Методическая разработка «Вопросы комплексного развития учащихся старших классов в процессе обучения игре на домре»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Бабанова Ирина Борисовна

Организация: МБУДО «ДШИ»

Населенный пункт: Тульская область, г. Новомосковск

Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой подросткового возраста – с другой.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится инструментом эмоционального познания и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека.

Преподавание игры на музыкальном инструменте принципиально отличается от преподавания в классных коллективах. Из чего следует, что процесс преподавания построен совершенно иначе – на уроке обучения игре на музыкальном инструменте все знания и навыки передаются отдельному ученику. Этот индивидуальный характер урока дает возможность учитывать при преподавании способности и личностные качества каждого ученика, а не средний уровень класса. Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, характеру ученика. Но это не значит, что урок не должен иметь какой-то своей схемы, основной структуры.

Существует несколько схем для индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте в старших классах. Однако следует каждую из них использовать лишь как одну из возможностей, а не как постоянно действующий фактор, который нельзя модифицировать. Ведь именно подвижность внутренней структуры урока, гораздо более необходима в индивидуальном обучении, чем способность разрешать непредвиденные ситуации, возникающие на уроке. А вот, чтобы не повредить главной линии развития ученика, полученные и закрепленные им знания и навыки, воспитанная самостоятельность мышления и умение анализировать станут залогом того, что музыка прочно войдет в их жизнь.

Музыкальная педагогика не только наука, но и искусство, которое неразрывно связано с творческой инициативой. Ведь для всех не секрет, что педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и творческой изобретательностью.

Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить. Австрийский пианист и педагог Артур Шнабель говорил, что роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Огромное значение имеет подбор репертуара. Домровый репертуар учащихся выпускных и предвыпускных классов формируется по предпрофессиональным программам. В основном это произведения, отражающие тенденции современного исполнительства. Это и профессионально адаптированные классические сочинения, принадлежащие разным эпохам, стилям, и народно-жанровые пьесы, представляющие ценность с художественно-эстетических позиций. Первостепенное значение при этом имеет изучение современных сочинений для домры – это джаз блюз, рок, а так же музыка старинных композиторов. Хочется отметить, что в старших классах учащиеся уже самостоятельны и активны в поисках интересной грамотной трактовки пьесы, так как они базируются на его умении слышать и анализировать конструкцию с одной стороны, а с другой – на его музыкальном багаже, запасе музыкальных и художественных впечатлений вообще. Этому помогает прослушивание музыкальных произведение в исполнении А. Цыганкова, В. Круглова, С. Лукина, И. Иншакова, Т. Вольской и многих других.

Комплексное развитие учащихся, включающее в себя чтение музыкальной литературы, посещение концертов, театров, художественных выставок, участие в проектах, конкурсах помогает педагогу не навязывать свою трактовку, а обсуждая варианты, совместно выбирать наилучший. Ведь это помогает преодолевать сложные ситуации, эстрадное волнение, стимулирует для дальнейшего поступления.

Один из эффективных методов обучения – игра на домре под минусовку. Ученику сложно изначально играть под аудиозапись, поскольку нужна определенная техника. Сначала делается запись на соответствующую аппаратуру, затем на мобильный телефон, с которого он занимается дома. Но, не смотря на трудности, работа с минусом приучает ребят и к игре в ансамбле. Это дает им понять, где у них слабые места. Кто-то подумает, если есть минус, то не нужен концертмейстер, но это заблуждение - минусовка, лишь на время заменяет концертмейстера, при домашних занятиях, либо при отсутствии фортепиано.

Огромную пользу приносит видеозапись урока либо его часть. Эта технология помогает анализировать именно те произведения, над которыми в данный момент работает учащийся. Кроме того видео- и аудиозаписи способствуют развитию у учащихся чувства ритма.

Определенные результаты приносит использование учащихся старших классов для проведения занятий с учащимися младших. Этот прием особенно нравится малышам, которые становятся более раскрепощенными, что позволяет добиться лучшего освоения программы. А для старшеклассников это возможность сделать первые шаги в профессиональной деятельности. Процесс этот очень увлекает обе стороны.

С целью выявления определения исходного уровня музыкального развития учащихся старших классов, согласно их самооценке, провидится анкетирование. Анкетирование учащихся даст возможность учителю определить наличие конкретных знаний о музыке и музыкантах, выявить отношение к музыкальным занятиям.

 

 

Анкета для учащихся

______класса ДШИ

  1. Фамилия, имя учащегося _______________________________________
  2. Нравятся ли тебе уроки музыки (нужное подчеркни): да, нет, не знаю.
  3. Какие виды деятельности использовались на уроках специальности (нужное подчеркни): хоровое пение, слушание музыки, размышления о музыке, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, изучение нотной грамоты, письменные работы. Другие виды (назови) _________________________________________________
  4. Назови музыкальные произведения (композитор, название), которые ты запомнил из программы музыкальных занятий предыдущего класса (или начальной школы):

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Звучание каких музыкальных инструментов или голосов ты бы мог определить на слух (нужное подчеркни): хор, сопрано, тенор, бас; симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов; гусли, баян, балалайка, свирель; скрипка, виолончель, труба, флейта, барабан, колокола. Другие инструменты и голоса – перечисли: _______________________________________________________________________________________________________________________
  2. Использовались ли на уроках музыки учебники (да, нет). Если да, то в каких классах 1 2 3 4 5 6 7 8 (нужное подчеркни).
  3. Значение каких музыкальных жанров ты мог бы (могла бы) объяснить (нужное подчеркни): опера, балет, симфония, кантата, концерт, сюита, соната; музыкальных терминов - мелодия, ритм, тембр, лад, динамика, темп, регистр. Другие термины (назови) _________________ _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Назови свое любимое музыкальное произведение. Напиши, почему оно тебе нравится. ________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какое знакомое тебе произведение другого вида искусства – литературы, живописи, театра, кино – близко твоему любимому сочинению по содержанию, эмоциональному строю (назови их) _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какое музыкальное произведение помогло бы тебе «пережить» одиночество на необитаемом острове? ________________________________

_____________________________________________________________

  1. В каких коллективных творческих проектах ты бы хотел (хотела) принять участие (нужное подчеркни), например, «Образ Родины в музыкальных произведениях», «Образы защитников Отечества в музыке, живописи, литературе, кино», «Образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов», «Авторская песня: прошлое и настоящее», «Классическая музыка в современной обработке», «Музыка наших дней: направления, создатели и исполнители».
  2. Какие изменения ты бы внес (внесла) в содержание урока музыки?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Количественная обработка данной анкеты проводится учителем по каждому из ее пунктов по шкале баллов (например, полный ответ – 3 балла; недостаточно полный – 2 балла; частичный ответ – 1 балл; нет ответа – 0 баллов). Таким образом, высокий уровень будет соответствовать 26-36 баллам, средний уровень – 20-24 баллам, низкий – от 12 баллов и ниже.

Качественный уровень обработки анкеты для учащихся позволит преподавателю выявить отношение учащихся к урокам музыки, к другим видам деятельности, позволит узнать о музыкальных вкусах и предпочтениях учащихся, уровне развития художественно-образных ассоциаций, желание участвовать в проектной деятельности на определенную тему и др.

Анкетирование родителей проводится с целью выявления социокультурных предпосылок музыкального и общехудожественного развития учащихся. Анкетирование родителей дает возможность определить: каковы интересы семьи в музыкально-художественном развитии учащихся, каким видам музыкально-практической деятельности школьников отдают предпочтения в семье, каковы в семье предпосылки для общего и музыкального развития учащегося (библиотека, фонотека, видеотека, наличие музыкальных инструментов, компьютерные игры и др.), какие виды деятельности доминируют в домашних увлечениях учащихся; чем они занимаются вне школы, в часы досуга и др.

Анкета для родителей

_____________класса ДШИ

  1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Дата его рождения ____________________
  2. Занимался ли ребенок музыкой, рисованием, хореографией, тан­цами или какой-либо другой художественной деятельностью в начальной школе (в предшествующем классе)? Укажите какой, где, сколько времени ______________________________________________________
  3. Какому виду деятельности Ваш ребенок отдает предпочтение при самостоятельных занятиях дома? (нужное подчеркнуть): любит петь, рисовать, читать книги, слушать музыку, заниматься техническим творчеством, увлекается компьютерными играми, спортом.
  4. Назовите другие любимые занятия Вашего ребенка_________________

_____________________________________________________________

  1. Есть ли в Вашем доме музыкальные инструменты? Какие? (перечислите) _________________________________________________
  2. Кто на них играет?_____________________________________________
  3. Какую музыку в Вашей семье предпочитают слушать: (нужное подчеркните): классика, народная музыка, современная эстрада (отечественная или зарубеж­ная), джаз, рок, авторская песня, детские музыкально-литературные композиции, сказки, религиозная музыка. Другие записи (назовите их) _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Каким фильмам отдают предпочтение в Вашей семье: драма, мелодрама, исторический фильм, музыкальный фильм, детектив, остросюжетный фильм, комедия, вестерн, боевик, фильм ужасов, мультипликационный фильм (нужное подчеркните). Другие жанры (назовите)__________________________________________________________
  2. Есть ли среди них музыкальные фильмы (назовите)_________________

_____________________________________________________________

  1. Кто из родителей, родственников или других детей в семье имеет специальное музыкальное (художественное) образование или занимается любительской художественной деятельностью? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Назовите род их деятельности___________________________________
  2. Какому направлению художественной деятельности ребенка Вы бы отдали предпочтение в процессе школьного образования? (нужное подчеркните):

– музыкальному развитию (пение, игра на музыкальном инструменте);

– развитию его художественных способностей (рисование, конструирование, художественный труд);

– развитию его хо­реографических способностей (танец, ритмика, хореография);
– развитию его литературных способностей;

– другим видам деятельности (назовите их) __________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Заранее благодарим Вас!
  2. Фамилия, имя, отчество заполнявшего анкету родителя

_____________________________________________________________

Дата заполнения______________________

Подпись_____________________________

Количественная обработка данной анкеты проводится по каждому из ее пунктов по шкале баллов (например, полный ответ – 3 балла; недостаточно полный – 2 балла; частичный ответ – 1 балл; нет ответа – 0 баллов). Таким образом, высокий уровень будет соответствовать 30–45 баллам, средний уровень – 16–29 баллам, низкий – от 15 баллов и ниже.

Таким образом, в анкетировании приняли участие 6 учащихся и 6 родителей. 4 учащихся и 4 родителей показали высокий уровень, 2 учащихся и 2 родителя – средний уровень.

Итак, поиск индивидуальных приемов обучения должен быть основан на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него – все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Задача педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия комплексного универсального развития юного музыканта.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Гелис, М. Методика обучения игре на домре. Методические рекомендации / М.Гелис. Свердловск, 1988.

 

Н.Ф.Олейников. О технике рук домриста, / Екатеринбург, 2004г.

 

Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Высшее образование, 2008.

 

Опубликовано: 18.06.2018