям).

Часто детская одаренность носит стихийный, самодеятельный характер. Одаренные дети не всегда желают демонстрировать свои таланты и достижения окружающим, поэтому феномен одаренности зачастую бывает скрыт от педагогов и требует более детального исследования со стороны психолого-педагогической службы школы. Одаренность нередко сложно отличить от хорошей обученности. Таким образом, судить об одаренности обучающихся следует не только по школьным делам ребенка, но и по его внешкольным увлечениям и достижениям.

Идентификация детей со скрытой одаренностью – процесс сложный, длительный и трудоемкий. Психодиагностическое обследование такого плана основано на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведенческих проявлений ребенка, организации общения с одаренными взрослым, обогащении его индивидуальной жизненно среды, вовлечении его в инновационные форм: обучения и т. д.

Каждый ребенок уникален, но при всей индивидуальности реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, которые характерны для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Выделяются следующие особенности одаренных индивидов:

  • яркое воображение в сочетании с вниманием к деталям;
  • нестандартное восприятие и мышление;
  • изобретательность, интуиция;
  • «бессознательный разум»;
  • любознательность;
  • смелость суждений;
  • эстетическая чувствительность;
  • воображение.

Кроме того, у одаренных детей может отмечаться своеобразный тип обучаемости, который может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения в школе, так и в замедленном темпе обучения. Дети данной категории, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению и повышенной любознательностью, высокой требовательностью к результатам своего труда.

Стремление к творческой одаренности является отличительной характеристикой таких детей: они высказывают и отстаивают собственные идеи, избегают шаблонного способа решения задач и проблемных ситуаций, отказываются от традиционных методов решения проблем. Эти учащиеся проявляют в большинстве случаев самостоятельность в процессе обучения, стараются «автономно» обучаться. Нередко также отмечается, что высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях познания, которые связаны с их ведущими способностями.

Для значительной части одаренных характерен так называемый перфекционизм, проявляемый в стремлении добиться совершенства в выполняемой деятельности.

Нередко одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтным ситуациям. Во многих случаях такие проявления одаренного ребенка неверно трактуются как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива. Учителю необходимо при разборе ситуации учитывать эту особенность, понимая ее природу.

Согласно данным, полученными социологами, одаренные дети составляют от общей популяции 20-30%. К «благополучным» из них относится лишь небольшой процент представителей, в то время как большая часть из них находится в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны сверстников. Это может породить у ребенка множество сложных социально-психологических противоречий.

Часть одаренных детей характеризуется высокой адаптацией к школьному обучению и коллективу сверстников, сверстники относятся к ним с интересом и большим уважением. Благодаря высокой обучаемости и развитию творческих способностей, многие дети данной категории имеют статус популярных членов детского коллектива, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.

Другая же часть детей в плане межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми испытывает трудности. У ряда одаренных детей выраженные высокие амбиции, критичность по отношению к окружающим порождает ряд проблем в общении внутри коллектива. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей данной группы в школьном коллективе мешают социально-психологические и личностные трудности.

Нередко социально-психологические проблемы одаренных проявляются различными формами дезадаптивного поведения, в том числе асоциального и агрессивного. Неудовлетворенность сложившимися в коллективе отношениями, протест против сложившегося к нему отношения со стороны сверстников и взрослых, длительное подавление его способностей могут принимать форму демонстративного поведения и защитной агрессии. Такой ребенок будет вести себя очень вызывающе, недоброжелательно и бурно реагировать на оценки со стороны окружающих, позволять себе ненормативные поступки: портить вещи, нецензурно выражаться, драться и т.д.

В школьной практике можно встретить и противоположную психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах.

Очень часто личные трудности одаренного ребенка могут усугубляться под воздействием формирования неадекватно завышенной или заниженной самооценки, отличающейся противоречивостью, высокой требовательностью к се6е. Высокие личные притязания могут превращаться в болезненную неудовлетворенность собой и своими способностями. Нередко задачи, которые ребенок ставит перед собой, могут превышать его реальные, объективные возможности, приводя к стрессу.

Кроме того, эмоциональное развитие таких детей может также иметь ряд проблем. У большинства из них отмечается повышенная впечатлительность, ранимость, лабильность настроения.

У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. Ситуация у одаренных детей осложняется тем, что те трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших взаимоотношений со сверстниками, усиливаются из-за высокого речевого и умственного развития. Способности одаренных могут являться своеобразным барьером, отделяющих их от «средних» сверстников.

Часто источником своих проблем являются сами одаренные дети. Ни для кого не секрет, как бывают сложны отношения между одаренными детьми и их сверстниками. Правда, в большинстве источников они описываются в основном в одной плоскости: успехи одаренных детей — предмет зависти их сверстников и долговременно основание для высокомерного отношения и зазнайства со стороны этих детей. Считается, что отсюда и протекают конфликты и проблемы. Немало дополнительных переживаний достается на долю одаренного ребенка, если ему не почему-то не даются физкультура, занятия по труду. А физическая неумелость, робость у ученика, далеко опережающего других в умственном отношении, непременно становятся поводом для насмешек, издевок.

Нередко одаренные дети выявляют стремление перебивать собеседника, поправлять его речь, преподносить свои знания по данной теме или превращать ошибки окружающих в повод для насмешек. Причина часто кроется в том, что они уже в курсе того, о чем говорит собеседник, и уже готовы завершить его мысль, предлагая свою точку зрения.

Поскольку такие дети схватывают практически все на лету, они тут же стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой преждевременный ответ и является отражением скорости восприятия ребенка. При этом ребенок, очевидно, полагает, что все собеседники с той же скоростью воспринимают всю окружающую информацию. Ребенку часто не хватает терпения, которое имеет место не только в общении со сверстниками, но и на уроках в школе, в общении со взрослыми.

В школах таким детям могут присвоить негативный эпитет «всезнайки». Сверстники полагают, что такой «умник» непременно хочет выделиться на общем фоне, поэтому дети игнорируют его примечательные и остроумные замечания. Здесь вырисовывается весьма четкая причинно-следственная связь. Всем детям присуща сильная потребность в признании, общности с коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный и интересный рассказ, одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всеми часто хочет поделиться чем-то похожим из своего собственного опыта. И что получается? Его рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладает лучшей памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым чувством юмора. Первый рассказчик уходит в как бы тень, считая, что второй имел единственную цель — продемонстрировать свое превосходство.

Учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод, что одной из проблем современной школы по-прежнему остается отсутствие здоровых, гармоничных взаимоотношений между одаренными детьми и их одноклассниками. Для ее решения необходима совместная помощь всех взрослых участников педагогического процесса – родителей, педагогов, школьных психологов. Поскольку именно в детстве формируется отношения детей к обществу, окружающему миру, очень важно своевременно выявлять в коллективе детей, обладающих одаренностью, оказывать им поддержку и помощь в установлении гармоничных межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, обучать навыкам конструктивного общения, применяя индивидуальный подход к каждому ребенку.

Список литературы:

  1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. – 2003. - №8. – с.13-18.
  2. Коноплева Н. Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59. – (одаренные дети).
  3. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка/Пер. с нем. А. П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144 с.
  4. Миллер Алис, Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/ А. Миллер. – М.: Академический проект, 2001 – 144 с.
Опубликовано: 25.08.2018