Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ общеразвивающего вида

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Дзевик Юлия Анатольевна

Организация: КГКОУ школа №1

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск–на–Амуре

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления, она не является врождённой способностью человека и формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Однако, как показывает практика большое количество детей, поступают в школу с нарушениями речи, что в дальнейшем может вызвать проблемы с письменной речью и общей неуспеваемостью.

Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребёнок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владением правильным звукопроизношением.

Овладение родным языком в дошкольном возрасте носит активный, творческий характер. Для создания собственных языковых обобщений на основе факторов речи ребёнок проделывает большую аналитико-синтетическую работу: наблюдает, сравнивает, анализирует, делает выводы, что в конечном итоге приводит к элементарному осознанию языка и его функционально-выразительных возможностей в речи. Личность ребёнка дошкольника развивается в едином процессе формирования мыслительной и речевой деятельности. Поэтому обучение в дошкольный период не может ограничиваться формированием речевых навыков, насколько бы точно они не соответствовали языковым нормам. Обучение в дошкольный период должно обеспечивать формирование у ребёнка осознанного владения средством родного языка.

Изучением особенности развития речи у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Гвоздев, Л.Г. Розенгард-Пупко, А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др..

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью - сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития, но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Важен образец взрослых.

Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом: к первому году – появляются смычки органов артикуляции; к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка-щель); после трёх лет - появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка; к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1г.2 мес. – 2 годам) у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи. К концу шестого года ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас. На седьмом году речь ребёнка становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной. Произносительная сторона речи ребёнка достигает высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, чётко и внятно произносит фразы; говорит громко, но может тихо и даже шепотом.

Неправильное звукопроизношение, является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи.

По данным учёного Е. Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15 - 25 % дошкольников.

Среди нормальных детей дошкольного возраста неправильное звукопроизношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребёнка: понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценны и словарь, и грамматический строй. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Термин «дислалия» означает расстройство речи. Этот термин был введён в 30–х годах XIX столетия Шультессом.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, и, реже их пропусками. В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую). Когда нет органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонении в строении периферического аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.

Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не даёт ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Также дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что затрудняет правильное произношение (артикуляцию).

Дефекты строения челюстей и зубов ведут к аномалии прикуса. Нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов: прогнатия - верхняя челюсть сильно выступает над нижней, в результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними; прогения - нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти; открытый прикус - между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток, в одних случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус); боковой открытый прикус – может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним; неправильное строение зубов – при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, искажая звукопроизношение (исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах, наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет, когда кости ещё достаточно пластичны).

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое) нёбо, или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков. Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют чёткое произношение губных и губно-зубных звуков.

Одной из распространённых причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения. Плохо сказывается на речи детей двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках, ребёнок вставляет в один язык другой). Часто причиной дислалии у детей является педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребёнка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных, мягких и твёрдых свистящих и шипящих. Недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому. Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Также причиной тяжёлой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребёнка.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушается те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например, [м], [н], [т], [п].

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных [р], [л], свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ].

Твёрдые и мягкие согласные нарушаются в одинаковой степени. Если ребёнок неправильно произносит звуки [с], [з], то дефектными оказываются и их мягкие пары, то есть [с’] и [з’].

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба – “ыба”), в середине (параход – “паоход”) и в конце (шар – “ша”).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный [р], когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный [р], когда вибрирует маленький язычок, межзубный [с], боковой [ш], двугубный [л].

Звук может заменяться другим звуком: замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных [к] и [г] взрывными переднеязычными [т] и [д] (кулак - “тулак”, гудок – “дудок”); замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного [с] переднеязычным взрывным [т] (санки – “танки”); замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например [с] губно-зубным [ф] (“фумка” - сумка); замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (“пулка” – булка, “супы” - зубы); замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например мягких твёрдыми и твёрдых мягкими (“ряз” – раз, “пула” - пила).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырёх дефектных звуков – это простая дислалия, если пять звуков и более – сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (свистящие) - это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (ротацизм, сигматизм, ламбдацизм) – это полиморфная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения выделяются следующие виды дислалии: нарушения произношения свистящих [с], [с’], [з], [з’], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.п.); нарушения произношения сонорного звука [р], [р’] - ротацизм и параротацизм; нарушения произношения сонорных звуков [л,] [л’] - ламбдаизм и параламбдацизм; дефекты произношения нёбных звуков – [к] и [к’] – каппацизм; [г] и [г’] – гаммацизм; [х] и [х’] - хитизм; [й] – йотацизм; дефекты озвончения – эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б – п, д – т, в – ф, з – с, ж – ш, г – к. Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью; дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твёрдыми, например, д – д, п – п, к – к, р – р. Исключение составляют только звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [й], которые произносятся всегда мягко и не имеют твёрдых пар.

Таким образом, для правильной речи необходимы: правильная работа центральной и периферической нервной системы; правильная работа костно- и хрящево-мышечных аппаратов речи; нормальное развитие речи в детские годы; правильная речь окружающих людей; здоровые взаимоотношения с окружающими; нормальный слух; нормальная психика.

Нарушения одной из этих областей могут повлечь за собой в той или иной мере определённые речевые расстройства.

Обследование детей начинается с изучения анатомического строения артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.

Отмечаются следующие показатели: губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы); зубы (нормальные, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов); прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный); твёрдое нёбо (высокое узкое, плоское, расщелина, укороченное); мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка, «географический»); подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, толстая).

Далее проводится обследование подвижности органов артикуляционного аппарата. Детям предлагается выполнить различные задания по подражанию или речевой инструкции, например: растянуть губы в “улыбку”, вытянуть вперёд “трубочкой”, чередовать выполнение упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы; показать “лопату”, “жало”, чередовать выполнение упражнений; “качели”, “маятник”, “вкусное варенье”; раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти; надуть щёки, поднять брови, поочерёдное зажмуривание глаз, наморщивание носа.

Следующим этап — это обследование звукопроизношения. В результате этого обследования выявляется умение детей произносить тот или иной звук изолированно и использование его в самостоятельной речи. Для обследования произношения звуков в словах используются наборы специально подобранных предметных картинок: [ч] – мяч, ключ, чайник; [ш] – шапка, душ, машина; [з] – зонт, замок, зубы; [л] – лук, клубок, голубь; [щ] – щука, ящик, овощи; [з’] – зима, газета, земляника; [л’] – лимон, клетка, цапля; [р] – зебра, носорог, тигр; [р’] – моряк, берёза, редис; [с] – собака, компас, сарафан; [с’] – такси, синица, беседка (приложение 1).

Для обследования дифференциации звуков во фразовой речи предлагается детям повторить слова и предложения:

с-ш: Саша идёт по шоссе. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

з-ж: у Зои жёлтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал;

с-с’-ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, качусь. У Сонечки семечки;

т’-ч: учитель, птичка, аптечка, молчать, кричать;

ч-ц: ученица, учительница, качается, цыплёночек, лечебница;

ч-щ: чаща, щеточек, часовщик, щечки;

с-ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница;

л-р: Лара, рояль, балерина, жонглёр, мармелад, зеркало, контролёр.

Обследование слоговой структуры слова осуществлялось через отражённое повторение с опорой на наглядность: градусник, фотоаппарат, экскаватор, регулировщик, сковорода, аквариум, мотоцикл, велосипед.

Изучение состояния фонематического восприятия предполагает повторение слогов с оппозиционными звуками: ба-па-ба; та-да-та; га-ка-га; ба-бя-ба; са-ша-са; жа-за-жа; ча-ща-ча; за-са-за; слов, близких по звучанию, но разных по смыслу: жук-сук; том-дом-ком; мишка-миска; крыша-крыса; речка-редька; пчёлка-щёлка; вечер-ветер; косы-козы.

Данные обследования заносятся в протокол.

 

Имя ребёнка

свистящие

шипящие

сонорные

с

с’

з

з’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

                           

 

Обозначение: нарушение звука «+»; боковое – «б»; межзубное – «м/з»; отсутствие звука – «о»; замена звука – «з»; автоматизация – «а»; горловое – «г».

Кроме форм и видов нарушения звуков, выделяются и уровни нарушения;

Первый уровень (высокий) – характеризуется сформированностью всех звуков родного языка. Ребенок правильно произносит звуки родного языка, как в отраженной речи, так и в самостоятельной в разных позициях (в начале, середине и конце слов).

Второй уровень (средний) – ребёнок неправильно произносит от 1 до 3 звуков.

Третий уровень (низкий) – ребёнок неправильно произносит от 3 и более звуков.

Коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения можно разделить на 2 основных этапа: I – этап – подготовительный, где основными задачами являются: развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. II – этап- формирование произносительных умений и навыков, где в его задачи входит: устранение неправильного звукопроизношения; развитие у детей умение дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

Поскольку исправление звуков проводится поэтапно, то каждый этап имеет свои задачи и содержание работы. Подготовительный этап – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Следующий этап: постановка звука - добиться правильного звучания изолированного звука. На этом этапе: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука. Автоматизация звука – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Происходит постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы). Заключительным этапом является дифференциация звуков. Целью данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

По коррекции звукопроизношения для каждой группы детей составляется индивидуальный план.

Нарушение звука (отсутствие [р]).

Уклад органов артикуляции [р]: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Автоматизация [р]: Спой «песенку мотора».

Произнеси [р] длительно на одном выдохе: р-р-р..; повтори: ар-ор-ур-ыр; ра-ро-ру-ры; ара-аро-ары; тра-тро-тру-тры; атр-отр-утр-ытр; радио, ракета, барабан, гитара, комар, санитар, маршрут, транспорт, крупная морковь, розовый карандаш. Ворона каркает. Мышка грызёт морковку. Трамвай, метро, пароход – транспорт.

Нарушение звука (отсутствие [р’]).

Уклад органов артикуляции [р’]: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжён. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Автоматизация [р’]: Спой «песенку моторчика».

Произнеси [р’] длительно на одном выдохе: рь-рь-рь..; повтори: ри-ре-рё-рю-ря; арь-орь-урь-ирь-ярь; арии-аре-арё-арю-аря; три-тре-трё-трю-тря; рисовать, редька, парик, фонари, фонарь, сухарь, прямой коридор, крепкий орешек. Комарики пищат. Хорёк – дикий зверёк. Во дворе натянута верёвка.

Для постановки звуков [р], [р’] подобранны следующие упражнения:

  1. «Качели» – Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
  2. «Лошадка» – Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка.
  3. «Фырканье» – Цель: развивать вибрацию кончика языка.
  4. «Чьи зубы чище?» – Цель: вырабатывать подъём языка, подвижность и гибкость кончика языка, умение управлять кончиком языка.
  5. «Гармошка» – Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
  6. «Вкусное варенье» – Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

Нарушение звука (отсутствие [л]).

Уклад органов артикуляции [л]: Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Автоматизация [л]: Спой «песенку самолёта».

Произнеси [л] длительно на одном выдохе: л-л-л..; повтори: ла-ло-лу-лы; ал-ол-ыл-ил-ел-юл; ала-ало-алу-алы; гла-гло-глу-глы; алг-олг-улг-ылг-игл; лак, лапа, дела, кулак, падал, самосвал, колокола, молчал, голубое небо, молочная каша. Облака плывут. Кот катал клубок. Голубь купался в луже. Золушка подметала и мыла полы.

Нарушение звука (отсутствие [л’]).

Уклад органов артикуляции [л’]: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами. Средняя часть спинки языка приподнята. Задняя часть спинки языка опущена. Язык напряжён. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Автоматизация [л’]: Спой «песенку самолётика».

Произнеси [л’] длительно на одном выдохе: ль-ль-ль..; повтори: ли-ле-лё-лю; аль-оль-ыль-иль-ель-юль; али-але-алю-алё; гли-глё-глю-гля; липа, лимон, малина, оливки, эмаль, ковыль, лилия, люлька, липовая аллея, тонкий лёд. Лебеди летят. На поляне лютики. В осеннем лесу листопад. Бельчата сидели в дупле липы.

Для постановки звуков подобраны следующие упражнения:

1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепёшка» – Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

2. «Вкусное варенье» – Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

3. «Пощёлкать кончиком языка» - Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъём языка.

4. «Индюк» - Цель: вырабатывать подъём языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

5. «Горка», «Киска сердится» - Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём спинки и корня языка.

6. «Пароход» - Цель: вырабатывать подъём спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Нарушение звуков (межзубное [с], [с’], [з], [з’], [ц]).

Уклад органов артикуляции [с]: Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Автоматизация [с]: Спой «песенку насоса». Произнеси [с] длительно на одном выдохе: с-с-с..; повтори: са-со-су-сы, ас-ос-ыс-ис-яс, аса-асо-асу-асы, ста-сто-сту-сты, аст-ост-уст-ыст-ист; сад, совет, коса, оса, квас, покос, сосна, уксус, вкусный суп, новые сани. Собака кусает. В саду много ос. В саду стоит высокая сосна.

Уклад органов артикуляции [с’]: Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Автоматизация [с’]: Спой «песенку водички».

Произнеси [с’] длительно на одном выдохе: сь-сь-сь..; повтори: си-сё-ся-сю, аси-оси-ыси-исе-уся, сияние, сидение, такси, бусинка, боюсь, умываюсь, сесть, смесь, гусиная семья, синяя бусина. Сито висит. У гуся гусята. В пакете семь сосисок. На осине сидит кот Васька.

Уклад органов артикуляции [з]: Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Автоматизация [з]: Спой «песенку комара».

Произнеси [з] длительно на одном выдохе: з-з-з..; повтори: за-зо-зу-зы, аз-оз-ыз-из-яз, аза-азо-азу-азы, зна-зно-зну-зны; запад, зайка, база, коза, завязать, зазнайка, новый зонт, знакомый музыкант. Козы пьют воду. Фазаны пьют воду из таза. В вазах мимозы и незабудки.

Уклад органов артикуляции [з’]: Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Автоматизация [з’]: Спой «песенку комарика».

Произнеси [з’] длительно на одном выдохе: зь-зь-зь..; повтори: зи-зё-зю-зя, ази-озя-ызи-изю, аза-азо-азу-азы, зми-зве-зню-зня; зима, зимовьё, магазин, гимназия, зимний день, ядовитая змея. Хозяин везёт бензин. Тузик зевает у магазина.

Уклад органов артикуляции [ц]: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [с], а кончик языка остаётся на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Автоматизация [ц]: Подражайте девочке, которая просит не шуметь «песенку комара». Произнеси [ц] длительно на одном выдохе: ц-ц-ц..; повтори: ац-оц-ыц-иц-яц, аца-ацо-ацу-ацы, цва-цво-цву-цвы; боец, конец, овца, водица, цокот, цыган, цветные пуговицы, букет цветов. Вот пуговица. Птица пьёт водицу. На окне цветут цветы.

Для правильной постановки подобраны следующие упражнения:

  1. «Наказать непослушный язычок» - Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
  2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепёшка» – Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
  3. «Качели» – Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
  4. «Язык перешагивает через зубы» - Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
  5. «Почистим зубы» - Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
  6. «Пирожок» - Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Уклад органов артикуляции [ж]: Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло дрожит (есть голос).

Автоматизация [ж]: Спой «песенку жука».

Произнеси [ж] длительно на одном выдохе: ж-ж-ж..; повтори: жа-жо-жу-жи, аж-ож-иж-яж, ажа-ажо-ажу-ажи, жна-жно-жну-жни; жаба, жакет, пижама, вожак, жажда, жужжать, кожанный жакет, бумажный жук. Ёжик пыхтит. Я вижу жуков. Ежу на ужин жук не нужен. У детей пижамки и кожаные жакеты.

Нарушение звуков (боковое [ч], [щ]).

Уклад органов артикуляции [ч]: Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Автоматизация [ч]: Спой «песенку поровозика».

Произнеси [ч] длительно на одном выдохе: ч-ч-ч..; повтори: ча-чо-чу-чи, ач-оч-ич-яч, ача-ачо-ачу-ачи, чта-что-чту-чти; пугач, дочь, пачка, бочка, кочан, бычок, чайка, чайник, чечётка, чемоданчик, ягодная начинка, тёмная тучка. Ученик купит учебник. На дочкиной кофточке пуговички. У девочке в баночке бабочка. У птички домик на веточке.

Уклад органов артикуляции [щ]: Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Автоматизация [щ]: Спой «песенку щётки».

Произнеси [щ] длительно на одном выдохе: щ-щ-щ..; повтори: ща-що-щу-щи, ащ-ощ-ищ-ящ, аща-ащо-ащу-ащи; щука, щенок, пища, вещи, хвощ, помощь, овощные щи, хищная щука. Вот щенята. Щенок пищит в ящике. Щенок пищит и тащит щётку. У Кати книга о хищных щуках.

Для правильной постановки этих звуков подобраны следующие упражнения:

  1. «Горка» – Цель: выработать подъём передне-средней части спинки языка умение быстро менять положение языка.
  2. «Пирожок» - Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
  3. «Язык перешагивает через зубы» - Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
  4. «Грибок» - Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
  5. «Фокус» - Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
  6. «Саночки» - Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Таким образом, правильно подобранные упражнения в игровой форме, организация поэтапной работы по коррекции звукопроизношения, учёт этиологии и структуры нарушений звукопроизношения помогут в процессе постановки звуков. Для проверки эффективности выделенных педагогических условий необходимо провести контрольный срез.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести в дальнейшем будущих школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей.

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения учёта ведущего вида деятельности дошкольников; учёта этиологии и структуры нарушений звукопроизношения; организации поэтапной работы по коррекции звукопроизношения.

 

Библиографический список

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис»». СПб., 1994.
  2. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000.
  3. Волоскова Н.Н. Белякова Л.И. Логопедия. _ М.: М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС, 2013.
  4. Гвоздев А.И. Вопросы детской речи. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007.
  5. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
  6. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Дидактические наглядные материалы. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. - СПб., 2006.
  9. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2002.
  10. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е., испр. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В. И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС, 1997.
  12. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение», 1973.
  13. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
  14. Спивак Е.Н. Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
  15. Спивак Е.Н. Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
  16. Филичева Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/ Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. – М.: Просвещение, 1989.
  17. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1/ Хватцев М.Е.; под ред. Р.И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

 

Опубликовано: 03.02.2018