Анализ реальной ситуации через кейс-технологию

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Богданова Надежда Владимировна

Организация: МБОУ «УСОШ им. М.А. Бабикова»

Населенный пункт: Республика Коми, с. Усть-Цильма

Современный мир диктует свои правила. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение. Появляются и новые педагогические технологии. Одной из таких технологий является кейс-технология.

Кейс-технология – это интерактивная методика для обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учеников новых качеств и знаний.

Название методики произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Значение терминов отражает суть методики. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и ищут пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В методику «Кейс технология» входят следующие методы

  • метод инцидента (Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать дополнительную информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.)
  • метод разбора деловой корреспонденции (баскетметод) (Метод основан на работе с документами и бумагами. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации или пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.)
  • метод ситуационного анализа (Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.)
  • Игровое проектирование (Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.)
  • Ситуационно-ролевая игра. (Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.)
  • Метод дискуссии— обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры.
  • Кейс – метод (кейс-стади)

Я подробнее остановлюсь на последнем методе.

Кейс – метод (кейс-стади) – это метод активного проблемно ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Метод обучения зародился в Гарвардской школе в начале XX в. Кейс - это случай из реальной жизни, который излагается ученикам для анализа согласно конкретным задачам, стоящим перед педагогом. Суть метода, в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. То есть, это метод анализа конкретных ситуаций, который дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем.

Цели кейс-метода:

  • отработка умений работы с информацией
  • активизация познавательной деятельности
  • повышение мотивации к учебному процессу
  • умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации
  • приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения
  • выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Общая, глобальная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Классификация кейсов :

 

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Практические. В кейсе содержатся реальные жизненные ситуации, детально и подробно описанные. Их назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Обучающие. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь такие, какими они могут быть в жизни. Ученикам необходимо провести осмысление и анализ ситуации, сделать вывод.

Научно-исследовательские. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

 

Структура кейса

  1. Введение: «Вызов» - небольшое вступление, сюжетная завязка в виде
  • Резюме
  • Краткого изложения кейса
  • Исходной позиции
  • Глоссария терминов
  • Ключевых моментов
  • Формулировки вопроса
  1. Описание проблемы: в виде
  • Контекста
  • Случая
  • Фактов
  • Решения
  1. Материалы для решения (Источники кейсов):

Ситуации:

  • из реальной жизни;
  • из художественной и публицистической литературы;
  • из произведений искусства – музыка, изо, кино;
  • Статистические данные;
  • Научные статьи, монографии.

Интернет

Средства массовой информации;

  1. Сценарии решения.

 

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника(до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия:

 

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

 

Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

  1. Аналитические: умение отличать данные от информации, классифи­цировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
  2. Практические: проблема, представленная в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической тео­рии, методов и принципов.
  3. Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
  4. Коммуникативные: среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный от­чет.
  5. Социальные: в ходе обсуждения CASE вырабатываются определен­ные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, под­держивать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
  6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и ана­лизу мнения других и своего собственного.

В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыкам.

 

Источники информации:

  1. Кейс-метод- активный метод обучения. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/09/09/keys-metod-aktivnyy-metod-obucheniya
  2. Кейсовое обучение в школе: виды кейсов и рекомендации по использованию метода. http://pedsovet.su/metodika/6389_metodika_keysovogo_obuchenia
  3. Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС.
  4. https://znanio.ru/resources/files/medianar/kejs_tekhnologiya/kejs_tekhnologiya.pdf

 

Опубликовано: 08.02.2018