Анализ реальной ситуации через кейс-технологию
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Богданова Надежда Владимировна
Организация: МБОУ «УСОШ им. М.А. Бабикова»
Населенный пункт: Республика Коми, с. Усть-Цильма
Современный мир диктует свои правила. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение. Появляются и новые педагогические технологии. Одной из таких технологий является кейс-технология.
Кейс-технология – это интерактивная методика для обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учеников новых качеств и знаний.
Название методики произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Значение терминов отражает суть методики. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и ищут пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
В методику «Кейс технология» входят следующие методы
- метод инцидента (Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать дополнительную информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.)
- метод разбора деловой корреспонденции (баскетметод) (Метод основан на работе с документами и бумагами. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации или пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.)
- метод ситуационного анализа (Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.)
- Игровое проектирование (Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.)
- Ситуационно-ролевая игра. (Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.)
- Метод дискуссии— обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры.
- Кейс – метод (кейс-стади)
Я подробнее остановлюсь на последнем методе.
Кейс – метод (кейс-стади) – это метод активного проблемно ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Метод обучения зародился в Гарвардской школе в начале XX в. Кейс - это случай из реальной жизни, который излагается ученикам для анализа согласно конкретным задачам, стоящим перед педагогом. Суть метода, в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. То есть, это метод анализа конкретных ситуаций, который дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем.
Цели кейс-метода:
- отработка умений работы с информацией
- активизация познавательной деятельности
- повышение мотивации к учебному процессу
- умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения
- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Общая, глобальная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Классификация кейсов :
|
Содержание кейса |
Цель создания кейса |
Основная обучающая, образовательная задача кейса |
Практический кейс |
Жизненные ситуации |
Познание, понимание жизни |
Тренинг поведения |
Обучающий кейс |
Учебные (условные) ситуации |
Понимание типичных характеристик ситуации |
Анализ, осмысливание |
Научно-исследовательский кейс |
Исследовательские ситуации |
Создание моделей ситуаций |
Исследование, проектирование |
Практические. В кейсе содержатся реальные жизненные ситуации, детально и подробно описанные. Их назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь такие, какими они могут быть в жизни. Ученикам необходимо провести осмысление и анализ ситуации, сделать вывод.
Научно-исследовательские. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Структура кейса
- Введение: «Вызов» - небольшое вступление, сюжетная завязка в виде
- Резюме
- Краткого изложения кейса
- Исходной позиции
- Глоссария терминов
- Ключевых моментов
- Формулировки вопроса
- Описание проблемы: в виде
- Контекста
- Случая
- Фактов
- Решения
- Материалы для решения (Источники кейсов):
Ситуации:
- из реальной жизни;
- из художественной и публицистической литературы;
- из произведений искусства – музыка, изо, кино;
- Статистические данные;
- Научные статьи, монографии.
Интернет
Средства массовой информации;
- Сценарии решения.
Структура обучения методом кейсов
Действия преподавателя (до занятия) |
Действия школьника(до занятия) |
1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника. 3. Разрабатывает сценарий занятия. |
1. Получает кейс и список рекомендаций. 2. Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия: |
Во время занятия: |
1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на группы. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. |
1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После занятия: |
|
1. Оценивает работу школьников. 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. |
|
Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.
Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.
Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:
- Аналитические: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
- Практические: проблема, представленная в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
- Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
- Коммуникативные: среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
- Социальные: в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
- Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыкам.
Источники информации:
- Кейс-метод- активный метод обучения. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/09/09/keys-metod-aktivnyy-metod-obucheniya
- Кейсовое обучение в школе: виды кейсов и рекомендации по использованию метода. http://pedsovet.su/metodika/6389_metodika_keysovogo_obuchenia
- Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС.
- https://znanio.ru/resources/files/medianar/kejs_tekhnologiya/kejs_tekhnologiya.pdf