Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальном общем образовании

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Бойко Нина Михайловна

Организация: МКЛУ СОШ №1

Населенный пункт: Воронежская область, г. Острогожск

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Отличительной особенностью ФГОС второго поколения являются требования к структуре основной образовательной программы на каждой ступени обучения, одним из разделов которой является программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должно стать «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям». Переход на новые стандарты деятельности предполагает, в первую очередь, изменение сознания участников педагогического процесса с ориентацией на ценность здоровья. Понимая здоровье как состояние физического, психологического и социального благополучия человека, все участники образовательного процесса определили свои действия как обеспечение условий и реализации средств здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами с 5.6 до 16.4 %, нарушениями осанки – с 1.9 до 16.8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения (30-40%). Охрана здоровья школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Возраста от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Во-первых, кардинально меняется его статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребёнка. Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они очень подвижны. Они бегают, прыгают, катаются на всём, что движется. Лазают, ныряют, плавают, возятся друг с другом, толкаются и иногда дерутся. Поскольку с помощью игр происходит переключение с одного виды деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – то это способствует повышению продуктивности последующей учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния младших школьников.

Обязательно нужно проводить две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц, в том числе с целью поддержания правильной осанки. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одарёнными детьми, работа по индивидуальной программе. Одним из приёмов здоровьесбережения являются «уроки-праздники». На этих уроках каждый ребёнок вовлечён в активную сменяемую деятельность: то он артист, то он художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалочки на переменах, подвижные игры в группах продлённого дня, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы.

Естественно, что невозможно вырастить ребёнка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий, поэтому уже с первых дней школьной жизни вжно учить детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье. Этому способствуют классные часы: «Как вырасти здоровым», «Можно ли самому творить здоровье» (1 класс), «Твоё здоровье и учебная нагрузка» (4 класс); беседы: «Береги глаз, как алмаз», «Алкоголизм и наркомания – это болезнь», «Крепкие зубы – здоровью любы» (3 класс); уроки здоровья: «Уроки Мойдодыра», «Уроки Знайки» (l класс), «Ослепительная улыбка» (2 класс); встречи с врачами-специалистами; обыгрывание ситуаций; игры-путешествия – «Путешествие по городу Здоровейску» (2 класс); круглый стол «Мы хотим расти здоровыми» (3 класс); устные журналы: «Телевизор, компьютер и здоровье» (4 класс), «Движение – путь к совершенству» (4 класс); подвижные игры; спортивные соревнования; конкурсы сочинений; составление фотоколлажей: «Мы отдыхаем», «Спорт и мы» и т. д.

Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 минут) в виде физических упражнений. Физкультурные минуты на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности. Препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус. Приведу пример одной из таких физкульт. пауз, которые я применяю на своих уроках.

Солнечный зайчик

Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (или руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчика» и говорит:

Скачут побегайчики,

Солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут,

Были тут – и нет их тут.

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя «Где зайка?» говорят и показывают рукой.

Методические указания. Игра способствует закреплению стереотипа правильной осанки и тренирует зрительный аппарат.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, но и физически.

Литература

  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы, - М.: «ВАКО», 2011.
  2. Цабынин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград: изд. «Учитель», 2008

 

 

Опубликовано: 14.06.2018